double arrow

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ


Наряду с административной ответственностью юридических лиц КоАП РФ широко предусмотрена ответственность их должностных лиц. В соответствии со ст. 2.4. административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как известно, должностные лица несут и иные виды юридической ответственности, в частности уголовной. В уголовном законодательстве под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Преступлениям должностных лиц фактически посвящена самостоятельная гл. 30 Уголовного кодекса РФ. При этом не признаются субъектами должностных преступлений лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях.




Понятие должностного лица как субъекта ответственности в законодательстве об административных правонарушениях фактически значительно шире, чем в уголовном законодательстве.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).

Таким образом, к должностным лицам как субъектам административной ответственности относятся не только лица, занимающие государственные и муниципальные должности, и лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях, но и руководители всех прочих организаций, а также другие работники, осуществляющие в них организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Крайне важно особо подчеркнуть, что должностными лицами как субъектами административной ответственности являются и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.



Рассматривая вопросы административной ответственности юридических лиц, мы уже говорили об экономических причинных апробации КоАП РФ, законами субъектов РФ об административных правонарушений значительного количества совершаемых ими деяний, установления достаточно жестких соответствующих административных санкций. Те же причины обусловливают необходимость рассмотрения в качестве административных правонарушений большого числа противоправных деяний должностных лиц различных органов и хозяйствующих субъектов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Из 414 статей КоАП РФ, составляющих его Особенную часть, административная ответственность должностных лиц установлена в 311 статьях (в 75% статей Особенной части).

Административные правонарушения должностных лиц – проступки, связанные с их участием в предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности юридических лиц. Это, прежде всего административные правонарушения:



- посягающие на права граждан (из 52 статей, входящих в гл. 5 КоАП РФ, 47 предусматривают ответственность должностных лиц);

- в области охраны собственности (из 28 статей, входящих в гл. 7 КоАП РФ, 24 предусматривают ответственность должностных лиц);

- в области охраны окружающей природной среды и природопользования (из 40 статей, входящих в гл. 8 КоАП РФ, 38 предусматривают ответственность должностных лиц);

- в промышленности, строительстве и энергетике (из 14 статей, входящих в гл. 9 КоАП РФ, все статьи предусматривают ответственность должностных лиц);

- в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (из 14 статей, входящих в гл. 10 КоАП РФ, все статьи предусматривают ответственность должностных лиц);

- в области связи и информации (из 24 статей, входящих в гл. 13 КоАП РФ, 23 предусматривают ответственность должностных лиц);

- в области предпринимательской деятельности (из 26 статей, входящих в гл. 14 КоАП РФ, все статьи предусматривают ответственность должностных лиц);

- в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (из 27 статей, входящих в гл. 15 КоАП РФ, 26 предусматривают ответственность должностных лиц);

- в таможенной сфере (из 22 статей, входящих в гл. 16 КоАП РФ, все статьи предусматривают ответственность должностных лиц);

- посягающие на институты государственной власти (из 13 статей, входящих в гл. 17 КоАП РФ, 10 предусматривают ответственность должностных лиц);

- против порядка управления (из 25 статей, входящих в гл. 19 КоАП РФ, 17 предусматривают ответственность должностных лиц);

- в области воинского учета (из семи статей, входящих в гл. 21 КоАП РФ, четыре предусматривают ответственность должностных лиц).

Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ уже в настоящее время установлено значительное число административных правонарушений должностных лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов. Учитывая положение Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами, и исходя из наличия многих региональных особенностей в деятельности хозяйствующих субъектов, становится очевидным, что законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях будет преимущественно развиваться за счет увеличения составов правонарушений как организаций. Так и должностных лиц этих организация, предпринимателей без образования юридического лица.

При этом назначение наказания за соответствующее правонарушение организации не освобождает от одновременной административной ответственности за правонарушение и виновное должностное лицо.

Среди наказаний должностных лиц помимо административного штрафа следует назвать конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификацию. Напомним, что дисквалификация заключается в лишении лица на срок от шести месяцев до трех лет права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров и осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация может быть применена к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, к арбитражным управляющим.

Административная ответственность юридических, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в современных условиях становится мощным рычагом государственного управления экономическими процессами, регулирования деятельности хозяйственных субъектов. При этом административная ответственность юридических и должностных лиц имеет не только правоохранительную но и ярко выраженную фискальную направленность. В целях предотвращения повторных правонарушений со стороны юридических и должностных лиц, знание правовых норм в области административной ответственности - долг каждого сотрудника правоохранительного органа.







Сейчас читают про: