$$$ 1D
К какой традиции философствования можно отнести мировоззрение Ф.Бэкона?
А. | рационализм |
В. | номинализм |
С. | реализм |
D. | эмпиризм |
Е. | сенсуализм |
$$$ 2 D
Формулу сенсуализма “Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах” Г. Лейбниц принимал лишь с поправкой:
А. | кроме идей |
В. | кроме мыслей |
С. | кроме Бога |
D. | кроме самого разума |
Е. | кроме аналогий |
$$$ 3 А
Сократ различал пять типов государства. Высшим из них он считал
А. | Монархию |
В. | Тиранию |
С. | Плутократию |
D. | Демократию |
Е. | Тимократию |
$$$ 4 А
Средневековую арабо-мусульманскую философию называют спекулятивной, потому что термин “спекуляция” означает
А. | Наблюдаю, созерцаю |
В. | Перепродаю |
С. | Использую |
D. | Наследую |
Е. | Достаю |
$$$ 5 С
Р.Декарт считал абсолютно несомненным суждение
А. | substancia - causa sui |
В. | credo, ut intelligam |
С. | cogito ergo sum |
D. | errare humanum est |
Е. | in vino veritas |
$$$ 6 D
Б.Спиноза отождествляет субстанцию с
А. | Богом |
В. | природой |
С. | мышлением |
D. | природой и Богом |
Е. | верой и разумом |
$$$ 7 С
|
|
Монадология Г.Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана открытию
А. | рентгеновских лучей |
В. | фотона |
С. | микроскопа |
D. | лазера |
Е. | телескопа |
$$$ 8 А
Аристотель делит добродетель на два рода: интеллектуальный и моральный. Интеллектуальные добродетели есть результат обучения, моральные
А. | слагаются из привычек |
В. | являются врожденными |
С. | диктуются законом |
D. | Являются непостижимыми |
Е. | Даются Богом |
$$$ 9 В
Категорический императив Канта гласит
А. | цель оправдывает средства |
В. | действуй только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом, так, как будто бы максима твоего действия по твоей воле должна сделаться всеобщим законом природы |
С. | человек человеку волк |
D. | большинство должно быть средством для возвышения меньшинства, т.к. большинство нельзя рассматривать как имеющее какие-то независимые притязания на счастье или благополучие |
Е. | Бог всему закон |
$$$ 10 С
В Упанишадах индивидуальная духовная сущность называется
А. | карма |
В. | саттва |
С. | атман |
D. | девояна |
Е. | сансара |
$$$ 11 В
Платон считал, что есть три добродетели, которые соответствуют трем сословиям: крестьянам, ремесленникам и купцам - умеренность, стражам - храбрость, правителям - мудрость. Но он выделял еще и четвертую добродетель, которую называет державной добродетелью
А. | богатство |
В. | справедливость |
С. | доброта |
D. | возвышенность |
Е. | хитрость |
$$$ 12 С
В теории государственных устройств Аристотель считал, что три хорошие формы государств легко деформируются в три плохие. Монархия деформируется в тиранию, аристократия - в олигархию, полития - в
|
|
А. | плутократию |
В. | автократию |
С. | демократию |
D. | тимократию |
Е. | мерентократию |
$$$ 13 Е
Беседы и высказывания Кун фу цзы вошли в сборник
А. | Вед |
В. | Ли Шу |
С. | Ши цзин |
D. | Махабхарата |
Е. | Лунь-юй |
$$$ 14 С
“Апейрон” - термин философии Анаксимандра - означает
А. | Восстановление движения |
В. | отрицание покоя |
С. | бесконечное, безграничное, неопределенное |
D. | видимость, явление, кажимость |
Е. | стихия |
$$$ 15 В
Теорию катарсиса - очищения - мы можем встретить у
А. | Платона |
В. | Аристотеля |
С. | Фалеса |
D. | Гераклита |
Е. | Парменида |
$$$ 16 D
Основной закон бытия, сформулированный Аристотелем
А. | “все действительное разумно, все разумное действительно” |
В. | «все познается в сравнении» |
С. | “все существующее проявляет свою актуальность через противоречие” |
D. | “вместе существовать и не существовать нельзя” |
Е. | сущее зависит от несущего |
$$$ 17 D
Что Августин провозглашает основой и главным источником человеческих знаний?
А. | чувства |
В. | сомнения |
С. | разум |
D. | веру в Божественный авторитет, зафиксированный в Священном Писании |
Е. | веру в гностические основания христианства |
$$$ 18 D
По Гегелю, основой всех явлений природы и общества является
А. | материальная действительность | |
В. | субъективные ощущения | |
С. | множественная субстанция | |
D. | абсолют, “мировой разум”, который существует до реального мира, природы, общества | |
Е. | человек |
$$$ 19 А
“Человеческое знание есть знание о единичных вещах, которым принадлежит реальное существование. Универсалии существуют лишь в человеческом уме”. Эта гносеологическая доктрина носит название
А. | номинализм |
В. | реализм |
С. | концептуализм |
D. | идеализм |
Е. | агностицизм |
$$$ 20 С
В понимании Платона материя есть
А. | «пустая абстракция» | ||
В. | «сочетание формы и идеи» | ||
С. | “некоторый вид - незримый, бесформенный, неуловимый” | ||
D. | «субстанция» | ||
Е. | «божественный знак» |
$$$ 21 С
Автор произведения «Мир как воля и представление»
А. | Ф.Ницше |
В. | С.Къеркегор |
С. | А.Шопенгауэр |
D. | М.Вебер |
Е. | В.Дильтей |
$$$ 22 А
Атом Демокрита является пределом
А. деления
В. умножения
С. взаимодействия
D. приращения
Е. распределения
$$$ 23 С
Основоположником трансцендентального идеализма является:
А. Гегель
В. Фейербах
С. Кант
D. Конт
Е. Лейбниц
$$$ 24 В
Досократиком был:
А. Эпикур
В. Эмпедокл
С. Синека
D. Аристотель
Е. Платон
$$$ 25 С
Автором «Суммы теологии» является:
А. Августин Аврелий
В. Пьер Абеляр
С. Фома Аквинский
D. Ансельм Кентербергский
Е. Дунс Скот
$$$ 26 С
Кому приписывается фраза «одно и тоже - мысль и то, о чем она возникла»
А. Платону
В. Гегелю
С. Пармениду
D. Марксу
Е. Хайдеггеру
$$$ 27 В
Кто из перечисленных философов утверждал, что человек- это мост, наводящий животное на сверхчеловека
А. Шопенгауэр
В. Ницше
С. Маркс
D. Фрейд