Киев, мать городов русских, был колыбелью нашего искусства. Он послужил первою почвою, на которую пали семена христианства, занесенные из Византии, и где они получили самый ранний уход. Здесь построены были и первые церкви, в которых нашла себе место церковная живопись. Какого рода была эта последняя, и из чьих рук вышли первые произведения киевской церковной кисти, — об этом дошло до нас несколько любопытных, но, к сожалению, отрывочных сведений в Печерском Патерике и начальной летописи. В первом рассказываются обстоятельства появления Печерского монастыря, быт и подвиги его первых насельников и между прочим история построения великой Печерской церкви. Строителями последней были четыре мастера зодчих, пришедшие из Царьграда по указанию свыше. И вот в каком именно виде изображаются подробности этого дела. Богоматерь в сонном видении вызвала мастеров во Влахерны — известное предместье Константинополя, где находился знаменитый монастырь с существовавшею при нем школою царских иконописцев, и здесь не только заповедала им «взградити себе церковь» на Руси, но и дала для нее мощи святых и свою икону со словами: «та наместная да будет». С этою чудотворною иконою зодчие прибыли в Киев и вручили ее удивленным чудесным посольством преп. Антонию и Феодосию. Спустя десять лет, в 1083 году, когда великая церковь была уже окончена строением, но еще не отделана и не освящена, пришли, по сказанию Патерика, из того же богохранимого Константина града мастера иконного писания к блаж. Никону, бывшему тогда печерским игуменом (1078—1088), и сказали ему, что приглашены расписать живописью церковь, но при этом изъявляли негодование на неисполнение одного условия, заключенного ими с нанимателями. Церковь оказывается гораздо больше той, которую они подрядились расписать, и потому они готовы возвратить полученное в задаток золото и отправиться обратно домой. Разумеется, это заявление поставило игумена и всю братию в величайшее недоумение: подобного уговора они ни с кем не заключали, и приезд иконописцев был для них совершенною неожиданностью. Византийцы, в свою очередь, представляли свидетелей договора, описывали наружность двух иноков-старцев, заключавших с ними условие, и по этому описанию монастырская братия узнала в явившихся не кого другого, как препп. Антония и Феодосия. Но прошло уже несколько лет, как они умерли, и, следовательно, могли явиться византийцам не иначе, как в видении. Для удостоверения игумен вынес живописцам икону преподобных, и «видевши греци образ ею, поклонишася, глаголюще, яко сии еста воистину». После этого они остались в монастыре и с благоговейным усердием принялись за украшение его великой церкви мозаикой и живописью. Таков рассказ Патерика Печерского. Как бы ни относился историк искусства к его содержанию, он должен будет прийти на основании его к тому несомненному заключению, что для расписывания Печерской церкви иконники были наняты за определенную плату в Константинополе, причем с ними заключено было условие, в котором показаны были размеры церкви и объяснено, какие и где поместить в ней священные изображения.
|
|
|
|
Византийские художники, вызванные для росписи Киево-Печерского храма, и были одними из числа первых насадителей византийской иконописи в Русской земле. Они, по словам Патерика, вместе с мастерами-каменоздателями, живот свой скончали в Печерском монастыре и были погребены в нем в особом притворе. Благодаря им, здесь образовалась своя живописная в некотором роде школа, в которой учились иконному мастерству природные русские и между ними преподобный Алипий Печерский. В ранней молодости он отдан был своими родителями в научение «иконного писания» греческим мастерам; в качестве ученика помогал им при отделке мозаикой и живописью великой Печерской церкви и за время расписывания последней хорошо изучил иконописное искусство. Иконы писати, — замечает о нем биограф, — хитр бе зело». Постриженный в иноки, он все время, свободное от церковных служб и келейного правила, проводил в писании икон: работал на игумена, братию и свой монастырь, снабжал своим рукоделием сторонние церкви, принимал заказы от частных лиц и все это делал не ради прибытка и не требуя вознаграждения себе за труд. Работою своей платил он за краски; полученное от христолюбцев за иконы шло у него на милостыню нищим. Разумеется, дорого ценились произведения, выходившие из кельи искусного и добродетельного иконника, к тому же еще при жизни прославленного от Бога даром врачевания болезней. Иконы Алипиева письма были известны не только между простыми христолюбцами, но и людьми знатными, как в Киеве, так и далеко за пределами его области. Всей душой преданный своему рукоделию, преп. Алипий не переставал писать иконы до самой своей смерти. Достоверно не известно, были ли у него ученики; но позднейшее сказание, занесенное в русский иконописный подлинник, об одном из печерских чудотворцев, по имени Григорий, передает, что он «был сотрудником преп. Алипия» и написал много икон. Жизнеописатель последнего — печерский инок Поликарп прикровенно дает понять, что к авторитетному голосу преп. Алипия чутко прислушивались другие живописцы, бывшие уже в то время в Киеве в немалом числе.
Чем послужил Корсунь для Киева при св. Владимире, тем стал потом Киев для всех остальных городов русских. Из него, как средоточия тогдашней религиозной жизни, христианство шло к окраинам России; вместе с верою переносились сюда церковно-обрядовые порядки, а с ними и церковное искусство. Первые храмы в Ростове, Суздале, Новгороде и других городах устраиваются и отделываются по образцу киевских. Фрески, иконы и мозаика являются здесь, как и там, главным средством к украшению церквей и исполняются руками тех же византийских мастеров и их учеников из русских, что и в Киеве. К сожалению, половецкие и татарские погромы, нанесшие удар благосостоянию нашей древней столицы, весьма рано положили конец и ее художественно-просветительному влиянию.
Важнейшим этапом в начальном периоде древнерусского зодчества было строительство церкви Богородицы Десятинной. Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского лето, писания, сообщает «Повесть временных лет: «Окончание строительства церкви летописи относят к 996 г. (срок строительства больших каменных храмов па Руси в б—7 лет был обычным). (церковь строилась не как простой дворцовый храм, а как кафедральный собор; именно так называет ее летописец Нестор в своем «Чтении о Борисе и Глебе». Вторично, очевидно после каких-то перестроек, церковь освящается в 1039 г. при Ярославе Мудром. Летописи сообщают о захоронении в ней князей, о неоднократных разгромах и печальной судьбе этого сооружения, которое послужило последним оплотом героических защитников Киева в трагические декабрьские дни 1240 г. Прорвавшиеся в детинец через Софийские ворота орды Батыя осадили Десятинную церковь, где заперлось много народа. Стенобитными орудиями татары стали крутить здание, пока не рухнули своды.
|
|
Руины здания стояли до XVII в., затем в юго-западном углу с использованием остатков южной стены была построена небольшая церковь, а но остальной части древнего здания произведены раскопки. Судя По рисункам и описаниям, на древней части здания, сохранившегося на высоту около 6— 7 м, были видны два яруса окон как писал очевидец ремонта церкви в 1758 г., «слова греческие, изображенные на внешней стене между большими, круглыми, муравлеными украшениями. В 1824 г. по поручению митрополита Евгения Болховитинова К. А. Лохвицкий открыл все фундаменты здания и составил его план. В 1820 г. в связи с возникшей идеей восстановить Десятинную церковь, а по существу, построить на ее руинах новое здание, Академия художеств командирует в Киев архитектора Н. Е. Ефимова. Он еще раз вскрыл и обмерял древние фундаменты и составил проект церкви, план которой был сравнительно близок по характеру к плану древнего здания. Следует отметить, что хотя чертеж Н. Е. Ефимова был далек от современных требований науки, но, как показали последующие исследования памятника, значительно приближался к истине. Перед западным входом Ефимов обнаружил квадратные в плаке фундаменты двух каких-то пилонов, возможно, пьедесталов для «медяных коней». Построенная в 1828— 1842 гг. по проекту В. Д. Стасова новая Десятинная церковь на столетие исключила возможность исследований древнего здания, и предпринятыми в 1908—1914 гг. Д. В. Милеевым раскопками удалось изучить лишь восточную и северную части памятника. Эти исследования позволили получить исчерпывающие сведения о строительной технике Десятинной церкви и совершенно не дали данных для реконструкции ее облика. Эти данные в определенной мере удалось получить в результате исследований древней постройки Десятинной церкви в 1938— 1939 гг., предпринятых М. К. Каргером. Проведенные с большой тщательностью и на высоком научном уровне раскопки все же не дали всех нужных для реконструкции данных.
|
|
По площади Десятштая церковь занимала пространство 35X37 м (без выступов абсид и пилястр) и из всех древнерусских зданий Киева уступала по своим размерам лишь Софийскому собору. Фундаменты здания были ленточными, сложены бутовой кладкой на известковом с примесью цемянки растворе. Глубина залегания фундаментов центральной части здания 140 см, ширина 110—130 см, а в западной и северо-западной наружных стенах ширина фундамента достигала 2 м.
Под всеми фундаментами, как и в дворцовых зданиях, были уложены деревянные лежни. Эта характерная для всей киевской архитектуры конца X — начала XII в. техника заложения фундаментов вызывала многие споры исследователей, видевших в ней то изобретение пришлых строителей, боявшихся строить па мягком киевском грунте, то привычку к деревянным основаниям древнерусских плотников. Очевидно, в условиях киевского рельефа с его многочисленными оврагами, а также глубоким культурным слоем, оставленным предшествующими веками, вопрос о сложности строительства на «рушеном грунте» играл значительную роль для первых строителей каменных зданий, и подобные методы укрепления грунта, известные, кстати, византийским мастерам, были вполне закономерно приемлемы. В XII в. киевские строители отказались от этого приема, но старались закладывать фундаменты на большую глубину, часто — на материковом грунте. Стены Десятинной церкви, в основном, были сложены из кирнича-плннфы размером 31X31X2,5 см, кирпич изготовлен из каолиновых глин и обожжен в сооруженных около места строительства специальных печах. Как показали исследования Д. В. Милеева и М. К. Каргера, ядром Десятинной церкви был шестистопный крестовокупольный храм. Ширина его центрального нефа равнялась 7 м. Этот тип был известен в византийской архитектуре X—XI вв., правда в столичной византийской архитектуре был общепринят так называемый сложный тип крестовокупольной системы (со второй парой столбов к востоку от центрального подкупольного пространства), а простой, при котором алтарная часть начиналась нипосредственно за восточной парой центральных столбов, в большей степени характерен для провинциального византийского зодчества. С севера и юга к центральному ядру примыкали широкие галереи. К западу от центрального ядра находились два ряда помещений с неясной планировкой, давшей повод для самых различных их реконструкций. Особенно много сомнений вызывали две пары перпендикулярных фундаментов, примыкавших к западной стене центральной части. Расстояния между каждой парой столь узки, что разместить между ними какие-либо помещения очень трудно.
Существует несколько реконструкций плана и объема Десятинной церкви, но построении ее западной части все еще остается неясным. Так, трудно установить, была ли структура фундаментов усложнена результатом позднейших перестроек или здесь имели место изменения плана в процессе строительства.
Реконструкция композиции Десятиннон церкви усложняется одним любопытным сообщением письменного источника XIV в. — «Списком русских городов дальних и ближних, в котором говорится: «Киев деревян, на Днепре, а церкы: святая Богородица десятиннаа, камена, была о полутретьятцати (т. е. 25.) версех, а святая София о 12 версех». Большинство исследователей считают, что составитель Списка явно преувеличил количество глав церкви, но едва ли можно сомневаться в том, что церковь была многоглавой.
Пятиглавым крестовокупольным храмом с двумя галереями но бокам представлял Десятинную церковь американский исследователь К. Д. Конант. отбросив при этом всю западную часть, считая, по-видимому, ее позднейшей. II. И. Врунов выдвинул гипотезу о том, что западные пристройки могли быть частями двух дворцовых корпусов, а спаренные фундаменты считал лишь основаниями лестниц, ведущих на хоры. К гипотезе Н. И. Врунова скептически отнесся М. К. Каргер, хотя мысль о лестницах находит подтверждение на чертеже Н. В. Ефимова. На это обстоятельство почему-то не обратили внимание все исследователи, занимающиеся реконструкцией Десятинной церкви. Основным вопросом реконструкции облика здания в целом явилось определение его композиционной структуры. Если считать, что в основе здания лежит шестистолпный крестовокупольный храм, то естественно предположить, что здание имело осевую композицию. Именно так ее реконструирует Н. В. Холостенко, предполагая, что центральное внутреннее пространство храма было решено аналогично Спасскому собору в Чернигове, т. е. южный и северный рукава пространственного креста были отгорожены аркадами от центрального подкупольного пространства, в связи с чем здание приобретало некоторую базиликальность. Эту мысль, высказываемую и раньше, Н. В. Холостенко трактует боковые галереи как одноэтажные притворы, равно как и помещении западной части; все сооружение исследователь в своей реконструкции перекрывает шестнадцатью куполами различного диаметра. Иную реконструкцию — с сохранением осевой структуры композиции, но двухэтажными галереями и притворами — предложил Асеев в макете древнего Киева, выполненного Д. П. Мазюкевич. Близкую к этой по характеру реконструкцию предложил Г. Н. Логвин: он предусматривает в угловых членениях западной части не две, а одну башню. В композиции интерьера Г. Н. Логвин решительно возражает против построения его подобно черниговскому Спасскому собору и считает, что в Десятинной церкви центральное внутреннее пространство имело центрический (как в киевском Софиевском соборе) характер. Исследование собора Кловского монастыря, во многом повторявшего композицию Десятинной церкви, дало основание автору книги предложить новую реконструкцию, в которой четко выделяется шестистолпиый крестовокупольный объёмы основной части здания с осевой направленностью. Церковь представляется с притворами и ведущими на хоры двухмаршевыми лестницами, расположенными в четырехугольных в плане башнях. Конечно, и эта реконструкция не решает спорных вопросов о первоначальном облике здания и не исключает новых, более обоснованных реконструкций, равно как и правомочности иных точек зрения.
Особо следует остановиться на внутреннем убранстве Десятинной церкви. Церковь внутри была расписана фресками, а в центральной части украшена настенными мозаиками, мозаичные полы выложены из различных пород мрамора, порфира, шифера и других пород камня. Церковь называли «марморяной», что подтверждают многочисленные находки мраморных деталей. Интересны находки черепицы большого размера (65X35 см), покрывавшей фасадные полукружия — закомары, прямоугольных оконных стекол, полукруглых и зубчатых кирпичей от полуколонок и зубчатого (перебрикового) орнаментов, фрагмента западной стены с остатками закомары с карнизом, на котором сохранился орнамент, полуколонок со следами орнаментальной росписи (что свидетельствует о применении росписей снаружи здания), а также обломка двухступенчатой ниши наружной стены, которая по решительному выводу исследователя памятника М. К. Каргера «безусловно не была рассчитана на покрытие штукатуркой». К любопытным находкам, относящимся к Десятинной церкви, следует отнести схематическое изображение трехнефной постройки, напоминающее план центральной части Десятинной церкви. Изображение выложено светло-желтой глиной в пазах, вырезанных на плоскости земли. Оно находилось у печей, в которых обжигали кирпич для Десятинной церкви. С. Р. Килиевич, исследовавшая изображение, пришла к выводу, что это мог быть эскиз, изображающий не план, а фасад центральной части Десятинной церкви. Такое изображение в истории архитектуры встречается впервые и хотя нет уверенности В том, что конкретно оно изображает, но с определенной долей вероятности его можно отнести к каким-то графическим упражнениям строителем здания.
Церковное искусство украинских земель после монголо-татарского нашествия постепенно получило свое особенное направление развития. В 1-й трети XIV — нач. XV в. произошло объединение литовских, украинских (исключая юго-западные области), белорусских и части великорусских земель в составе ВКЛ. Образование нового гос-ва, население которого имело по преимуществу восточнославянские корни, создавало предпосылки для консолидации нескольких восточнославянских народностей, формирования белорусского и украинского языков и культуры.
Становление ВКЛ в условиях борьбы с русскими князьями, противостояния неослабевавшей угрозе со стороны южных соседей на некоторое время приостановили развитие каменного зодчества, и церковное строительство было по преимуществу деревянным. Новые мон-ри основывались в ранее сложившихся центрах феодальных княжеств западных земель Др. Руси. Насколько позволяют судить немногие сохранившиеся материалы, церковное строительство продолжало старые традиции, мон-рям было присуще наличие нескольких церквей, концентрическая композиция и иррегулярная планировка.
Совершенно иначе развивалось церковное искусство галицко-волынских земель. Здесь осуществлялось обширное каменное строительство, постепенно формировались и одновременно существовали разнообразные, нехарактерные для древнерусской традиции типы каменных церквей. Наиболее широкое распространение получили небольшие по размерам и скромные по декоративному оформлению зальные трехкупольные и однокупольные храмы, архитектура которых несла заметное влияние западного романского и в меньшей степени готического искусства. Появились бесстолпные центрические церкви — Васильевская церковь-октоконх во Владимире-Волынском (рубеж XIII–XIV вв.). Два других типа сформировались на основе прямоугольного в плане сооружения с примыкающими к нему по продольной оси меньшими по размерам объемами. Первый — двухчастный — составляли храм и пристроенный к нему с восточной стороны алтарь, завершенный полуциркульной или граненой апсидой. Второй — трехчастный («трехдельный») — дополнительно включал с западной стороны храма объем притвора («бабинец»). К двухчастным осевым храмам относятся Никольская церковь в Каменце-Подольском (XIII в.), имеющая боковые симметричные часовни, и Пятницкая церковь во Львове (XIII — 1-я пол. XIV в.). К «трехдельному» типу принадлежат двухстолпная с элементами готической архитектуры церковь Рождества Богородицы в г. Рогатин Ивано-Франковской обл. (рубеж XIII–XIV вв.), расположенная в его окрестностях, в с. Чесники, трехкупольная Николаевская церковь (XIV в.), Покровская в Луцке (XV в.), бескупольная Вознесенская в пос. Лужаны Черновицкой обл. (1453–1455).
Планировочная структура осевого бесстолпного каменного храма широко использовалась как в православном, так и в католическом строительстве. Примером тому могут служить храмы в пос. Ширец Львовской обл.— костел Станислава (1400) и Троицкая церковь (XVI в.). Тема трехчастного каменного храма, получившая в дальнейшем множество своеобразных архитектурных вариаций, оказалась самой устойчивой во времени и сохранялась в православном зодчестве многих регионов Украины на протяжении XIII–XVIII вв., что, по мнению специалистов, объясняется близостью к деревянному храмостроению.
Разделение Русской Церкви на две части — Киевскую и Московскую митрополии (1458) наложило отпечаток на дальнейшее развитие церковного искусства в западнорусских землях. Исключение составляли Смоленская земля, Правобережная Украина (ныне Харьковская и Сумская обл.), а также Чернигов и Новгород-Северский, которые на рубеже XV–XVI вв. отошли к Московскому гос-ву и соответственно вошли в юрисдикцию Московской митрополии.
В целом же можно констатировать, что новейшие научные, религиозно-философские и художественные идеи католического и протестантского Запада, проникавшие и укоренявшиеся во всех сферах культурной жизни края, в каждом из видов православного искусства проявлялись по-своему, прививались опосредствованно в процессе сложной и растянутой во времени эволюции традиционных форм, но следование канону в церковном искусстве оставалось неизменным.
Новые черты в православном церковном зодчестве. В Остроге, Луцке, Львове, Вильне и многих других городах при поддержке местных магнатов — князей Острожских, Сапег, Ходкевичей, Тышкевичей и др.— были основаны новые мон-ри. Тесно связанные с православными братствами, они являлись центрами духовной жизни края, одним из результатов деятельности которых стало развитие и обновление православного искусства. Православные братства и мон-ри получили распространение в это время преимущественно в западных и центральных областях Украины и Белоруссии, где активно развивалось каменное зодчество. На западе Украины возникли Троицкий монастырь-крепость в с. Межиричи Ровенской обл. (XV–XVII вв., ктитор кн. Александр Острожский), Николаевский мон-рь в с. Мильцы Волынской обл. (XVI в.), Троицкий монастырь-крепость в с. Успенское-второе Ровенской обл. (каменная церковь — 1610), Успенский — в Почаеве (XVI в.), Крестовоздвиженский монастырь-скит в с. Манява Ивано-Франковской обл. (1611) Приднепровье — Фроловский мон-рь в Киеве (1566).
Инициаторами обновления церковного искусства стали православные братства, активная научная, педагогическая, книгоиздательская деятельность которых проходила в тесном контакте с православными центрами Греции, Валахии, Молдавии. Влияние католических культурных центров — Италии, Германии, Чехии, Польши (в первую очередь Кракова) — осуществлялось постепенно, по мере расширения на территории края прозелитической деятельности католиков и протестантов. Западные влияния кардинальным образом обновили светскую городскую культуру и вслед за ней — православное искусство.
Храмы Успенского братства и Онуфриевского мон-ря во Львове, а также церкви, построенные князьями Острожскими в принадлежавших этому роду Остроге, Дермани, Межиричах, позволяют составить представление об основных направлениях развития православного церковного зодчества XVI в. В архитектурном решении Богоявленского собора в Острожском замке (2-я пол. XV — нач. XVI в.) и Троицкой церкви Межиричского мон-ря (XV в.) очевидно обращение к прерванной традиции древнерусского четырехстолпного, крестово-купольного храма с тремя апсидами и пятью шлемовидными главами. Вместе с тем эти храмы значительно отличаются от своих прототипов упрощением внешних форм сооружения, почти не отражающих построения внутреннего пространства, крестообразная структура которого прочитывается только в рисунке фасадов посредством выделения в их центральной части крупных вертикальных членений в форме закомар. Данная типологическая линия не получила значительного распространения на Украине, где едва ли не единственным примером ее продолжения можно считать главную церковь Успенского мон-ря-крепости в с. Зимно Волынской обл. (1495–1550) (см. Святогорский Зимненский мон-рь).
Во 2-й пол. XVI в. отчетливо проявилась и другая линия православного церковного строительства, связанная с зальными базиликальными бесстолпными сооружениями, имеющими осевую композицию нерасчлененного внутреннего пространства и внешне монолитный объем храма. К данному типу относятся Онуфриевская церковь во Львове (1550, боковые приделы пристроены в 1701 и 1902), трехапсидная Успенская церковь в с. Крылос Галичского р-на (нач. XVI в.), Успенская церковь Уневского мон-ря-крепости (сер. XVI в., с. Межгорье Львовской обл.) и др.
Во 2-й пол. XV–XVI вв. храмостроительство Украины и Белоруссии испытало влияние крепостной гражданской архитектуры. Среди названных памятников церковного зодчества значительное число составляют монастыри-крепости и приспособленные к обороне храмы. Существенной особенностью храмовых сооружений этого времени стали такие характерные для оборонительного зодчества черты, как встроенные и пристроенные к стенам башенные объемы, арочные ярусы машикулей и бойниц.
Особое место в архитектуре Галиции занимают стилистически безупречные ренессансные постройки Львовского Успенского братства — Успенская церковь (1591–1629, архитекторы П. Римлянин, В. Капинос, А. Прихильный), многоярусная колокольня — башня («вежа») Корнякта (1572–1578, архитекторы П. Барбон, П. Римлянин). Они не имеют аналогов ни в других регионах Украины. Начиная с XVI в. для возведения наиболее значимых каменных храмовых сооружений православная Церковь стала привлекать профессиональных архитекторов. Как правило, они составляли интернациональные коллективы зодчих, среди которых наряду с местными мастерами были выходцы из Италии, Германии, Чехии, Польши. Подобная организация работ осуществлялась на Украине вплоть до кон. XVIII в.
Первая половина XI в. в истории миро кото зодчества знаменуется интенсивным развитием каменного строительства. Это время, когда архитектура Европы пробуждается от долгого сна, в котором она находилась долгие века раннего средневековья. В Европе начинается расцвет романской архитектуры. Во Франции строятся церкви в Мои-Сен Мишель (1023—1039), Жюмьеже (1037- 1067) нРуане(1037 — 1063), в Германии — Шпайерский собор (1030). В Византин возводятся лучшие постройки средиевизантийского периода — церкви в Осиос Лукас и в Дафии, храмы XI в. Константинополя. На рубеже X и XI вв. зодчий Трдад строит собор в Ани, а в 1036 г. том был со-здп н один из лучших памятников армянской архитектуры — храм Спасителя. В 1010—1029 гг. К. Арсакидэе строит прославленный Свети-Цховсли в Мцхете, а в 1030 г. И. Канчанели создает замечательный памятник грузип-ского зодчества — храм в Самтавнси. Древний Киев не стоял в стороне от мирового архитектурного процесса. В первой половине XI в. здесь формируется строительная школа с ярко выраженными чертями новаторства. Ее развитие проходит в творческом общении с передовыми школами Византии и несомненном знакомстве с достижениями архитектуры Квропы, Балкан, Кавказа и Ближнего Востока. На Руси в эту пору создаются три самые выдающиеся постройки домонгольского периода — Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, сыгравшие исключительно важную роль в развитии архитектуры восточнославянских народов.
Блистательное время Владимира Святославича, время укрепления единства Руси и выхода ее на мироную арену истории, успешной обороны от натиска печенегов и установления равноправных отношений с Византийской империей померкло к концу его правления. Процесс развития феодальных отношений неотвратимо вел страну к феодальной раздробленности, и ее первые симптомы проявились в военном конфликте между Владимиром и его сыном Ярославом Новгородским. Смерть Владимира в 1015 г. послужи-
л а поводом для затяжкой, почти 10-летней феодальной войны, охватившей всю Русь, «первых времен усобицы», как называл это время автор (Слова о полку Игоревен И если борьба за киевский стол закончилась в 1019 г. победой Ярослава, то война с Мстиславом Тмутараканскнм, в которой Ярослав потерпел в 1024 г. под Листвен» м решительное поражение, привела в 1026 г. к раздроблению государства: Правобережье Днепра и Новгород остались за Ярославом, а Левобережье н Тмутаракань были отданы Мстиславу. В Пскове сидел Судислав, в Полоцкой земле хозяйничали Изя-славичи, в Новгороде правила феодально-боярская верхушка. К тому же, над Русью опять нависла печенежская угроза. С начала 1030-х годов печене-
Битва с печенегами в 1036 г. на «ноле вне града», где в 1037 С, был заложен Софийский собор. Миниатюра Радзи вилловской летописи.
ги, теснимые с востока торками и половцами, устремились на запад и усилили натиск на южные границы Руси. Ярослав в 1032 г. срочно начинает строительство новой оборонительной линии по реке Рось, южнее Владимировой оборонительной линии по реке Стугне. Строятся десятки крепостей, в том числе Корсунь и Юрьев (Белая Церковь). [ 1оследний становится ключевым опорным пунктом этой линии. Строительство городов вдоль Росп привело к концентрации в Киеве значительных кадров мастеров, сыгравших, как можно предполагать, существенную роль в дальнейших строительных замыслах Ярослава Мудрого. В 1036 г. основные силы передвигавшейся на запад печенежской орды осадили Киев. Поспешивший па Нов города Ярослав в тяжелейшей битве наголову разбивает врагов. Победи Руси над печенегами означала окончание почти столетней борьбы, истощавшей силы молодого государства, и была со-
бытием чрезвычайной важности. В торжественной записи под 1036 г. летописец писал: «И нобегоша печенези разно, и не ведяхуся, камо бежати... а прок их пробегоша и до сего дни» |86, с. 102], т. е. больше печенеги на Русь не нападали. В том же году произошло событие, ие менее валяное Для Руси: после смерти Мстислава Тмутараканского Ярослав Мудрый опять объединяет Русь вокруг Киева, став исамовластець Русьетой земли». Он срочно предпринимает меры по укреплению единства государства: расправляется с новгородским по.-адииком Константином, заключает в «поруб* Суднслава, ставит в областных центрах управителями своих сыновей, упорядочивает дела киевской метрополии, укрепляет международное значение
Центральная часть города Ярослава. Макет.
своей династии браками сыновей и дочерен с иноземными властителями и отстраивает свою столицу — Киев, которому отныне суждено быть не только главным городом Руси, но и одним из крупнейших международных центров, соперником «столицы мира? — Ко нстантннополл.
Под 1037 г. киевский летописец сообщает: * В лето 6545 г. Заложи Ярослав город великий, у него же града суть Златыя врата, заложи же п церковь святые Софья, митрополью. и по семь церковь на Золотых воротех святыя Богородица благовещенье по семь святаго Георгин ма насты рь и святыя Ирины [86, с. 102] и дальше:
• Ярослав же сей...любим бе книгам, п мкогы написа положи в Софье церкви, юже созда сам. У краен ю златом и сребром... И ины церкви ставляша по градом и по местам» (86, с 103]. Как считают все исследователи древнерусской архитектуры, в этой записи дана суммарная оценка строительной деятельности Ярослвва Мудрого. Расходятся лишь во времени начала этой деятельности: некоторые исследователи на основании сообщения новгородских летописей и граффити на стене Софийского собора, которую они считают записью 1032 г., склонны датировать его заложение или 1017-м годом, или временем более ранним, чем 1037 г. Jib]. Однако внимательный и объективный анализ летописных текстов, эпиграфических источников (надписей граффити на стенах Софийского собора) и исторической обстановки времени правления Ярослава Мудрого дают все основания считать правдивым сообщение «Повести временных лет», уточнившей эту дату в предшествующем рассказе о битве под Киевом в 1036 г. «на месте, иде же строить ныне святая Софья митрополья русьская: бе бо тогда поле вне града» [86, с. 102]. Изображение детей Ярослава Мудрого взрослыми (старший сын Ярослава Владимир родился в 1020 г.), сообщения из византийских источников, подтверждающих дату разгрома печенегов под Киевом в 1036 г., анализ архитектурных форм собора и сроков его строительства и, наконец, факта нового объединения Руси в 1036 г. под нлпетью Ярослава Мудрого, что вызва ло необходимость в расширении столичного города и строительства «общерусского религиозного центра» -- «Митрополии русьскон»,— убеждают нас в том, что наиболее аргументированной датой строительства Киевской
Софии следует считать 1037—1044 гг.[1] На нагорном плато, в центре которого был построен Софийский собор, находился обширный старинный некрополь. Там возвышались языческие курганы, в частности могила князя Дира, существовавшая, как свидетельствует летопись, еще во второй половине XI в. «за святою Ориною» — монастырем, построенным при Ярославе Мудром. Некоторые курганы этого могильника сохранялись среди городской застройки еще в XIX в. Нагорное плато, а также территория, примыкающая к современному Креща-тику, площадью до 80 га, были отведены дли новой части города в связи с бурным ростом Киева, особенно после объединения Руси в 1036 г. По мнению некоторых исследователей, территория Ста рок не веко го плато была заселена еще до этого времени и Ярослав Мудрый лишь оградил уже сформировавшуюся застройку [88, с. 87]. Но с одной стороны, это ле подтверждается массовыми археологическими данными, хотя наличие на этой территории каких-либо отдельных поселений вполне вероятно. Во-вторых, характер планировки города Нрославв, свидетельствующий о цельном градостроительном замысле, что соответствует традициям византийского и древнерусского градостроительства окружать укреплениями свободные резервные территории при основании новых городов, подтверждают правильность сообщения «Повести временных лет» о том, что до 1037 г. там было «поле вне града». Киевский детинец — город Владимн
рв — почти со всех сторон имел есте-сгвеннме преграды — склоны гор и оврагов; город же Ярослава требовал более мощных оборонительных укреплений, поскольку с запади и с юга большие участки города оставались открытыми. Линия оборонительных укреплений города Ярослава шла по отрогам Старокиевской горы на запад от современной Владимирской ул. вдоль Большой Житомирской до Львовской площади, куда сходились улицы северной части города и где находились западные ворота, игравшие большую роль в жизни древнего Киева. Перед воротами располагались богатые торговые предместья. От вирот шел главный городской тракт — «Дорожите» или • Дорогожичи», от которого разветвлялись пути на запад (чероз Белгород),
Застройка города Ярослава. Лядскне ворота. Макет.
север (Вышгород) и севере- восток (через Вы ш го род скую переправу). Обычно с этой стороны происходили бои за Киев:»бе бо на Дорогожичах земля нровию польятц«, как говорили киевляне. Ни современной Львовской площади были обнаружены остатки кузниц, находив шихся при выезде из Киева, как можно предполагать, тут же находился и главный торг Верхнего города. Далее оборонительные укрепления резко поворачивали ка юго-восток и шли по западным отрогам Старо кие веко го плато вдоль улицы Ярославов вал до Золо тых ворот, выходивших на заболоченную пойму реки Лыбедь. Предместий перед Золотыми воротами не было и важные пути через них не проходили: их сооружение больше носило характер центра триумфального городского фасада, обращенного на юг, в сторону Царьгрнда.
От Золотых порот шла поперечная магистраль города, очевидно, также задуманная как главная улица города. Повернув от Золотых ворот на северо-восток, линия оборонителып^гх укреплений спускалась к Крсщатой долине (современный Крещатик) и от нынеш ней площади Октябрьской революции, где находились восточные (Лядскне) ворота, поворачивала на север, поднимаясь вверх к детинцу. От Лядских ворот начинался путь на юг и юго-восток к ВыдубсцкоЙ переправе. Л. М. Тверской считал, что строители города Ярослава не только определили очертание города, создав новые оборонительные укрепления, но и создали планировочную схему города в целом [109, с. 24—25].
В городе Ярослава четко прослеживается ось, идущая с запада на восток от Золотых до Софийских ворот города Владимира (ее продолжением становится главная улица детиици, ведшая от Софийских ворот до Бабиного Торжка) и намечается перпендикулярная ось с севера на юг (от Львовских до Лядских ворот]. Ориентация осей на несколько градусов сдвинута от компасного направления не так называемый легкий восток, что свидетельствует о том, что разбивка города происходила в весеннее время (ориентация Софийского собора со значительным отклонением на летний восток дает основание предположить, что его закладке осуществлялась в разгар лета — в середине июня). Ось запад-восток соответствует в настоящее время ориентации
Золотые ворота до реконструкции.
Владимирской улицы, а север-юг — улицам П. Осипенко и Калинина. Длина оси запад-восток около 800 м, а о участком улицы, идущей от Софийских до Киевских ворот,— около 1200 м. Длина оси север-юг от Северных ворот до кромки откоса, спускающегося В сторону Крещатика,— также около 800 м, а с участком Софийской улицы, спускающейся к площади Октябрьской революции (Крещатнку),— 1200 м. Не вызывает сомнения, что градостроители, планировавшие город Ярослава, исходили из разработанной еще в античности, и в частности в римской ирхитектуре, системы, при которой две главные улицы («кадро» и «деку-манус») пересекаются под прямым углом. На этом пересечении обычно располагали главные композиционные доминанты города. Принцип этот соб-
Золотые ворота. Рисунки А. Всстер-фельда 1651 г.
людался и в византийском градостроительстве [33, с. 61]. Обращает на себя внимание постановки Софийского собора не в створе этих магистралей, а рядом с ним, но так, чтобы собор визуально открывался в перспективе. Это аналогично постановке Софийского собора в Константинополе по отношению к створу главной улицы города — Меси. Л. М. Тверской отмечал несомненную зависимость от направленности главной улицы Киева монастырей Ирины и Георгия, стоявших по бокам этой магистрали перед подходом к воротам Софийского собора [109, с 25]. Вес это, бесспорно, свидетельствует о единовременном композиционном эадуме всего ансамбля горо
да Ярослава и строительстве его трех монументальных зданий после планировки новой части городя. Улицы, сходившиеся радилльно к западным (Львовским) и восточным (Ляд-ским) воротам, прослеживаются по старым планам Киева. Они сохранились в этой части города до наших дней. При прокладке городских коммуникаций удалось проследить и поперечные направления древних улиц, например, на отрезке улицы Чкалова. Это дает основание считать, что планировка города Ярослава была перекрестно-рядовой, при которой улицы, роди а льно сходившиеся к воротам, пересекались поперечными переулками. Вся Площадь города Ярослава составляла 72 га и превосходила площадь города Владимира более чем в 7 раз [111, с. 57]. По сложившейся в древнерусском градостроительстве традиции, при строительстве новых городов и обнесении их оборонительными укреплениями оставлялись резервные территории. Вероятно, так же было и при строительстве города Ярослава, в силу чего дальнейшая застройка города, и в частности его боковых улиц, складывалась постепенно. Летописи отмечают наличие в городе Ярослава боярски^ дворов и в некоторых случаях уточняют их месторасположение: Киевского воеводы Коснячка (1068 г.), Бречислава, находившихся неподалеку от Софийских ворот, тысяцкого Глеба (1147 г.) — также неподалеку от Софийских ворот, у моста через крепостной ров детинца, Борислава (1151 г.) — в районе современной Рейтарской улицы, где в 1979 г. были обнаружены остатки богатых усадеб. Эти дворы, как и дворы
бояр в детинце, несомненно представляли собой комплексы сооружений с высокими теремами, жилыми и хозяйственными помещениями и самостоятельными укреплениями — «хоромы» (как предполагают, от слова «хорониться», т, е. защищаться), О том, что таким хоромам приходилось выдерживать осаду восставших киевлян, также неоднократно сообщают летописи. Как замечал Б. Д. Греков, «что ото, как не двор средневекового рыцари, сидящего в своем фамильном вооруженном гнезде — замке?» (42, с. 42|. Мощность оборонительных сооружений города Ярослава намного превышала укрепления времени Владимира. Балы Ярославовых укреплений существовали до 1830-х годов и запечатлены на многочисленных старых рисунках. После перепланировки Старок невской части города они были срыты, и лишь в одном месте удалось с достаточной полнотой исследовать структуру укреплений XI в. В 1951 г. при прокладке Новопушкинской улицы в остатках древних валов были обнаружены деревянные срубы, сохранившиеся на сравнительно большую высоту [44, с. 33— 46; 94. с. 91—99]. Некоторые сведения о Ярославовых валах дали нес ледова ния у Золотых ворот |35, с. 22—38]. В птличие от оборонительных укрепле кий времени Владимира, в стенах Киева XI в. насчитывалось шесть рядов дубовых срубов — «городен». Каждый венец сруба состоял нз соединенных врубкой «в абло* поперечных бревен длиной около Тми продольных длиной до 19 м. Бревна иногда были отесаны на шесть кантов, толщина их в среднем достигала 20 см, что свидетельствует о том, что деревья рубили в густых и высоких дубовых лесах. Сруб-городня состоял из 12 ячеек размером около 3X3 м, заполненных лессовым грунтом, который обычно брали из откапываемых перед укреплениями рвов. Высота засыпанных землей городен в оборонительных сооружениях города Ярослава достигала 11м; выше шли открытые внутрь деревянные клети, поверх которых на боевых площадках устраивались боевые брустверы с бойницами. В отличие от укреплений времени Владимира, где срубы городен с наружной стороны для предохранения от распада земли обычно укреплялись откосами из сырцовой кладки, более поздние оборонительные сооружения укрепляли земляными откосами, внутри которых находилось еще три дополнительных ряда клетей меньшего размера, сложенных из тонких бревен и жердей. Эти клети предохраняли откосы от осыпания и придавали им большую крутизну. Как отмечали исследователи, у Золотых ворот клети были более капитальными, вероятно, в связи со стратегической значимостью места или особенностями архитектуры сооружения. Можно предположить, что город ни ярусами спускались к городу и с внутренней стороны строить их па всю высоту не было смысла. Как попадали на боевые площадки, точно ответить нельзя: очевидно, для этого со стороны города оборудовали замощенные деревянными бревнами пандусы-спуски, подобные тем, которые обнаружил Б. А. Рыбаков при исследовании замка XI в. в Любечс. О том, что верхние части клетей использовались для военных и хозяйственных целей, евндетсльстуют раскопки многочисленных деревянно-земляных приднепровских замков XI— XII вв., а также древнерусские письменные свидетельства, например, сообщение древнерусского письменного источника «Пролога» о том. что В «комарах» (кладовых) у Золо-
IIX ворот хранилась княжеская казна.
Высота оборонительных укреплений города Ярослава с заборолами достигала, в общей сложности, 16 м, ширина — до 20 м, а но низу с откосами — до 27 м. По подсчетам, для сооружения 3,5-килоыетровой полосы укреплений необходимо было около 50 тыс. ма дубового леса, около 630 тыс ы3 земли; на строительстве должны были работать беспрерывно в течение четырих лет более 1000 человек (111, с. 57]. Сроки этих раОот могли быть более сжатыми, если учесть, что после разгрома и, вероятно, пленения печенегов Ярослав мог иметь в своем распоряжении много дешевой рабочей силы. Нам неизвестно, были ЛИ в системе укреплений города Ярослава деревянные башни между пряслами стен. Больше данных за то, что в XI в., как и в X, их на Руси еще не ставили: сооружение таких башен, как считает Н. А. Рыбаков, было связано с появлением арбалетной стрельбы.
Сашин над воротами играли большую роль г. обороне города.Они были и Б оборонительных укреплениях киевского детинца н окольного града (городя Ярослава). Из трех ворог города Ярослава, как показали последние археологические исследования, восточные (Лядские) и западные (Львовские) были деревянными. Их формы можно представить лишь гипотетически, на основании общих знаний о древнерусской деревянной оборонительной архитектуре.
Значительно больше данных имеется ч Золотых воротах: вп-первых, летопись сообщает, что над ними была построена Благовещенская надпратная церковь; во-вторых, сохранились рисунки 1651 г. голландского художника А. Вестерфельда, изображающие руины Золотых ворот с остатками перекрытий и частями надвратной церкви; кроме того, частично сохранились нижние части стен памятника, раскопанные в 1837 г. и восстановленные в продпола гаемом первоначальном виде в 1981 — 1982 гг. по проекту Е. В. Лопушнн ской. Этих данных достаточно, чтобы представить в общих чертах первона чальный облик этого сооружения. Структура Золотых впрот представляется так. В рядах городен, возведенных уже па значительную высоту, был оставлен проезд шириной в 10,05 м. В проезде между двумя рядами клетей были возведены две степы смешанной кладкой с некоторыми особенностями: из кирпича и камня выкладывали лишь лицевую (обращенную к проезду) сторону, а промежуток между деревянными срубами н этой кладкой забучивали известковым бетоном, что несколько напоминает римскую технику бетонирования - тик называемую конкретную систему. На обращенных К валам поверхностях кладки хорошо видны следы от тесаных на шесть кап тон бревен срубов. Под подошвой фундаментов стен обнаружена обычная для древнерусских построек конца X — XI вв. система деревянных колышков 36. с. 68]. Цоколь стен с обрезом в 25 см имел высоту около 75 см. Стены внутри проезда членились пилястрами. Ширина проезда ворот между пилястрами составляла 6,4 м. Пилястры ни высоте около 10 м завершались арками, на которых были возведены коро-бовые своды перекрытия. В трех центральных членениях высота пят арок достигала 12,56 м, что, вероятнее всего, объясняется несколько повышенным над высотой боевых площадок уровнем пола надвратной церкви. На урпвнн около 5 м от древнего уровня проезда
видны ряды гнезд от толстых деревянных балок, насквозь пронизывавших толщу стен. Назначение этих балок точно не установлено, но наиболее вероятным можно считать, что они поддерживали боевой настил, подобный тому, который существовал в Золотых воротах во Владимире. Нв одной из миниатюр Радзнвнлловской летописи изображены ворота древнего Переясла-ва с боевым балконом над ними и за-боролами, стоящими на таком настиле. Остается неясным, как в киевских Золотых воротах попадали на этот настил: возможно, туда вела лестница „ в толще несохранившейся части западной стены |11, с. 52], как это было во Владимирских воротах. К первоначальной кладке стен проезда ворот с двух сторон примыкают остатки добавочных стен, также расчлененных пилястрами и выполненных кладкой, характерной для второй по-
ловины XI в. О том, что зги достройки сделаны после строительства ворот, свидетельствуют граффити на плоскостях, которые были заложены кладкой. Высказывались различные предположения о целях этих достроек (для устройства боевого настила взамен сгоревшего, для укрепления сводов проезда и т. п.), одпако еще этот вопрос исследователями не решен. Мало данных также и о том, какой была надвратная церковь Благовещения. Летописи и позднейшие хроники говорят, что по ее типу были построены Троицкая надвратная церковь Ле-черского монастыря (1108 г.) и церковь на Золотых воротах во Владимире (1164 г.). Вероятно, она представляла собой небольшой четырехстолпный кре-стовокупольиый храм, защищенный со сторон проезда ворот боевыми площадками с каменными бойницами. Некоторые сведения о церкви дали исследования Золотых ворот, проведенные в 1972 — 1973 гг. [36, с. 80—81]. Кубики настенной смальты и фрагменты фресковой штукатурки свидетельствуют о том, что церковь была украшена моааикой и фресками. Обломкп керамических сосудов — голосников дают возможность предполагать, что в перекрытиях употреблялись облегченные конструкции сводов и забутовок, п фрагменты кирпичей (плинф) с заостренными и закругленными краями дают основание предположить наличие профилированных пилястр и поребри-кового (зубчатого) орнамента. Главным композиционным центром города Ярослава был Софийский собор, сооружение которого являлось кульминацией строительной деятельности Ярослапа Мудрого. Функционально собор был «митрополией русской», глав-
Софийскнй собор. Восточный фасад.
ним храмом государства, только что вновь объединенного под властью киевского князя.
Типологические черты здания в значительной степени определялись его функциональным назначениям, что выразилось в больших размерах постройки, наличии всех канонических необходимых помещений, а также обширных хор, галерей, башен и т. п. Архитектурно-художественный образ собора сформировался под воздействием господствовавших в то время идей: это был памятник единства древнерусского государства, политического и идейного главенства Киева в Русской земле; это был также памятник окончательной победы над врагом, терзавшим Русь более столетия, поставленный на месте решающей битвы. Поэтому Софийский собор должен был решительно отличаться от обычных христианских церквей, даже таких как Десятинная церковь, и приближаться к той линии развития типов церковных зданий, которые обычно принято называть храмами мемориалами и в которых часто центрическая композиция преобладает над канонической церковной осевой направленностью. Это привело к созданию необыкновенно гармоничного, яркого и самобытного архитектурно-художественного произведения, столь точно выраженного словами одного из участников и, возможно, одного из идейных руководителей создания Киевской Софии — выдающегося писателя и публициста того времени Иллариона «...дом божий ве-ликый евятын его премудрости създа...яже церкви дивна и славна всем округниим страннм, яко же ина не обрятцется в всемь полунощп эемнеемь ото востока до запада. И славный град твои Кыев величьстпом яко венцем обложил...» 195, с. 168J.
Посвящение собора премудрости — Софии — это не только подражание столичному Константинополю, как обычно считают. В это посвящение вложен глубокий смысл, который хорошо расшифровывается большой надписью на греческом языке над грандиозным изображением Богоматери-Оранты в главной апсиде собора: «Бог посреди него (города); он не поколеблется: бог поможет ему с самого раннего утра». Эти слова перекликаются с античном представлением о богине мудрости Афине — «градохрапительннце», покровом своих рук защищающей от врагов город [2, с. 28—29].
Собор был заложен на наивысшей точке Старокиевского плито и был виден со всех точек нагорного Киева, а также из Заднепровья и с Печерска. Раа-бивку здания производили на выровненной площадке, имевшей некоторый уклон (около 1,5 м) с запада на восток, что сказалось в дальнейшем на композиции здания. Разбивка плана осуществлялась без угломерных инструментов (что привело к некоторым неточностям в разбивке) при помощи шнура и колышков по принятой в византий-гкой архитектуре того времени системе пропорциопирования. В качестве модуля принят диаметр центрального купола мерой в 25 греческих футов — 7,7 м.
В дальнейшем сочетание рациона.чьим* и иррациональных соотношений частей и целых чисел модуля доли все горизонтальные н вертикальные измерения здания [21, с. 58—61]. Собор относится к пятинефным кресто-вокупольным храмам, распространенным в византийской архитектуре столичной константинопольской школы, но прямых аналогий у него нет. Пели для константинопольской школы характерен так называемый сложный
к ресто во купольный тип (с парой столбов перед алтарной частью), то в киевском соборе применен простой тип (без этой пары), характерный для византийской провинциальной архитектуры. Для киевского собора характерна центрическая композиция: длнпа его центральной части ноч'ги равна ширине, с трех сторон его окружают два пояси галерей. Две башни у запад: кого фасада но характеру более близки к романскому, чем к византийскому зодчеству. Крбщвтые столбы с сильно выраженными (до 75 см) лопатками также не харктериы для столичного логии лишь в ближневосточной архитектуре. Как увидим ниже, уже в пла-внзантпнекого зодчества и имеют ана-не здания и характере его разбивки сказались черты новаторства, присущие всей архитектуре собора. Фундименты собора свидетельствуют о явных исканиях строителей. Ленточные фундаменты неглубоки (до 50 см) в центральной части и сложены на забутовке почти без применения раствора [62, с. 27; 52, с. 176—179J. Фун даменты под наружными степами, галереями и башнями — из бутового камня на известковом растворе с примесью цемянки, их глубина колеблется от 75 до 140 см. В отличие от рвов Десятинной церкви, фундаментные рвы Софийского собора укрепляли деревянной опалубкой, между которой засыпали бут и щебень и заливали их раствором. Кладки из кирпичо и камня начинались лишь поверх обреза. Под подошвой фундаментов системы колышков, характерных для Десятинной церкви, Золотых ворот и других древнерусских построек X—XI вв., лежней обнаружено не было. Колышками лшиь укрепляли доски опалубки. Кладка стен собора велась рядами кирпича-плинфы из каолиновых глин
Софийский собор. Вид с запада.
размерами 37X27X3.5 см и 29Х18Х 3,5 см. Эти размеры значительно отличаются от кирпичей Десятинной церкви и дворцовых зданий детинца. Ряды ломаного неотесанного камня перемежаются с 2—4 рядами кирпича по типу кладки с утопленными рядами. Раствор известковый с примесью цемянки и песка (1:1:1). Консистенция раствора довольно плотная, в связи с чем толщина швов достигала 1.6— 2,5 см. Масса кладки требовала значительного времени для просушки. Для крепости медленно схватывающихся масс кладки, а также для предотвращения осадочных сдвигов по всему периметру стен н бапабанов глав от обреза фундамента до верхних частей прокладывали системы ясестких связей, состоящие из 3 —4 рядов брусьев сечением от 14 до 18 см, скрепленных в соединениях железными гвоздями. Простенки, столбы и своды клали без
применении кампя. Лекальные кирпичи сегментной формы, с заостренными и полукруглыми концами употреблялись для кладки пилястр, тяг-лнзсноъ, восьмигранных столбов. Внешнюю сторону кладки обрабатывали затиркой с подреякий швов. Затирку расчерчивали квадратами, имитируя кладку из квадров. Плоскости стен украшали орнаментами из поставленных на ребро и утопленных в кладку кирпичей — меандрами, крестами. Общий характер кладки собора, как и других древнерусских построек этого времени, близок к византийской строительной технике XI в, [76, с. 9]. С большим мастерством выполнены своды и купола собора. Весьма интересны конструкции мощных полукруглых арок аркбутанов в наружных галереях. Помещения первого яруса перекрывались купольными и Коробовыми сводами, в перекрытиях второго яруса галорей зафиксированы крестовые своды [18, с. 25—26]. Своды и купола сложены в один перекат толщиной до 40 см. Купола на две трети высоты выложены концентрическими кругами напуском, верхняя часть выполнена на кружилах. Купола Софии, как и других древнерусских построек Киева XI — начала ХП вв., имеют несколько параболическую форму, что в определенной степени сближает их с сирийской строительной традицией. Свод главного купола покрыт слоем известкового с цемянкой раствора и специальными лекальными плотно по
догнанными друг к другу плннфамн, поверх которых на слое раствора были уложены свинцовые листы кровли [62, с. 29]. Листы кровельного свинца размером около 45X^0 см, толщиной 4—5 мм и весом до 16 кг неоднократно находили при раскопках древнерусских зданий. Свинец крепился к сво-дпм гвоздями.
В оконных проемах древнерусских зданий обычно ставились оконницы —> деревянные щиты с прорезанными круглыми отверстиями и вставленными круглыми стеклами, В Софийском соборе обнаружена деревянная рама, в прямоугольные отверстия которой были вставлены круглые стекла. Большую роль в сооружении собора играл пирофил лито вый сланец, илп как его еще называют, розовый шифер.
Софийский собор. Фрагмент западного фасада. Рисунок А. В сете рфе льда 1651 г.
Этот легко раскалываемый на пласты и прекрасно поддающийся обработке резцом материал добывали под Овру-чем и в большом количестве привозили по роким в приднепровские города. Под пяты сводов и арок укладывали шиферные плиты и их выступающие края образовывали характерные для эпохи Киевской Руси карнизы; из плит делали ограды балконов, предалтарных преград, саркофаги, выстилали полы.
Строительство собора шло быстро, о чем свидетельствуют «дневные захваты* каменщиков, прослеживаемые в кладке стен. Возведение здания продолжалось не более трех-чвтырех се-
ясной и, вероятно, столько же заняли работы по внутреннему оформлению и отделке. Как можно предполагать, основные работы были закончены К 1042 г., а росписи и оформление могли продолжаться еще 2--3 года [65, с. 57). Впервые Софийский собор как законченная постройка упоминается под 1051 г, («поставление» в нем митрополита Иллариона), а древнейшая датированная настенная надпись, которую, бесспорно, можно отнести ко времени ее написания, повествует о громе 3 марта 1052 г. [34, с. 16—17]. Вопрос о мастерах, строивших Софийский собор, неоднократно поднимался в научной печати. Едва ли могут быть сомнения в том, что они принадлежали к византийской строительной школе. Правда, если летописец прямо указывает, что строительство Десятинной церкви нелось греческими мастерами, то в записи о строительстве Софийского собора об этом не говорится. Есть все основания считать, что росписи собора производились византийскими художниками, о чем свидетельств у ei также автограф одного из них, сделанный на греческом языке. Однако нам известны имена мастеров, строивших в 1045—1050 гг. новгородскую Софию — Крола, Пежка и Якимя — и художников —■ Георгин, Сежира и Олисея [77, с. 57—58|. Надписи, сделанные по-русски, равно как и русские имена, могут свидетельствовать о том, что мастера были русскими. Высказыва
лись мысли о том, что зодчие, начавшие строить новгородскую Софию, приехали из Киева в 1045 г. после окончания работ по сооружению Киевской Софии [123, с. 211].
По результатам последних исследований етапы строительства киевского Софийского собора можно представить так. Сначала строилась центральная часть собора с пятью нефами, завершавшихся на востоке апсидами, и двухъярусной галереей, окружавшей центральную часть с трех сторон. Второй ярус галерей начали возводить несколько позже стен центральной части, однако на высоте около 2,5 м кладку вели уже одновременно и галереи перекрывали вместе с основной частью здании. Несколько позже, но до окончания возведения центральной
Софийский собор на плане Киева И. Ушакова 1695 г.
части, были построены одноярусные наружные галереи и южная башня с лестницей, ведущей на второй этаж. Галереи были образованы мощными полуарками — аркбутанами, сооруженными для укрепления центральной части. Над перекрытиями галерей был устроен балкон — «гульбище» — с выходом на него из дверей, находящихся по центру ветвей архитектурного креста, и из южной бпшни. Вскоре была построена северная башня для прямой связи северной половины второго яруса С выходом из собора. Вход на башни был снаружи вдапия: южной — с южного фасада, а северной—с западного. Вскоре после окончания всей по-
стройки, очевидна, в связи с необхо димостью устройства княжеской усыпальницы, проемы а восточной части северной галереи Были заложены. В середине или во второй половине ХЦ в., возможно в правление Иан-слава Мстиславича, в западной галерее рядом с южной башней была устроена крещальня и надстроены наружные однозтажные галереи, вероятно, о связи с необходимостью расширения помещений для библиотеки и других потребностей митрополии,
Б 1240 г. собор был разграблен и постепенно начал разрушаться, хотя еще в 1280 г. в нем проходило богослужение, функционировал он в XIV и
XV вв., хотя и не раз подвергался разграблению. Но в окончательное запустение собор пришел в XVT в. В конце
XVI в. один из очевидцев Писал о соборе: *в таком однако, запущении это прекрасное здание, что кровли на нем нет, и он все более н более близится к уничтожению* [102, с. 23 — 24]. Особенно разрушили собор униаты. В 1605 г. ведавший собором поп Филипп «каменье тесаное па столбах и сходах разным людям пора с про давал» [52, с. 107]. В начале XVII в. рухнула западная галерея. С 1632 г. по заданию Петра Могилы собор восстанавливает итальянский архитектор Октавняно Манчини. Работы продолжались до 40-х годов XVII в., но закончены не были — слишком велики были разрушения. Судя по рисунку 1651 г. А. Вестерфельда, Маячили отремонтировал кровли и купола, покрыл односкатными крышами галереи и украсил собор ренессанснымп деталями — аттиками с волютами и скульп-
турами, поставил контрфорсы; западная часть собора продолжала оставаться полуразрушенной. В конце XVII — начале XV1U вв. собоо восстанавливается заново и теперь уже приобретает барочные черты. Строят новые и надстраивают старые купола, надстраивают наружные галереи, здание перекрывают стропильной крышей, фасады украшают деталями, характерными для русской архитектуры XVII в.,— в этой работе видно участие русских мастеров.
Внутри собора были забелены древние росписи.
Следующей перестройке собор подвергся в 40-х годах XVIII ст. Его фасады
н главы были украшены барочными лепными орнаментами, значительно переделан интерьер — подняты полы, устроен новый иконостас, стены внутри покрыли новыми росписями. Собор приобретает облик, характерный для стиля украинского барокко XVIII в. В 1843 г. обнаруженные под позднейшими наслоениями древние фрески были записаны масляной живописью, появился новый чугунный пол. В 1882 г. была заново построена в псевдовизаи-тийском стиле западная наружная галерея, в западном фасаде устроено огромное окно. В таком виде, в наряде многих эпох собор дошел до наших дней.
В результате многолетних исследований мы с большой долей вероятности можем представить себе первоначальный облик Киевской Софии. Как в любом произведении зодчества, основой ее архитектурно-художественного образа является композиционный ва-мысел. В этом отношении немногие шедевры мировой архитектуры могут сравниться с такой удивительной гармоничностью форм, какие присущи этому собору. Соотношения между отдельными частями сооружения подобраны так, что собор, будучи не столь уже большим по своим абсолютным размерам (43X56 м по центральным осям, с апсидой и галереями), кажется как снаружи, так и внутри необыкновенно величественным и монументальным. Композиция Киевской
Софии — это целая симфония форм, построенная на соотношениях больших и малых масс, ритмов аркад галерей, арочных оконных и дверных проемов, членящих фасады, плоских и профилированных пилястр, полуциркульных закомар. Композиция гармонично завершается поднимающимися один над другим сводами перекрытий и группой из тринадцати глав — большой центральной, четырех средних и восьми малых,
Издали Софийский собор спокойно и величественно возвышался над окружающей застройкой. Его сложный силуэт органически сочетается с разновеликими зданиями этой застройки, а пирамидальная композиция с н ара-Деталь южного фасада.
стающими кверху объемами подчеркивает главенство собора во всем городском ансамбле подобно тому, как главенствовал над городом Софиийский собор в Константинополе. При приближении к Киевской Софии начинали раскрываться ритмические построения, составляющие важнейшую часть архитектурно-художественного образа здания. Широкие открытые аркады наружных одноэтажных галерей, окружающих собор с трех сторон, построены на торжественной метрнчностн одинаковых арок. Их ход замедляется плоскими пилястрами, членящими фасады галерей, и прерывается в центральных членениях фасадов тройными аркадами, акцентирующими входы в собор
Деталь барабана центрального купола.
С западной, южной и северной сторон, и останавливаются двойными аркадами в угловых членениях галерей. Горизонтальная линия парапета, ограждающая балкон над наружными галереями, завершает композиционную тему первого яруса. Эту же тему в ином, более спокойном ритме продолжают фасады второго яруса внутренних галерей. В отличие от сильных свето-тсневых эффектов, создаваемых на первом ярусе открытыми проемами, которые придают композиции здания объемно-пространственный характер, в фасадах второго яруса доминируют плоскости стен. Эти плоскости завершаются полуциркульными закомарами, образованными крестовыми и полуциркульными с распалубками сводами наружных галерей. Вместе с тем, тяжелые монументальные плоские лопатки пилонов первого яруса во втором ярусе уступают место профилированным пилястрам, зрительно облегчающим стены фасадов. Чем выше поднимается взгляд, тем стремительнее нарастает ритм композиции в тройных повышениях сводов над главными ветвями архитектурного пространственного креста, в формах малых и средних глав, с их арочным завершением и мощной, богато декорированной центральной главой, пр