Вопрос 1. Понятие, общие и особенные черты административной ответственности

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

Административная ответственность - это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно в том, что это формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и его профилактического действия в отношении как совершивших административное правонарушение, так и не совершивших.

Нормы административного права предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Решения вопросов уголовной и частично материальной ответственности в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной находятся в компетенции административной юрисдикции.

Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия в том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия. На практике чаще это понимают наоборот, когда коллектив ходатайствует не привлекать к административному наказанию их сотрудника, т. к. он на службе характеризуется положительно, всеми уважаемый, т. е. заранее оповещают должностное лицо, что к правонарушителю не будут применены меры общественного воздействия.

Административным законодательством предусмотрен принцип целесообразности в применении мер административного наказания, например, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающим обстоятельством и не указанное в настоящем Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 2 ст. 4.2), или вообще использовать возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9).

Кроме того, ответственность за административное правонарушение предусматривают не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей права, в частности трудового, земельного, финансового и др.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей и профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, публично отрицательной оценке их поведения.

Структура административной ответственности соответствует общеюридической и состоит из следующих компонентов:

- основания административной ответственности;

- субъекты;

- условия;

- меры ответственности (санкции);

- административный процесс (процедура привлечения к ответственности).

Основаниями административной ответственности выступают три составляющих: закон, устанавливающий ответственность (юридическая составляющая), административное правонарушение (фактическая составляющая) и порядок привлечения к ответственности (процессуальная составляющая)[35]. Административный проступок выступает в роли юридического факта, с которого и начинается вся процедура по привлечению нарушителя к административной ответственности.

Как уже было сказано, административный проступок является фактическим основанием административной ответственности, служит отправной точкой возбуждения и дальнейшего расследования дел об административных правонарушениях.

Для того, чтобы решить вопрос о привлечении физических или юридических лиц к административной ответственности, Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит специальную норму, устанавливающую общие правила назначения административного наказания (ст. 4.1. КоАП РФ).

Эти правила предусматривают, что:

Во – первых, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

При этом следует обратить внимание на тот факт, что в КоАП РФ впервые введена норма (ст. 1.5. КоАП РФ), раскрывающая презумпцию невиновности[36], согласно которой:

- лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Большое внимание при установлении административной ответственности уделяется действию законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве. Особенно, это имеет важное значение для законодательства субъектов РФ, разнообразного по своему характеру, имеющего временные, территориальные и иные пределы действия.

Следует знать, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Чаще всего, нормативные акты, устанавливающие административную ответственность, вступают в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу[37]. Такие акты действуют на территории РФ, субъектов РФ, муниципальных образований вплоть до их отмены или признания судом несоответствующими Конституции РФ, Конституции, Уставам субъектов РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ, решениям и постановлениям местных органов самоуправлений.

Большое значение в установлении административной ответственности имеет тот факт, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Он распространяет свою юридическое влияние и на лицо (физическое или юридическое), которое совершило административное правонарушение до его вступления в силу, и на не исполненное постановление о назначении административного наказания.

Понятно, что закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ст. 1.7. КоАП РФ).

Во – вторых, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения[38], личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: