Вопрос 1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции)

Производство по делам об административных правонарушениях – это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществляемая в административно-процессуальной форме[49].

Производство – составная часть административно-юрисдикционного процесса.

Следует отметить, что основными элементами процессуальной формы являются группы норм, регулирующих:

1. цели и принципы производства;

2. круг его участников, их права и обязанности;

3. систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства;

4. сроки совершения действий;

5. виды и условия использования доказательств;

6. содержание и порядок оформления процессуальных документов;

7. виды, размер и порядок применения мер процессуального принуждения.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда административный штраф налагается на месте нарушения), обычное и особое (усложненное). Примером особого производства является процедура рассмотрения дел о нарушении таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей и т.п. Для рассмотрении таких дел установлены специальные сроки, разрешен принудительный порядок привода физического лица, привлекаемого к ответственности, определена необходимость проведения экспертизы и некоторых мер, процессуального принуждения. Например, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

- разрешение дела в соответствии с законом;

- обеспечение исполнения вынесенного постановления;

- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Иными словами в производстве решаются две связанные между собой задачи: юрисдикционная (справедливое решение дел о проступках) и профилактическая (предупреждение новых правонарушений).

Всесторонность и полнота исследования дела предполагает установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Необходимо установить имеется ли административное правонарушение, виновно ли данное лицо в совершении этого правонарушения, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли обстоятельств, влекущие прекращения дела и многой другое.

Своевременное выявление обстоятельств каждого дела призвано обеспечить неотвратимость ответственности виновных. На это направлены установленные КоАП РФ процессуальные сроки. Например, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Ст. 28.5. КоАП РФ устанавливает сроки составления протокола об административном правонарушении. Этот протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев (ч. 5 ст. 28.7. КоАП РФ).

Объективность выяснения обстоятельств дела исключает пристрастие к делу, обвинительный уклон, пренебрежение обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. В развитие этого статьи 4.2. и 4.3. КоАП РФ обращают внимание должностного лица на обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Объективность не совместима с неравным отношением к участникам производства, заявленными ходатайствам, проявлением бестактности в ходе рассмотрения дела.

Указание на разрешение дела в точном соответствии с законом имеет конкретное процессуальное выражение. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ). При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Юридическими гарантиями обеспечения законности в производстве выступают систематический контроль со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорский надзор, участие защитника и представителя, право обжалования и другие установленные административным законодательством меры.

Одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу. В противном случае, когда постановление о наложении административного взыскания осталось не исполнено или исполнено не полностью, трудно говорить об эффективности и достижении целей административного взыскания. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

Ст. 3.1. КоАП РФ установила, что административное наказание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Задачи производства включают также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, тем более, что их выяснение носит обязательный характер. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий[50].

Указанные юридические лица и соответствующие руководители обязаны рассмотреть это представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежит административной ответственности по ст. 19.6. КоАП РФ.

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществ­ляемое в органах внутренних дел (милиции), является юрисдикционным производ­ством. Данное производство опосредствует правоохранительную деятельность ор­ганов внутренних дел. Его основная задача - процессуальное обеспечение приме­нения определенных мер государственного принуждения (административных нака­заний).

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции) зависят от целого ряда факторов (полноты его содержания, временных, территориальных критериев, от применения отдельных видов административных наказаний, различных категорий лиц, привлекаемых к административной ответственности и др.).

Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции) полностью регулируется КоАП РФ (Раздел IV).

Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел - это особый вид юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, отличающийся набором специфических признаков. В своей совокупности при­знаки производства по делам об административных правонарушениях выражают особую природу и социальное назначение данного вида юрисдикционной деятель­ности органов внутренних дел (милиции). Данные признаки помогают отграничи­вать это производство от иных административных производств и иных сфер юрис­дикционной деятельности органов внутренних дел (милиции).

Анализ КоАП РФ (Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполно­моченные рассматривать дела об административных правонарушениях) показыва­ет, что среди субъектов, осуществляющих производства по делам об администра­тивных правонарушениях, органы внутренних дел (милиция) занимают особое ме­сто. Такой подход обусловлен тем, что органы внутренних дел (милиция), призван­ные нести основную нагрузку в сфере правоохранительной деятельности госу­дарства. Органы внутренних дел (милиция), как и большинство других органов исполнительной власти, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях наряду с иными задачами и функциями. Производство по делам об административных правонарушениях не является главным и определяющим со­держание деятельности органов внутренних дел (милиции), хотя в сравнении с другими юрисдикционными органами занимает, безусловно, значительное место в административной деятельности органов внутренних дел (милиции).

Органам внутренних дел (милиции) подведомственен широкий круг дел об административных правонарушениях. Подведомственность - служит основанием практической реализации административной юрисдикции органов внутренних дел (милиции), поскольку для того, чтобы разрешать конкретные дела об администра­тивных правонарушениях и применять по ним санкции (административные наказа­ния), необходимо предварительно определить в законе круг тех дел, которые под­ведомственны данному субъекту административной юрисдикции.

Анализ действующего административного законодательства (ст. 23.3. КоАП РФ) дает возможность определить, что административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел осуществляются по следующим основным направлениям.

Так, органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административ­ных правонарушениях, посягающих на: здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Глава 6 КоАП РФ); охрану окружающей природной среды и природопользования (Глава 8 КоАП РФ); административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и ме­лиорации земель (Глава 10 КоАП РФ); административные правонарушения на транспорте (Глава 11 КоАП РФ); административные правонарушения в области дорожного движения (Глава 12 КоАП РФ); административные правонарушения в области связи и информатизации (Глава 13 КоАП РФ); административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федера­ции и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданст­ва на территории Российской Федерации (Глава 18 КоАП РФ); административ­ные правонарушения против порядка управления (Глава 19 КоАП РФ); адми­нистративные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (Глава 20 КоАП РФ).

В рамках этих функциональных направлений действуют охранительные, юрисдикционные полномочия органов внутренних дел (милиции).

От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушени­ях рассматривают: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители; начальники ли­нейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их замес­тители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отде­лов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов ми­лиции; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отде­лов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов ми­лиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил; начальник государственной инспекции безопасности до­рожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель; сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание; государствен­ные инспектора безопасности дорожного движения; государственные инспектора дорожного надзора; старшие участковые инспектора, участковые инспектора ми­лиции (участковые уполномоченные милиции).

Распределение компетенции должностных лиц органов внутренних дел (ми­лиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях обусловлена определенной специализацией определенных категорий сотрудников органов внут­ренних дел (милиции) по предупреждению и пресечению административных пра­вонарушений. Специализация, способствует не только более быстрому и эффек­тивному рассмотрению дел об административных правонарушениях, но и более квалифицированному выяснению всех обстоятельств дела и исполнению админи­стративных наказаний.

Объем полномочий перечисленных должностных лиц органов внутренних дел (милиции) определяется их должностным положением. Так, наибольшими пол­номочиями обладают начальники органов внутренних дел (милиции). Им подведомственна большая часть дел об административных правонарушениях, входящих в предмет административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции).

Итак, приведенные в лекции примеры позволяются судить о том, что производство по делам об административных правонарушениях получило новое процессуальное закрепление и отличается исключительной детализацией по сравнению с КоАП РСФСР. Такой подход к наложению административных взысканий, позволит лучше защитить права физических и юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также иных участников производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: