Методические рекомендации для подготовки к занятию

При подготовке к изучению темы следует изучить понятие рабочего времени (ст. 91 ТК РФ). Значение ограничения законом рабочего времени, главным образом, вытекает из защитной функции трудового права.

Рабочее время употребляется в трех значениях: 1) мера труда, выраженная в единицах времени (рабочий день, рабочая смена, рабочая неделя); 2) фактически проработанное время; 3) время, в течение которого у работника существует обязанность трудиться. Ориентируясь на данные значениям, студенты должны проанализировать определение рабочего времени, данное в ТК РФ.

При изучении нормирования рабочего времени, необходимо провести соотношение таких понятий, как «нормальный», «сокращенный», «неполный», а затем изучить виды рабочего времени: 1) нормальное рабочее время; 2) сокращенное рабочее время; 3) неполное рабочее время, раскрывая их особенности.

Режим рабочего времени – это порядок распределения рабочего времени
в течение суток, месяца или других календарных периодов. Наиболее распространены следующие режимы: 1) пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; 2) шестидневная с одним выходным днем; 3) с ненормированным рабочим днем; 4) гибкое рабочее время; 5) со сменной работы; 6) с разделением рабочего дня на части. Студенты должны последовательно охарактеризовать каждый из видов. Понятие режима тесно связано с понятием учета рабочего времени. В связи с этим следует провести соотношение данных понятий, а затем выделить виды учета рабочего времени.

При дальнейшем рассмотрении темы следует обратиться к проблеме работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. К данным работам законодателем отнесены только совместительство и сверхурочные. Характеризовать сверхурочные работы нужно через рассмотрение продолжительности и режима рабочего времени. Если работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени выполняется по инициативе работодателя, она называется сверхурочной работой, а по инициативе работника – совместительством. К сожалению, на практике очень часто отождествляются такие разные понятия, как совместительство и совмещение должностей и профессий, что совершенно недопустимо. В связи с этим необходимо разграничить два этих понятия по порядку оформления, времени, в течение которого работник выполняет свои обязанности, порядку оплаты работы.

Далее, на основе легального понятия времени отдыха следует выделить и раскрыть его особенности. Общее понятие времени отдыха регламентируется ст. 106 ТК РФ. К видам времени отдыха законодатель отнес: 1) перерывы в течение рабочего дня; 2) ежедневный (междусменный) отдых; 3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); 4) нерабочие праздничные дни; 5) отпуска. Задача студентов последовательно раскрыть каждый из видов времени отдыха по следующим критериям: понятие, цель, особенности. Отпуск – это свободные от работы дни, предоставляемые работнику подряд, с сохранением за ним места работы (должности). К видам отпусков относят ежегодный оплачиваемый отпуск: основной и дополнительный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы. При анализе любого вида отпуска рекомендуется обращать внимание на следующие характеристики: 1) целевое назначение отпуска; 2) категории работников, которым предоставляется отпуск; 3) основания предоставления отпуска; 4) порядок предоставления отпуска; 5) наличие или отсутствие материального обеспечения работника во время отпуска (заработная плата, пособие и т.п.).

Тематика рефератов для выступлений:

1. Особенности правового регулирования рабочего времени.

2. Порядок установления режима рабочего времени.

3. Особенности правового регулирования времени отдыха.

Контрольные вопросы по теме:

1. Какой должна быть продолжительность ежедневной работы (смены)
для работников в возрасте от 15 до 16 лет, в возрасте от 16 до 18 лет?

2. Что называется сверхурочной работой, в каких случаях она допускается и как компенсируется?

3. Что называется ночной работой, и какова её продолжительность?

4. В чем разница между неполным и сокращенным рабочим временем?

5. Что такое ненормированный рабочий день?

6. Допускается ли замена отпуска денежной компенсацией?

7. Перечислите виды времени отдыха.

8. Произведите классификацию отпусков.

9. Кто имеет право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск? Как исчисляется продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков?

10. Что включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, и что не включается?

11. Каков порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков?

12. Как определяется очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков? Каким категориям работников предоставляется право выбора отпуска в удобное для них время?

13. Каков порядок продления или перенесения ежегодного оплачиваемого отпуска?

14. В каких случаях предоставляются отпуска без сохранения заработной платы? Перечислите отдельные категории работников, которым работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Рекомендуемая литература: [1-5, 37-55, 63-66, 70, 71, 72, 79, 80]

Задачи к практическому занятию

1. В коллективный договор коммерческой организации было включено положение, в соответствии с которым работники, работающие неполное рабочее время, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск по продолжительности пропорционально отработанному времени.

Правомерно ли данное положение коллективного договора?

2. Руководитель автотранспортной организации принял локальный нормативный акт, которым ввел для водителей данного предприятия суммированный учет рабочего времени (месячный). При этом некоторым водителям приходилось работать по графику в выходные и праздничные дни.

Группа работников (водителей) данной организации не согласились с нововведением, посчитав его нарушением трудового законодательства, и обратились в Федеральную инспекцию труда с жалобой на действия руководителя.

В каких организациях допускается введение суммированного учета рабочего времени? Соответствует ли трудовому законодательству введение суммированного учета рабочего времени для водителей автотранспортных предприятий?

Оплата и нормирование труда

Учебные вопросы:

1. Понятие заработной платы.

2. Формы оплаты труда.

3. Системы заработной платы: сдельная, повременная и их разновидности.

4. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы.

5. Ограничение удержаний из заработной платы.

6. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда.

7. Нормирование труда: понятие и содержание.

Тематика рефератов для выступлений:

1. Понятие и структура заработной платы

2. Системы оплаты труда.

3. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы.

4. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда.

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем особенности повременной системы оплаты труда?

2. В чем особенности сдельной оплаты труда и ее разновидностей?

3. Порядок оплаты сверхурочной работы?

4. Порядок оплаты работы по совместительству?

5. Определите порядок, место и сроки выплаты заработной платы?

6. В чем особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений?

Рекомендуемая литература: 51, 55, 85, 118, 132, 147, 168, 188

Гарантии и компенсации

Учебные вопросы:

1. Понятие гарантий и компенсаций.

2. Основания и порядок предоставления гарантий и компенсаций при направлении работников в служебные командировки.

3. Гарантии и компенсации при переезде работника на работу в другую местность.

4. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей.

5. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.

6. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

7. Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу.

8. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности.

9. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании.

10. Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов.

11. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации.

12. Возмещение расходов при использовании личного имущества работника.

Рекомендуемая литература: 43, 56, 78, 161, 175

Задачи к практическому занятию

1. Группа рабочих-слесарей заключила с пароходством трудовое соглашение, по которому рабочие обязывались отремонтировать двигатель парохода, а пароходство – уплатить за эту работу вознаграждение в размере 300 тыс. руб. По окончании ремонта рабочие обратились с просьбой о выплате вознаграждения. Однако представитель пароходства отказался от его выплаты, ссылаясь на то, что сумма оплаты в соглашении была указана ошибочно. Согласно положению пароходства об оплате труда на работы по ремонту двигателя предусмотрены сдельные расценки, исходя из которых рабочим следует выплатить 200 тыс. руб. Считая, что пароходство не выполнило условия трудового соглашения и односторонне уменьшило размер оплаты, рабочие обратились с заявлением в суд о взыскании недополученной суммы вознаграждения.

Определите правовую природу трудового соглашения.

Какое решение должен вынести суд?

2. При обсуждении проекта коллективного договора представители работников предложили включить в него следующие нормы:

а) считать положение об оплате труда приложением к коллективному договору;

б) принятие и изменение норм труда и сдельных расценок производить с предварительного согласия выборного органа первичной профсоюзной организации;

в) размеры повышений оплаты труда за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу устанавливаются с предварительного согласия выборного профсоюзного органа.

Представители работодателя возражали против включения данных предложений в проект коллективного договора.

Как разрешить данную ситуацию?

Попытайтесь определить позицию законодателя по данным вопросам, используя нормы Трудового кодекса РФ.

3. При принятии локального нормативного акта, посвященного системам оплаты и стимулирования труда, возникли разногласия. Профсоюзный комитет считал, что необходимо его предварительное согласие на вступление в действие данного нормативного акта. Начальник юридического отдела утверждал, что достаточно учета мнения профкома по проекту локального документа.

Дайте оценку утверждениям сторон.

4. Работодателем был подготовлен приказ о введении в действие нового положения об оплате труда, в соответствии с которым у одних работников заработная плата повышалась, а у других снижалась. Профсоюзный комитет не согласился с действиями работодателя и отказался дать заключение по проекту данного юридического документа.

Оцените действия профкома.

Каковы дальнейшие действия работодателя?

Дайте юридическую оценку положения об оплате труда.

5. Проверив теоретические знания и практические навыки слесаря Сергеева, квалификационная комиссия цеха вынесла решение о возможности присвоения ему III разряда. Считая данное решение неправильным, Сергеев обратился к начальнику цеха с просьбой о присвоении IV разряда, поскольку ему периодически поручалось выполнение работ, тарифицируемых по IV разряду, и пробу он сдал на оценку «хорошо».

Кто и каким образом должен решить вопрос о присвоении Сергееву тарифного (квалификационного) разряда? Какое юридическое значение имеет присвоение работнику тарифного разряда?

6. Токарю-сдельщику V разряда Титову в течение декабря эпизодически поручались работы, тарифицируемые по III разряду. Эти дни были оплачены ему исходя из III разряда работ. Титов обратился в КТС о выплате ему междуразрядной разницы.

Подлежит ли удовлетворению требование Титова?

7. В ОАО «Машиностроительный завод» для оплаты труда рабочих-сдельщиков применяется следующая шестиразрядная тарифная сетка:

Разряды I II III IV V VI
Тарифные коэффициенты 1,0 1,09 1,21 1,33 1,50 1,71

Часовая тарифная ставка рабочих-сдельщиков I разряда составляет на работах с нормальными условиями труда 68 руб., на работах с тяжелыми и вредными условиями труда – 89 руб. 13 коп., на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – 110 руб.

Пользуясь этой сеткой, определите размер дневных тарифных ставок всех шести разрядов в зависимости от условий труда.

8. Инженер Смирнов был переведен конструктором в конструкторский отдел с месячным окладом 17145 руб. Не возражая против перевода, он просил установить ему оклад в размере 18145 руб., поскольку «вилка» должностных окладов по данной должности была установлена в пределах 17145 – 18145 руб. в месяц. Начальник отдела выступил против установления Смирнову верхнего размера «вилки», ссылаясь на норму локального положения об оплате труда.

Определите правомерность требований Смирнова.

Какая норма могла содержаться в положении об оплате труда?

9. Слесарь IV разряда Галкин в декабре отработал 26 рабочих дней на повременно оплачиваемой работе. Часовая тарифная ставка повременщика IV разряда составляет 88 руб.

Подсчитайте месячный заработок Галкина.

10. Приказом по организации с 1 сентября были введены новые нормы выработки на токарные работы, превышающие прежние на 12%. Часть работников, находящихся в отпусках в летние месяцы, возражали против введения новых норм труда. Они считали, во-первых, невозможным выполнение новых норм ввиду изношенности оборудования и станочного парка. Во-вторых, их не предупредили заранее о замене норм труда. И, в-третьих, данный вопрос не обсуждался в выборном органе – первичной профсоюзной организации.

Правомерны ли возражения работников?

11. Слесарь V разряда Силин при дневной норме выработки 10 деталей изготовил за 26 рабочих дней сентября 280 деталей вместо 260.

Какая система оплаты труда применяется в данном случае?

Каков будет месячный заработок Силина, если дневная сдельная тарифная ставка V разряда составляет 380 руб.?

12. В ОАО «Монолит» действует положение о премировании специалистов и служащих основных цехов, согласно которому этим работникам выплачивается премия, если цехами будет выполнен месячный план по товарной продукции и план по прибыли, а также при условии выполнения планов по производительности труда и номенклатуре выпускаемых изделий.

Дополнительным условием премирования является соблюдение норм простоя технологического оборудования. Премии установлены в размере 35% должностного оклада за выполнение всех плановых показателей. Кроме того, за каждый процент перевыполнения плана по прибыли устанавливается по 0,15% оклада, а за каждый процент перевыполнения плана по товарной продукции – еще по 0,15% оклада.

Один из цехов в июне план по прибыли выполнил на 105%, а план по товарной продукции – на 110%.

Подсчитайте размер премии за этот месяц инженера, оклад которого 25130 руб., нормировщика – 23110 руб. и мастера – 24120 руб.

13.В ОАО «Камвольный комбинат» принято положение о вознаграждении по итогам годовой работы организации. В соответствии с положением рабочему Павлову, проработавшему в организации 15 лет, вознаграждение выплачивается в размере 40% его среднемесячного заработка. За появление на работе
в нетрезвом состоянии Павлов был лишен годового вознаграждения полностью.

Можно ли лишить Павлова годового вознаграждения за данный дисциплинарный проступок? Каков порядок начисления и выплаты годового вознаграждения? Каковы основания полного или частичного лишения работников данного вознаграждения?

14. Рабочие V разряда, сдельщик Найденов и повременщик Озеров, были оставлены на работе после окончания смены на три часа (с 12 ночи до 3 часов утра) для выполнения срочного задания. В результате Найденов выполнил 10-часовую норму выработки на 130%.

Часовая тарифная ставка V разряда для сдельщика 90 руб., а для повременщика – 82 руб.

Подсчитайте дневной заработок Найденова и Озерова.

15. В связи с необходимостью выполнения срочного заказа группа слесарей-сборщиков была привлечена к работе в выходной и нерабочий праздничный день.

Дневная тарифная ставка слесарей-сборщиков: повременная – 980 руб., а сдельная – 1920.

Как компенсировать рабочим работу в выходной и нерабочий праздничный день? Каков заработок каждого рабочего за эти дни?

16. Токарю V разряда Афанасьеву была поручена обточка вала. Работа тарифицируется по VI разряду, норма времени на обточку вала составляет 16 часов. Сдельная часовая ставка VI разряда – 160 руб., а повременная – 170 руб. Проработав полтора рабочих дня, Афанасьев обнаружил в обработанном вале трещину, из-за которой вся работа была признана браком. Остальные 4 часа Афанасьев работал повременно.

Как будет оплачена Афанасьеву работа за два дня?

Материальная ответственность сторон трудового договора

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды материальной ответственности сторон трудового договора.

2. Материальная ответственность работодателя перед работником.

3. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю.

4. Основания и порядок привлечения работников к материальной ответственности. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника.

5. Виды материальной ответственности работников.

6. Основания привлечения работников к полной материальной ответственности.

7. Определение размера ущерба. Порядок взыскания ущерба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: