Состав, содержание 3 страница

Таблица 3 - Естественные условия пригодности территорий

Показатель Пригодные Ограниченно пригодные Непригодные
жилые производственные жилые производственные жилые производственные
Уклон рельефа, % 0,5…10 0,5…3 10…20 3…5 Свыше 20 Свыше 5
Гл. залег. гр. вод, м Ниже 1,5 - 0,5…1,5 - Свыше 0,5 -
Нес. спос. гр., кг/см2 От 1,5 - 1,0…1,5 - До 1  
Овраги глуб., м До 3 Без оврагов 3…5 До 3 5…10 3…5
Затопляемость, частота Один раз в 100 лет - Один раз в 25 лет   Чаще одного раза в 25 лет  
Засоленность почв - Не засоленные - Слабо засоленные - Солонцы
Климат Ограничений нет

4.2 Искусственные ограничения размещения

строительства

Градостроительный регламент включает в себя совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских населенных пунктах, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой функциональной зоны. Строительные нормы и правила вводят регламентацию по использованию земельных ресурсов для нужд строительства. Такая регламентация называется искусственными ограничениями для размещения строительства. К ним относят следующие:

- для строительства новых и развития существующих населенных пунктов используют земли непригодные для сельскохозяйственного производства. Изъятие допускается в исключительных случаях в установленном законом порядке с возмещением убытков. Перечень земель, на которых запрещается строительство, устанавливают местные административные органы;

- размещение зданий, сооружений на участках, в недрах которых залегают полезные ископаемые, а также на землях заповедников, природных национальных парков и водоохранных полос (зон) не допускается;

- изъятие под застройку земель Государственного лесного фонда допускается в исключительных случаях только в установленном законом порядке. В этом случае под застройку используют участки, не покрытые лесом, занятые кустарником, и малоценными в хозяйственном отношении насаждениями, если они не отнесены к землям государственного лесного фонда;

- вокруг населенных пунктов необходимо создание ветрозащитных, берегоукрепительных лесных полос, озеленение склонов, холмов, оврагов, балок. Ширина защитных полос для сельских поселков – не менее 50 м;

- размещение зданий, сооружений на участках загрязненных органическими и радиоактивными отходами в опасных зонах отвалов угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков, снежных лавин, возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин и дамб, непосредственно примыкающих к активным разломам земной коры, в охранных зонах магистральных продуктопроводов не допускается.

При разработке проектов планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, подтопления, селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов и других опасных явлений. Мероприятия по инженерной подготовке следует устанавливать с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий.

Проведение вертикальной планировки следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений. Поверхностные воды следует отводить со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы и с минимизацией объема земляных работ. Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна, предусматривая в городах дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.

Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских населенных пунктах, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.

На территории населенных пунктов с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских населенных пунктов и на территориях стадионов, парков и других озелененных территориях общего пользования допускается открытая осушительная сеть. Указанные мероприятия должны обеспечивать понижение уровня грунтовых вод на территории: капитальной застройки - не менее 2 м от проектной отметки поверхности; стадионов, парков, скверов и других зеленых насаждений - не менее 1 м.

Территории населенных пунктов, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне. За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью; один раз в 100 лет - для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет - для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений.

Для защиты застройки в селеопасной зоне необходимо предусматривать максимальное сохранение леса, посадку древесно-кустарниковой растительности, террасирование склонов, укрепление берегов, сооружение плотин и запруд, строительство селенаправляющих дамб и отводящих каналов.

На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов. Территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов, а также устройства парков.

В городских и сельских населенных пунктах, расположенных на территориях, подверженных оползневым процессам, необходимо предусматривать упорядочение поверхностного стока, перехват потоков грунтовых вод, предохранение оползневого массива от разрушения, повышение устойчивости откоса механическими и физико-химическими средствами (террасирование склонов, посадка зеленых насаждений). Противооползневые мероприятия следует осуществлять на основе комплексного изучения геологических и гидрогеологических условий районов.

Размещение застройки на орошаемых и осушенных землях, пашне, участках с многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, на землях, занятых водоохранными защитными лесами, допускается в исключительных случаях, на землях с высокими показателями оценки - запрещается. Перечень земель, на которых запрещается строительство, устанавливается местными органами власти.

Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов до получения от соответствующей территориальной геологической организации данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения органов управления государственным фондом недр и горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается:

- на землях заповедников, заказников, природных национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков и водоохранных полос;

- на землях зеленых зон городов, включая земли городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства;

- в зонах охраны гидрометеорологических станций;

- в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией этих источников;

- в первой зоне округа санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией природных лечебных курортов.

Во второй зоне округа санитарной охраны курортов допускается размещать объекты, связанные с эксплуатацией, развитием и благоустройством курортов, а также объекты обслуживания населения, если они не вызывают загрязнения атмосферы, почвы и вод, превышения нормативных уровней шума и напряжения электромагнитного поля. В третьей зоне округа санитарной охраны курортов допускается размещение объектов, которые не оказывают отрицательного влияния на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

Не допускается размещение зданий и сооружений:

- на земельных участках, загрязненных органическими и радиоактивными отходами (до истечения сроков, установленных органами Государственного комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора;

- в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков и снежных лавин;

- в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий);

- в сейсмических районах в зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам;

- в охранных зонах магистральных продуктопроводов.

Изъятие под застройку земель Государственного лесного фонда (перевод лесных площадей в нелесные) допускается в исключительных случаях только в установленном законом порядке. Размещение застройки на землях Государственного лесного фонда должно производиться на участках, не покрытых лесом или занятых кустарником и малоценными насаждениями. В пределах пригородных зон городов на землях лесного фонда следует предусматривать формирование зеленых зон. Территориальная организация зеленых зон городов должна предусматривать разделение на лесопарковую и лесохозяйственную части, выделение мест отдыха населения и охраняемых территорий, обеспечивающее выполнение оздоровительных и природоохранных функций леса. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

Вокруг городских и сельских населенных пунктов, расположенных в безлесных и малолесных районах, следует предусматривать создание ветрозащитных и берегоукрепительных лесных полос, озеленение склонов холмов, оврагов и балок. Ширину защитных лесных полос следует принимать, м, не менее: для крупнейших и крупных городов - 500, больших и средних городов - 100, малых городов и сельских поселков - 50.

В проектах планировки и застройки городов и их пригородных зон следует предусматривать рациональное использование ценных природных ландшафтов и их охрану, выделение рекреационных территорий, ограничение рекреационных нагрузок на ландшафт в соответствии с его устойчивостью, соблюдение режимных требований в государственных заповедниках и заказниках, природных национальных парках, ботанических садах и дендрологических парках, на территории лесных, водных и геологических памятников природы.

Жилые территории следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям - источникам загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющим повышенную пожарную опасность. Предприятия, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним предприятиям с источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Животноводческие, птицеводческие и звероводческие предприятия, склады хранения ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений и другие пожаровзрывоопасные склады и производства, ветеринарные учреждения, объекты и предприятия по утилизации отходов, котельные, очистные сооружения, навозохранилища открытого типа следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к жилой зоне и другим предприятиям и объектам производственной зоны.

Жилые территории городских и сельских населенных пунктов, курортные зоны и места массового отдыха следует размещать выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Размещение их ниже указанных выпусков допускается при соблюдении строительных норм и правил, правил охраны поверхностных вод, а также правил санитарной охраны прибрежных вод морей, утвержденных и согласованных в установленном порядке.

При проектировании населенных пунктов необходимо учитывать ширину водоохранных зон. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

- до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В границах водоохранных зон запрещаются:

- использование сточных вод для удобрения почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В проектах планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов следует соблюдать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации. При этом следует устанавливать зоны охраны памятников истории и культуры, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. Зоны охраны памятников истории и культуры предусматриваются для отдельных зданий и сооружений, их ансамблей и комплексов, а также других ценных историко-культурных градостроительных элементов.

Проекты планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов не должны предусматривать снос, перемещение или другие изменения состояния памятников истории и культуры.

Расстояния от памятников истории и культуры до транспортных и инженерных коммуникаций следует принимать, м, не менее, до проезжих частей магистралей скоростного и непрерывного движения, линий метрополитена мелкого заложения:

- в условиях сложного рельефа 100;

- на плоском рельефе 50;

- до сетей водопровода, канализации и теплоснабжения (кроме разводящих) 15;

- до других подземных инженерных сетей 5.

В условиях реконструкции указанные расстояния до инженерных сетей допускается сокращать, но принимать, м, не менее: до водонесущих сетей - 5; неводонесущих - 2. При этом необходимо обеспечивать проведение специальных технических мероприятий, при производстве строительных работ.

Допустимые уровни вибрации в жилых зданиях должны соответствовать санитарным нормам допустимых вибраций в жилых домах, утвержденным в установленном порядке. Для выполнения этих требований следует предусматривать необходимые расстояния между жилыми зданиями и источниками вибрации, применение на этих источниках эффективных виброгасящих материалов и конструкций. При этом следует руководствоваться санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами, санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты и правилами устройства электроустановок, утвержденными Минэнерго СССР и согласованными в установленном порядке.

Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по таблице 4, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий – по СП 42.13330.2011.

Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкости следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов, - 15 м.

При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.

Таблица 4 - Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий

Степень огнестойкости здания Расстояние, м, при степени огнестойкости зданий
I, II III IIIа, IIIб, IV, IVа, V
I, II      
III      
IIIа, IIIб, IV, IVа, V      

Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5 - 8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8 - 10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин.

К рекам и водоемам следует предусматривать подъезды и места для забора воды пожарными машинами.

В целях предупреждения распространения лесного пожара со стороны примыкающих к населенному пункту земель расстояния от границ застройки городских населенных пунктов до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселков и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских населенных пунктах для районов одно- двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.

Радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. Число пожарных депо в населенных пунктах, площадь их застройки, а также число пожарных автомобилей принимаются по нормам проектирования объектов пожарной охраны (ВСН-1-91 СПАСР), утвержденных МВД Российской Федерации.

Последовательность анализа естественных и искусственных ограничений при составлении опорного плана следующая. На топографической карте отмечают:

- участки неблагоприятные для строительства (территории с уклоном менее 0,5 и более 8%, овраги, промоины, наиболее пониженные части долины – тальвеги, территории вдоль водоемов, где грунтовые воды залегают на глубину меньше 1,5 м от поверхности земли, участки засоленных почв, территории с расчетным сопротивлением грунтов менее 2 кг/см2);

- показывают санитарно-защитные зоны вдоль существующих дорог в зависимости от категории последних, водоохранные зоны;

- отмечают все существующие въезды в поселок и выезды из него и их направления;

- показывают памятники истории, культуры и т.п.;

- определяют опорный фонд жилых, общественных и производственных зданий, к которому относят здания, имеющие физический износ основных строительных конструкций (фундаментов, стен, перекрытий, кровли) менее 80%.

Изучают архитектуру существующего поселка и ландшафт окружающей местности, определяют благоприятные в эстетическом отношении сочетания зеленых насаждений, открытых и водных пространств. Такое изучение необходимо в целях достижения органического сочетания природных особенностей местности и планировки.

Анализ естественных и искусственных условий осуществляют на территориях перспективных для планировки новых населенных пунктов и реконструкции существующих. Это необходимо осуществлять с целью оценки ресурсов территории для строительства населенных пунктов. Результаты анализа (перечисленные ограничения) накладывают на план с горизонталями и устанавливают территории, пригодные для развития населенного пункта.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите факторы, определяющие естественные условия пригодности территорий для строительства или развития населенных пунктов.

2. Перечислите основные искусственные ограничения размещения строительства. Какой документ их определяет?

3. Мероприятия, осуществляемые для инженерной подготовки и защиты территорий.

4. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Их связь.

5. Как осуществляется защита атмосферы, водных объектов и почвы от загрязнения?

6. Перечислите мероприятия по регулированию микроклимата в помещениях, на придомовых участках.

7. Цель охраны памятников истории и культуры. Мероприятия по их охране.

8. Методы и способы защиты от шума, вибрации, электрических и магнитных полей, излучений и облучения.

9. Противопожарные мероприятия в населенном пункте, меры по защите населенного пункта от лесных пожаров.


5 ОСНОВНЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. Основные стороны и важнейшие принципы планировки, их взаимосвязь

2. Зонирование территории населенного пункта (функциональное, территориальное, строительное)

3. Требования к использованию территорий основных зон населенного пункта

5.1 Основные стороны и важнейшие принципы

планировки, их взаимосвязь

В результате градостроительной деятельности планировка учитывает отдаленные перспективы развития общества, прогнозирует развитие населенного пункта на длительную перспективу и формирует среду обитания общества будущего. Разносторонний и комплексный анализ, определяющий проектное решение, создает благоприятные возможности для нормального быта, труда и отдыха населения. Для этого необходимо учитывать 5 сторон планировки.

Социальная сторона планировки исходит из необходимости обеспечения в проектируемом населенном пункте социальных функций: проживания, образования, обслуживания, отдыха, управления, обеспечения психологического комфорта, обитания и общения путем формирования соответствующих пространств, их объединяя или разделяя, организуя внутриселенные и межселенные связи.

Эстетическая сторона планировки заключается в обеспечении эстетических качеств окружающей среды. Планировка – дисциплина, способная поставить и решить проблему эстетики на всех территориальных уровнях от отдельного населенного пункта до территории местного самоуправления. Эстетические качества окружающей среды – необходимая составляющая в отношениях человека, природы и созидательной деятельности.

Техническая сторона планировки заключается в учете несущей способности грунтов, особенностей рельефа местности, используемой материально-технической базы строительства и производства строительных материалов, противопожарных требований, требований к формированию уличной и дорожной сети, инженерного обустройства, благоустройства, природообустройства при соблюдении соответствующих норм и требований.

Экономическая сторона планировки, прежде всего, состоит в рациональном использовании территориальных ресурсов на всех уровнях градостроительного проектирования от сельского населенного пункта до региональных систем размещения производственных сил. Здесь проявляется взаимосвязь с территориальным экономическим планированием и экономической географией. Экономическая составляющая в количественном выражении отражает социальные интересы общества, интересы охраны природы и другие. Планировка способствует повышению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и эксплуатацию населенного пункта посредством целесообразного зонирования, обоснованного размещения в нем всех материальных элементов, использования эффективных систем инженерного оборудования, благоустройства, подбора проектов жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений, обеспечивающих наиболее эффективное использование территорий в границах населенного пункта и за его пределами.

Экологическая сторона планировки заключается в пространственной организации среды обитания человека, в обеспечении инженерными средствами населения, функционирование которых не угрожает снижению экологических качеств среды вследствие разрушения сложившихся за многие миллионы лет экологических связей между элементами живой и неживой природы.

Стороны планировки населенных пунктов определяют правила, которыми необходимо руководствоваться при проектировании.

Обусловленность. Размеры, тип и особенности населенного пункта определяются специализацией, объемами и организацией расположенной здесь производственной зоны. Число жителей (градообразующей базы) с учетом расчетного срока (20 лет) должно удовлетворять потребности производства с учетом его развития.

Плановость. Плановость развития производственной зоны непосредственно определяет планировку населенного пункта.

Взаимозависимость формы и содержания. Форма – элементы населенного пункта, закрепленные материально на местности (объекты жилой, общественно-деловой, производственной зон, транспортной, инженерной инфраструктуры, благоустройства, озеленения и другие). Содержание – уровень жизни, к которому стремится человек. Содержание изменяется быстрее по сравнению с формой. Закон единства формы и содержания требует приведения формы в соответствие с постоянно изменяющимся содержанием. В свою очередь изменившееся содержание различными способами способствует ускорению процесса совершенствования формы. Приведение формы в соответствие с изменившимся содержанием решается в процессе реконструкции. Появляются новые типы жилых домов, производственных зданий и сооружений, совершенствуются инженерные системы, благоустройство, оборудование улиц и т.д. Это требует периодически пересматривать планировку (генеральные планы) населенных пунктов, предусматривая в них перспективное в будущем содержание.

Приверженность особенностям природных, национальных, местных, бытовых условий. Планировка населенного пункта подчинена окружающему ландшафту, климатическим особенностям местности, национальным, местным и бытовым традициям, поскольку к ним привязана.

Из сторон и правил планировки населенных пунктов вытекают общие важнейшие принципы, обязательные при разработке и принятии архитектурно-планировочных решений. Принципы планировки населенных пунктов следующие:

- комплексность – учет всех пяти сторон планировки (социальной, эстетической, технической, экономической, экологической);

- функциональность – распределение территорий населенного пункта по функциональному назначению;

- создание общественного центра как важнейшего элемента населенного пункта и архитектурно-планировочного решения;

- развитие сети культурно-бытовых учреждений как условие обязательного удовлетворения материальных, оздоровительных, воспитательных, познавательных, эмоционально – эстетических, и других потребностей населения;

- создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и высокого уровня благоустройства (сохранение здоровья населения);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: