Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Одновременно с этим определен порядок привлечения к административной ответственности несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3.). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Так, к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. К числу этих мер относятся:

- обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему,

- предупреждение,

- выговор или строгий выговор,

- возмещение материального ущерба,

- передача несовершеннолетнего под надзор родителей и другие.

В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет таких административных правонарушений как мелкие хищения, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка продажи работниками торговли огнестрельного оружия, стрельба в населенных пунктах и в неотведенных местах, мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника ОВД или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы РФ, нарушение порядка приобретения, хранения, реализации, перевозки и регистрации огнестрельного оружия, нарушение пограничного режима в пограничной зоне, нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение пограничного режима в территориальных и внутренних водах РФ, нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем, устанавливая случаи ответственности несовершеннолетних на общих основаниях со взрослыми, законодатель не исключает и в этих случаях возможности передачи дел на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних.

Ст. 2.3. КоАП РФ установила, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Занятие физическим лицом, совершившим административное правонарушение определенного положения в обществе, также нашло свое отражение в новом Кодексе. Ст. 2.4. КоАП РФ определяет особенности административной ответственности должностных лиц[39].

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Точно такой же подход закреплен в ст. 2.6. КоАП РФ, когда указанные лица совершают административные правонарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (ч. 2 ст. 8.16, ст. ст. 8.17 - 8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ) (ст. 2.6. КоАП РФ).

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

К указанным лицам относятся: сотрудники дипломатических и консульских представительств, официальные представители одного государства, находящиеся в визитом в другом государстве, должностные лица международных организаций, представители государства при международных организациях, а также на международных конференциях, конгрессах, сессиях и т.п. Вопрос об иммунитете от административной юрисдикции РФ решен Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23.05.66 г.,[40] принятым на основании Венских конвенций о дипломатических сношениях 1961 г., и о консульских сношениях 1963 г.

В соответствии с этим нормативным актом иностранный гражданин, пользующийся дипломатической неприкосновенностью, не может быть задержан в какой бы то ни было форме и не может быть подвергнут административным взысканиям. Ему гарантирована неприкосновенность жилища, корреспонденций и имущества, в т.ч. транспортных средств. Недопустимы обыски, выемки и другие принудительные действия. Все личные привилегии и иммунитеты представляются также членам семьи иностранного гражданина, если они проживают вместе с ним и не являются гражданами страны пребывания.

Наряду с иностранными гражданами, дипломатическим представительствам (посольству или миссии), а также консульским представительствам (генеральному консульству, консульству, вице-консульству или консульскому агентству) на территории России также предоставляются, привилегии и иммунитеты в полном объеме для осуществления их функций, определяемых в соответствии с нормами международного права.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного
или унижающего достоинства обращения или наказания[41], в свою очередь представляет привилегии и иммунитеты членам Комитета, например, такие как (ст. 16):

- иммунитет от задержания, наложения ареста на личный багаж, а также любого судебного преследования;

- неприкосновенность официальных и рабочих документов, которые не могут быть задержаны или подвергнуты цензуре.

Новый КоАП РФ внес серьезные изменения в вопросы административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ст. 2.5. КоАП РФ).

Правила административной ответственности гласят:

- военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;

- сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (Например, с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I).

Однако круг административных правонарушений, за которые указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности на общих основания по сравнению с КоАП РСФСР, значительно расширен. Этот перечень является исчерпывающим и выглядит следующим образом:

- нарушение законодательства о выборах и референдумах;

- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

- нарушение правил дорожного движения;

- нарушение требований пожарной безопасности вне места службы;

- нарушение законодательства об охране окружающей природной среды;

- нарушение таможенных правил;

- нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов;

- невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Одновременно с этим следует заметить, что к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

При изучении общих вопросов привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности следует обратить особое внимание на ст. 1.4. КоАП РФ, раскрывающую принцип равенства всех лиц перед законом.

Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Однако институт административной ответственности предусмотрел особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. К такой категории относятся депутаты, судьи, прокуроры, а также уполномоченный по правам человека в РФ. Административная ответственность этих лиц устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Остановимся на первых трех категориях.

Неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы от административной юрисдикции определена Федеральным Законом РФ от 8.05.94 г. «О статусе депутатов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ». В соответствии со ст. 19 указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность указанных лиц распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Неприкосновенность депутатов законодательного органа субъекта РФ определена Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Условия неприкосновенности указанных лиц те же, что и для членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы.

Неприкосновенность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования установлена ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вышеуказанные условия неприкосновенности ограничены только границами муниципального образования.

Гарантии независимости судей от административной юрисдикции изложены в Законе РФ от 26.06.92 г. «О статусе судей в Российской Федерации», (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г.).

В соответствии с ним судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Задержанный или доставленный в орган внутренних дел в порядке производства по делам об административных правонарушениях судья по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. Судья не может быть привлечен к административной ответственности.

Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» определил, что не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

В законе имеется норма, определяющая порядок привлечения указанных лиц к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.

В – третьих, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Статьей 2.10. КоАП РФ установлены общие условия административной ответственности юридических лиц.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в соответствующих статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Более того, в случаях слияния, присоединения и преобразовании юридических лиц к административной ответственности привлекаются вновь возникшие или присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При этом административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения вышеуказанной реорганизации.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установило, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья, орган, должностное лицо вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

В – четвертых, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Имеется в виду выполнение правил торговли, таможенных правил, противопожарных, санитарных или ветеринарных и других правил, соблюдение которых является обязанностью как физических, так и юридических лиц. Разумеется, обязанности указанных лиц не ограничиваются указанными правилами и вытекают из содержания соответствующих норм КоАП РФ. Подробнее эти нормы будут изучены в следующих темах, когда конкретные обязанности физических или юридических лиц будут рассматриваться в качестве основы объективной стороны административного правонарушения.

И наконец, в – пятых, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При рассмотрении указанного вопроса особо хочется обратить внимание на обеспечение законности при применении мер административного взыскания в связи с административным правонарушением (ст. 1.6. КоАП РФ). Законность новым КоАП РФ гарантируется следующим:

- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

- применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах их компетенции;

- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

В КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения физических и юридических лиц от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При этом судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут ограничиться устным замечанием (ст. 2.9).

Говоря об общих вопросах административной отвественности, нельзя обойти давность привлечения к административной ответственности. Тем более, что новый КоАП РФ содержит такую норму, которая серьезным образом отличается от ранее действовавшей.

Ст. 4.5. КоАП РФ установила, что:

1. постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения[42];

2. за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

КоАП РФ обратил внимание на условия приостановления указанных сроков давности привлечения к административной ответственности.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

При длящемся административном правонарушении указанные сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1. КоАП РФ).

Оно не ставит своей целью унизить человеческое достоинство физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинить ему физические страдания, а также нанести вред деловой репутации юридического лица.

Являясь одним из субъектов административно-юрисдикционной деятельности[43], ОВД активно применяют законодательство об административных правонарушениях в процессе защиты прав и свобод граждан, обеспечения охраны общественного порядка, собственности и установленного порядка управления.

Ежегодно всеми субъектами этой деятельности выявляется свыше 70 миллионов административных правонарушений. Рост числа привлеченных к административной ответственности почти в 10 раз превышает прирост населения страны. Именно поэтому, в целях недопущения роста совершаемых правонарушений, сотрудник правоохранительных органов должен быть юридически грамотен в принимаемых решениях, постоянно совершенствуя свои знания и умения в области административного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: