$$$ 1D
К какой традиции философствования можно отнести мировоззрение Ф.Бэкона?
| А. | рационализм |
| В. | номинализм |
| С. | реализм |
| D. | эмпиризм |
| Е. | сенсуализм |
$$$ 2 D
Формулу сенсуализма “Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах” Г. Лейбниц принимал лишь с поправкой:
| А. | кроме идей |
| В. | кроме мыслей |
| С. | кроме Бога |
| D. | кроме самого разума |
| Е. | кроме аналогий |
$$$ 3 А
Сократ различал пять типов государства. Высшим из них он считал
| А. | Монархию |
| В. | Тиранию |
| С. | Плутократию |
| D. | Демократию |
| Е. | Тимократию |
$$$ 4 А
Средневековую арабо-мусульманскую философию называют спекулятивной, потому что термин “спекуляция” означает
| А. | Наблюдаю, созерцаю |
| В. | Перепродаю |
| С. | Использую |
| D. | Наследую |
| Е. | Достаю |
$$$ 5 С
Р.Декарт считал абсолютно несомненным суждение
| А. | substancia - causa sui |
| В. | credo, ut intelligam |
| С. | cogito ergo sum |
| D. | errare humanum est |
| Е. | in vino veritas |
$$$ 6 D
Б.Спиноза отождествляет субстанцию с
| А. | Богом |
| В. | природой |
| С. | мышлением |
| D. | природой и Богом |
| Е. | верой и разумом |
$$$ 7 С
Монадология Г.Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана открытию
| А. | рентгеновских лучей |
| В. | фотона |
| С. | микроскопа |
| D. | лазера |
| Е. | телескопа |
$$$ 8 А
Аристотель делит добродетель на два рода: интеллектуальный и моральный. Интеллектуальные добродетели есть результат обучения, моральные
| А. | слагаются из привычек |
| В. | являются врожденными |
| С. | диктуются законом |
| D. | Являются непостижимыми |
| Е. | Даются Богом |
$$$ 9 В
Категорический императив Канта гласит
| А. | цель оправдывает средства |
| В. | действуй только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом, так, как будто бы максима твоего действия по твоей воле должна сделаться всеобщим законом природы |
| С. | человек человеку волк |
| D. | большинство должно быть средством для возвышения меньшинства, т.к. большинство нельзя рассматривать как имеющее какие-то независимые притязания на счастье или благополучие |
| Е. | Бог всему закон |
$$$ 10 С
В Упанишадах индивидуальная духовная сущность называется
| А. | карма |
| В. | саттва |
| С. | атман |
| D. | девояна |
| Е. | сансара |
$$$ 11 В
Платон считал, что есть три добродетели, которые соответствуют трем сословиям: крестьянам, ремесленникам и купцам - умеренность, стражам - храбрость, правителям - мудрость. Но он выделял еще и четвертую добродетель, которую называет державной добродетелью
| А. | богатство |
| В. | справедливость |
| С. | доброта |
| D. | возвышенность |
| Е. | хитрость |
$$$ 12 С
В теории государственных устройств Аристотель считал, что три хорошие формы государств легко деформируются в три плохие. Монархия деформируется в тиранию, аристократия - в олигархию, полития - в
| А. | плутократию |
| В. | автократию |
| С. | демократию |
| D. | тимократию |
| Е. | мерентократию |
$$$ 13 Е
Беседы и высказывания Кун фу цзы вошли в сборник
| А. | Вед |
| В. | Ли Шу |
| С. | Ши цзин |
| D. | Махабхарата |
| Е. | Лунь-юй |
$$$ 14 С
“Апейрон” - термин философии Анаксимандра - означает
| А. | Восстановление движения |
| В. | отрицание покоя |
| С. | бесконечное, безграничное, неопределенное |
| D. | видимость, явление, кажимость |
| Е. | стихия |
$$$ 15 В
Теорию катарсиса - очищения - мы можем встретить у
| А. | Платона |
| В. | Аристотеля |
| С. | Фалеса |
| D. | Гераклита |
| Е. | Парменида |
$$$ 16 D
Основной закон бытия, сформулированный Аристотелем
| А. | “все действительное разумно, все разумное действительно” |
| В. | «все познается в сравнении» |
| С. | “все существующее проявляет свою актуальность через противоречие” |
| D. | “вместе существовать и не существовать нельзя” |
| Е. | сущее зависит от несущего |
$$$ 17 D
Что Августин провозглашает основой и главным источником человеческих знаний?
| А. | чувства |
| В. | сомнения |
| С. | разум |
| D. | веру в Божественный авторитет, зафиксированный в Священном Писании |
| Е. | веру в гностические основания христианства |
$$$ 18 D
По Гегелю, основой всех явлений природы и общества является
| А. | материальная действительность | |
| В. | субъективные ощущения | |
| С. | множественная субстанция | |
| D. | абсолют, “мировой разум”, который существует до реального мира, природы, общества | |
| Е. | человек |
$$$ 19 А
“Человеческое знание есть знание о единичных вещах, которым принадлежит реальное существование. Универсалии существуют лишь в человеческом уме”. Эта гносеологическая доктрина носит название
| А. | номинализм |
| В. | реализм |
| С. | концептуализм |
| D. | идеализм |
| Е. | агностицизм |
$$$ 20 С
В понимании Платона материя есть
| А. | «пустая абстракция» | ||
| В. | «сочетание формы и идеи» | ||
| С. | “некоторый вид - незримый, бесформенный, неуловимый” | ||
| D. | «субстанция» | ||
| Е. | «божественный знак» |
$$$ 21 С
Автор произведения «Мир как воля и представление»
| А. | Ф.Ницше |
| В. | С.Къеркегор |
| С. | А.Шопенгауэр |
| D. | М.Вебер |
| Е. | В.Дильтей |
$$$ 22 А
Атом Демокрита является пределом
А. деления
В. умножения
С. взаимодействия
D. приращения
Е. распределения
$$$ 23 С
Основоположником трансцендентального идеализма является:
А. Гегель
В. Фейербах
С. Кант
D. Конт
Е. Лейбниц
$$$ 24 В
Досократиком был:
А. Эпикур
В. Эмпедокл
С. Синека
D. Аристотель
Е. Платон
$$$ 25 С
Автором «Суммы теологии» является:
А. Августин Аврелий
В. Пьер Абеляр
С. Фома Аквинский
D. Ансельм Кентербергский
Е. Дунс Скот
$$$ 26 С
Кому приписывается фраза «одно и тоже - мысль и то, о чем она возникла»
А. Платону
В. Гегелю
С. Пармениду
D. Марксу
Е. Хайдеггеру
$$$ 27 В
Кто из перечисленных философов утверждал, что человек- это мост, наводящий животное на сверхчеловека
А. Шопенгауэр
В. Ницше
С. Маркс
D. Фрейд






