Октября (смерть)

Человек, как животное, не может не противиться смерти; как духовное же существо, он не знает смерти и потому не может ни противиться смерти, ни желать ее.

Причина, почему представление о смерти не оказывает того действия, какое оно могло бы оказать, заключается в том, что мы по своей природе, в качестве деятельных существ, по-настоящему совсем не должны думать о ней.

Кант

Жизнь не имеет ничего общего со смертью. Поэтому-то, вероятно, никогда не оставляет нас смутная надежда, затем­няющая разум и заставляющая сомневаться в верности наше­го знания о неизбежности смерти. Жизнь стремится упорст­вовать в бытии. Она повторяет, как попугай в басне, даже в ту минуту, когда его душат: «Это, это ничего!»

Амиель

В последние предсмертные минуты духовное начало остав­ляет тело и, оставляя его, соединяется ли с безвременным, внепространственным началом всего или переходит в другую, опять ограниченную форму, мы не знаем, знаем только то, что вслед­ствие смерти тело оставляется тем, что живило его, и стано­вится только предметом наблюдения.

Смерть есть перемена или исчезновение предмета созна­ния. Само же сознание так же мало может быть уничтожено смертью, как перемена зрелища может уничтожить зрителя.

Ты пришел в эту жизнь, сам не зная как, но знаешь, что пришел тем особенным я, которое ты есть, потом шел, шел, дошел до половины и вдруг не то обрадовался, не то испугал­ся и уперся и не хочешь двинуться с места, идти дальше, по­тому что не видишь того, что там. Но ведь ты не видал тоже и того места, из которого ты пришел, а ведь пришел же ты. Ты вошел во входные ворота и не хочешь выходить в выходные.

Вся жизнь твоя была шествие через плотское существова­ние; ты шел, торопился идти, и вдруг тебе жалко стало того, что совершается то самое, что ты не переставая делал. Тебе

страшна большая перемена твоего положения при плотской смерти, но ведь такая большая перемена совершилась с тобою при твоем рождении, и из этого для тебя не только не вышло ничего плохого, но, напротив, вышло такое хорошее, что ты и расстаться с ним не хочешь.

————————

Если мы верим, что все, что случалось с нами в нашей жизни, случалось с нами для нашего блага, — а человек, ве­рующий в благое начало жизни, не может не верить в это, — то мы не можем не верить, что и то, что совершается снами, когда мы умираем, совершается для нашего блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: