Вопрос 6. Круг должностных лиц, органов, уполномоченных налагать административные наказания. Возбуждение дела об административном правонарушении

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дел о некоторых административных правонарушениях, которые определены в ст. 28.1 КоАП РФ, помимо перечисленных являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего (а при рассмотрении дела о банкротстве, кроме этого, - сообщения и заявления собрания или комитета кредиторов).

К таким правонарушениям относятся:

1. фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

2. неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

3. ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

4. совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

5. осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (14.23).

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

4. оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составлялся.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ и рассмотренных ниже случаев назначения наказания без составления протокола, а также случаев возбуждения дела прокурором.

Отметим, что прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 28.4 КоАП РФ. К таким делам относятся дела, связанные с нарушением права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); нарушением установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5); отказом в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (ст. 5.7); нарушением предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума (ст. 5.8); незаконной выдачей гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ст. 5.22); изготовлением неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытием остатков бюллетеней (ст. 5.23); нарушением установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24); принуждением к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40); нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24); незаконным ограничением права на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35); воспрепятствованием законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст. 12.36) и некоторые другие дела.

Однако при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Поскольку физическое лицо или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, не обязаны подписывать протокол, то в бланке протокола должны быть предусмотрены минимум две подписи: во-первых, о том, что эти лица согласны с протоколом, и, во-вторых, о том, что они получили копию протокола, так как лицо может не согласиться с содержанием протокола и не подписать его, но попросить его копию.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются, прежде всего, должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 этого Кодекса.

Помимо того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Государственные органы, уполномоченные составлять протоколы о конкретных административных правонарушениях в дополнение к органам, рассматривающим дела об этих правонарушениях, указаны в ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень должностных лиц данных органов, уполномоченных составлять такие протоколы, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ, вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспекторы Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов. Так, члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума составляют, например, протоколы о правонарушениях, связанных с вмешательством в работу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2 избирательной комиссии, комиссии референдума протоколы о правонарушениях, связанных с вмешательством в работу избирательной комиссии); неисполнением решения избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.3); нарушением в ходе избирательной компании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9) и о ряде других правонарушений.

Члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют протоколы о правонарушениях, связанных с неисполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35); нарушением порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36); незаконными действиями по усыновлению (удочерению) ребенка, передачей его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37); вовлечением несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10).

Инспекторы Счетной палаты РФ составляют, например, протоколы о правонарушениях, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 15.14); нарушением срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15); нарушением сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16), и о ряде других правонарушений.

Должностные лица государственных внебюджетных фондов составляют, в частности, протоколы о правонарушениях, связанных с нарушением срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3); нарушением срока предоставления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4) и о некоторых других правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные КоАП РФ для административного расследования.

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда (а при нарушении таможенных правил – в размере, не превышающем 10 минимальных размеров оплаты труда), протокол об административном правонарушении не составляется. Уполномоченным на то должностным лицом оформляется предупреждение либо назначается и взимается административный штраф прямо на месте совершения административного правонарушения. Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, то протокол об административном правонарушении составляется и в этом случае.

Согласно ст. 28.7 КоАП РФ в процессе производства по делам об административных правонарушениях в ряде случаев проводится так называемое административное расследование. Это происходит тогда, когда после выявления определенных административных правонарушений осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. К таким правонарушениям относятся административные правонарушения в области:

- антимонопольного законодательства;

- законодательства о рекламе;

- валютного законодательства;

- законодательства о защите прав потребителей;

- налогов и сборов;

- таможенного дела;

- охраны окружающей среды;

- производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- пожарной безопасности;

- дорожного движения;

- на транспорте.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение оформляется должностным лицом в виде определения, а прокурором – в виде постановления.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются:

- дата и место составления определения;

- должность, фамилия и инициалы лица, совершившего определение;

- повод для возбуждения дела об административном правонарушении;

- данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца (а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол или постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола или вынесения постановления. Протокол или постановление прокурора об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления или вынесения.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является предварительной обязательной стадией для принятия решения о наложении административного взыскания. Оно осуществляется от имени государства в лице органов (должностных лиц), уполномоченных на то соответствующими нормативными актами. Под органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, следует понимать совокупность различных категорий должностных лиц, осуществляющих такое рассмотрение от имени соответствующих органов. Немаловажное значение по реализации принципа законности при применении мер административного воздействия имеет положение о том, что должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, а при необходимости и налагать административные взыскания лишь при исполнении своих служебных обязанностей. Это означает, что должностное лицо в период освобождения от исполнения служебных обязанностей (например, во время отпуска или временной нетрудоспособности по болезни) не вправе осуществлять рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Важнейшей обязанностью сотрудников правоохранительных органов, применяющих законодательство об административных правонарушениях, является обеспечение законности при применении соответствующих мер воздействия. Обеспечение законности в их деятельности гарантируется ст. 1.6. КоАП РФ: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом».

Умение сотрудника милиции разобраться в сущности той или иной нормы и правильно применить ее может быть сформировано у них только на основе усвоения теоретических основ положения науки административного права о понятии и признаках административного правонарушения. Первый вопрос лекции подробно раскрывает эти категории.

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях внес существенные изменения и дополнения в общие вопросы административной ответственности. Они касаются, в первую очередь, соблюдения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Появление новых видов административных взысканий придает институту административного принуждения более качественное содержание. Законодательство об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации наконец то получило полноправную прописку в административном законодательстве России.

Все это налагает большую ответственность на правоохранительные органы. Сбор первичных материалов по делам об административных правонарушения, проведение административного расследования должно быть выдержано в духе действующего административного законодательства.

Только хорошее знание КоАП РФ и законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ позволит сотрудникам милиции правильно применять их в своей административно-юрисдикционной деятельности на обслуживаемой территории.

Вопросы для самопроверки:

1. Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности (понятие, принципы, характерные черты). Дисциплинарная и материальная ответственность.

2. Понятие, виды и общие правила назначения административных наказаний.

3. Сроки наложения, погашения и исполнения административных наказаний. Исчисление сроков.

4. Административный штраф как вид административного наказания. Общие правила назначения административных наказаний.

5. Дисквалификация как вид административного наказания. Общие правила назначения административных наказаний.

6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Общие правила назначения административных наказаний.

7. Административный арест как вид административного наказания. Общие правила назначения административных наказаний.

8. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Общие правила назначения административных наказаний.

9. Лишение специального права. Общие правила назначения административных наказаний.

Темы рефератов:

Литература:

1. Административное право России (конспект лекций в схемах). – М.: Приор, 2002.

2. Архангельский М.В. Обеспечение безопасности личности, общества, государства в сфере внешних отношений. М., 2002.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2001.

4. Козлов Ю.М. Административное право: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Юристъ, 2001.

5. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2002.

6. Великанова С.Е. Административное право. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: