При анализе и определении уровня цен предприниматель должен ясно представлять общую картину системы цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. В систему цен включены различные элементы, которые можно рассматривать как отдельные конкретные цены, так и определенные группы цен. Все элементы системы цен находятся в тесной взаимосвязи. Это предопределено единой методологией формирования затрат на производство, а также взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма.
Система цен. Цены принято классифицировать в соответствии с определенными признаками.
По характеру обслуживаемого оборота:
- Оптовые, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
- Закупочные, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция производителями государственным и коммерческим организациям для последующей переработки;
- Розничные, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению;
|
|
На строительную продукцию существует несколько разновидностей цен:
Сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта;
Прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;
Договорная цена - устанавливается при подписании договора между заказчиком и подрядчиком.
- Цены и тарифы на услуги населению;
- Надбавки в сфере обращения (оптово-сбытовые, торговые);
- Тарифы грузового и пассажирского транспорта плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и пассажиров.
По степени свободы цен:
- Свободные, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения; государство может добиваться изменения этих цен только путем воздействия на конъюнктуру рынка;
- Фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров;
- Регулируемые, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но подвергающиеся определенному воздействию со стороны государства или через непосредственное ограничение их роста или снижения, или путем регламентации рентабельности и т.п.
По способу фиксации:
- Контрактные, устанавливаемые по соглашению сторон и регистрируемые в контракте;
- Трансфертные, применяемые при реализации продукции между филиалами и подразделения внутри одного предприятия или одной ассоциации;
- Биржевые, используемые при продаже товаров через биржи;
- Цены торгов, обслуживающие особую форму торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный.
|
|
По степени обоснованности:
- Базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении
цены на аналогичные изделия. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками;
- Справочные, публикуемые в каталогах, прейскурантах, журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах. Они используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношении цен;
- Прейскурантные, представляющие собой вид справочной цены и
публикуемые в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;
- Фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок или скидок к базисной цене;
- Цены потребления, определяющие все затраты покупателя, связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации.
По времени действия:
- Постоянные, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту или договору;
- Текущие, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени, они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка;
- Скользящие, устанавливаются в торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления; они учитывают изменения в издержках производства, происходящие в период изготовления;
- Сезонные, действующие в течение определенного периода времени;
- Ступенчатые, представляющие собой ряд последовательно снижающихся цен на продукцию по предварительно принятой шкале.