Редактирование. Глава 5. Статистическая обработка информации

Глава 5. Статистическая обработка информации

Качество результата, полученного в ходе применения статистических инструментов, и его последующая интерпретация во многом зависят от того, насколько хорошо информация подготовлена и организована в форму, подходящую для существующих методов анализа. Поэтому прежде чем анализировать собранную информации, ее необходимо привести к виду, удобному для обработки. Основными этапами подготовки информации являются: редактирование, кодирование, статистическое регулирование. После предварительной обработки используются статистические методы, описывающие и интерпретирующие информацию. Они позволяют выявить в ней наиболее существенные причинно-следственные связи, используемые в дальнейшем для формулирования выводов.

Подготовка информации для анализа

Редактирование

Задача редактирования состоит в поиске и устранении ошибок, имеющих место в собранной информации (ответах респондентов). Процесс редактирования выполняется непосредственно интервьюером и аналитиком. Он направлен на решение следующих проблем.

Ошибка опрашивающего Опрашивающий не снабдил респондента соответствующими инструкциями.
Упущения Респонденты не ответили на один или несколько вопросов случайно или умышленно.
Двусмысленное выражение Ответ не совсем чёткий или понятный (например, может быть неясно, какая из двух клеток отмечена респондентом при выборе ответа).
Отсутствие последовательности Отсутствие логической связи между двумя событиями (например, респондент, являющийся юристом, отметил клетку, содержащую информацию о том, что он не окончил среднюю школу).
Отсутствие сотрудничества Респондент прекратил отвечать на вопросы, начиная с определенного пункта или дал одинаковые ответы на оставшиеся вопросы.
Неподходящий респондент В выборку попал респондент, мнение которого не интересует интервьюера (например, если предполагается опрашивать только женщин старше 18 лет, то другие опрошенные категории следует исключить).

Существует несколько различных альтернатив для решения перечисленных проблем. Наиболее предпочтительная - связаться с респондентом еще раз. Другая альтернатива - расценить анкету как непригодную и не использовать ее. Так поступают в том случае, если респондент не уловил суть вопросов, содержащихся в анкете, или не захотел сотрудничать. Можно и не прибегать к крайним мерам, а отбросить лишь сомнительные ответы. Некоторые респонденты могут обойти вопросы, касающиеся, к примеру, возраста или дохода, но с готовностью ответить на все остальные. В этом случае в те части анализа, которые касаются дохода или возраста, должны быть включены ответы только тех респондентов, которые корректно ответили на соответствующие вопросы, остальной же анализ может включать все ответы. Существует ещё одна альтернатива, которая заключается в занесении всех неподходящих или пропущенных ответов в категорию "не знаю".

Процесс редактирования помогает оценить и определить качество проведенных опросов или собеседований. В ходе редактирования выявляются условия, при которых опрашиваемый допускает ошибки. Это чрезвычайно полезная информация для последующего совершенствования анкет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: