Об этом виде валидности говорится в том случае, если представление об измеряемом феномене существует только в проекте и требует доказательства. Разработчик теста только предполагает о том, как будет проявляться объект измерения. Чаще всего это относится к психологическим тестам. Для педагогических тестов понятие конструктной валидности применимо в процессе разработки теста, когда его качественные и количественные характеристики еще не имеют определенных характеристик. Для выявления валидности на этапе создания теста используются методы корреляционного и факторного анализа.
Психологические аспекты тестирования
К человеку, проводящему тестирование, предъявляются определенные требования.
Отсутствие влияния экспериментатора (педагога) на результаты тестирования.
Повлиять на результаты можно различными способами. Часто педагоги даже не подозревают об этом влиянии. Например, повлиять может интонация, с которой читаются вопросы или варианты ответов (когда неосознанно выделяются голосом или произносятся в ином темпе правильные варианты), невербальные проявления (кивки головой, жесты и др.). Для того чтобы избежать влияния экспериментатора необходимо соблюдать следующие требования:
|
|
- тексты заданий или вариантов ответов не читаются вслух, а даются испытуемым в печатном виде,
- шрифт всех заданий и вариантов ответов должен быть одинаков,
- экспериментатор не отвечает на вопросы, не объясняет содержания заданий, не комментирует варианты ответов и задания.
Соблюдение одинаковых для всех условий тестирования.
Все тестируемые должны проходить тестирование в одинаковых условиях. Для этого необходимо четко соблюдать инструкцию для испытуемых и инструкцию для экспериментатора. Соответственно, в этих инструкциях должны быть четко указаны все необходимые для тестирования условия (сроки проведения, требования к помещению и оборудованию, требования к уровню квалификации экспериментатора и др.).
Объяснение результатов тестирования испытуемым.
Испытуемым необходимо предоставить информацию о полученных результатах, при этом рассказать о результатах необходимо, с одной стороны, объективно, с другой стороны, таким образом, чтобы испытуемый полностью понял всю информацию.