Условный пример определения цены методом прямых затрат, тыс. руб

Предполагаемая цена единицы продукции 18,00 16,00 15,00 14,00
Ожидаемый объем продаж по каждой цене, шт.        
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых) 8,58 8,46 8,40 8,34
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции 9,42 7,54 6,60 5,66
Суммарная «маржинальная» прибыль        
Постоянные затраты при 100%-ном использовании производственных мощностей        
Реализованная прибыль        

Из условного примера видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при продаже 800 изделий по цене 15 тыс. руб.

Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.

К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.

Предположим, что валовые издержки фирмы составляет 9000 руб. Расчеты показали, что для обеспечения безубыточности, то есть покрытия всех валовых издержек, фирма должна продать как минимум 600 шт. товара. В таком случае цена товара составит 15 руб. (9000/600 =15 руб.). Если предприятие стремится к получению валовой прибыли в размере 2 000 руб., то при цене 15 руб. ему надо продать 800 шт. товара, но в этом случае увеличатся переменные расходы, например, на 1000 руб. на дополнительные 200 шт. товара:

((9000+1000+2000)/800 = 15 руб.).

Точку безубыточности можно найти по следующей формуле:

BSV = FC / TR, (2)

где BSV — точка безубыточности;

FC — постоянные затраты;

TR — валовая прибыль.

В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен. В данном случае при расчете цены используют метод надбавки к цене.

Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:

Ps = Pp x (1 + m), (3)

где Ps — цена продажи;

Pp — цена приобретения;

m — повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.

Естественно, при проведении политики снижения цен повышающий коэффициент будет различным при его подсчете до снижения цены и после ее снижения. Первый из них называется первоначальным — исходным коэффициентом; а последний — реальным, так как показывает, какую величину прибыли можно получить в итоге, т.е. в результате фактической сбытовой деятельности в связи с продажей товара по сниженным ценам. Минимальная торговая надбавка должна покрывать расходы, связанные с торговой деятельностью, и обеспечивать минимально допустимую норму прибыли. Предполагается, что торговую надбавку целесообразно снижать до предела минимальной.

Выше перечисленные методы определения цен на базе издержек больше подходят для обоснования базисной цены, которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить на рынок с данным товаром, чем для определения окончательной продажной цены.




double arrow
Сейчас читают про: