Содержание информационной функции и социально необходимые качества информации

Эта функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью социальных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе. Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей.

Здесь так же, как и в связи с коммуникативной функцией, решающее значение имеет условие доступности, но в данном случае — не в целом к коммуникациям, а к содержанию (контенту). На первый план выступают доступность, иные качества сообщений с учетом состава массовой аудитории, особенностей ее сознания.

Имеется в виду тот контент, который обращен к людям не как к специалистам, профессионалам в своем деле, а как к гражданам, обывателям, не имеющим специальных знаний по соответствующим вопросам. Для характеристики особого среза сознания людей, к которому обращена массовая информация, в социологии принято использовать понятие массового сознания. Основные структурные образования в таком сознании — социальные представления, знания и идеи, «трансформировавшиеся в применении к требованиям практики и здравого смысла», «соединяющие понятия и непосредственное восприятие», конкретизирующие абстракции34, такие представления, как правило, носят стереотипизированный, упрощенный характер (см. 1.1.3). Стереотипы — «устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах»35.

Исходное качество для массовой информации, таким образом, — доступность ее смысла для неспециализированного сознания.

Требования к информации вытекают из тех всеобщих функций социальной коммуникации, о которых говорил Г. Лассуэлл: контроль над

окружающей средой, корреляция отношения к ней, передача информации последующим поколениям (см. 2.1).

СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и социальной среде, строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому информация должна быть:

актуальной, соответствовать потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории на данный момент;

предупреждающей об опасности как природного, так и социального плана (именно эту насущную роль информации нещадно эксплуатируют СМИ, драматизируя все окружающее, рассчитывая на инстинкт самосохранения);

своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент (например, аудиторию важно не только оповещать о решениях властей, но и предупреждать о готовящихся решениях, с тем чтобы граждане могли заранее высказать собственное мнение, подготовиться к оппонированию, повлиять на решение);

общезначимой, представлять интерес для значительной части аудитории, отражать ее жизнь. Поэтому, в частности, не следует злоупотреблять местом в изданиях и временем вещания для освещения внутренних событий в медиаорганизациях;

полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего. Поэтому недопустимы ограничения в этой связи (кроме случаев, оговоренных законом), цензурирование. Полнота информации предполагает и ее социальный срез: в содержании должны быть представлены жизнь, духовный мир, мнение о текущих событиях всех социальных, демографических, этнических, территориальных групп, деятельность социальных институтов, процессы, происходящие в разных сферах общественных отношений;

объективной, чтобы полученная информация позволяла адекватно реагировать на происходящее, и тем самым СМИ осуществляли в действительности роль средства контроля за средой. Это достигается, в частности, за счет всестороннего освещения явлений с включением позиций разных заинтересованных сторон.

«Когда каждому предоставляется право управлять обществом, нужно, следовательно, и признавать за ним способность делать правильный выбор в ряду различных мнений, волнующих его соотечественников, и давать правильную оценку происходящим событиям, знание которых может послужить руководству в его деятельности»36. Соблюдение принципа объективности информации связано и с разделением фактов, мнений, что считается непреложным для качественной журналистики, однако часто нарушается, особенно в журналистике массовой, тем более бульварной. Характерно, на-

пример, стремление заменить освещение новостей изложением собственной позиции журналиста;

■ разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Разнообразие источников информации, в том числе по их позициям, — гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории.

Более ста лет назад, когда мир СМИ состоял лишь из газет, пытливый исследователь демократических процессов в Америке, французский общественный деятель и ученый А. Де Токвиль замечал в связи с этим: «Единственное средство нейтрализовать влияние газет — это увеличить их количество»37. «Разнообразие информации или средств информации — решающая ценность и главная цель коммуникации и медиаполитики в демократических странах», — поддерживает тот же принцип европейский исследователь много десятилетий спустя и связывает разнообразие со стремлением к равной доступности к коммуникациям и информации в условиях рынка38. Принцип разнообразия предполагает и освещение действительности разными способами, в частности событийном и аналитическим, документальным и художественным. В российской журналистике вместо анализа зачастую имеет место насыщение последующих сообщений все новыми деталями39. Но потребность аудитории в анализе происходящего есть, и ее можно показать на простом примере. Американский исследователь Р. Харрис обращает внимание на то, что многие болельщики приходят на стадион с радиоприемниками, чтобы лучше понять, что происходит на поле40. Выходит, им нужен комментарий к происходящему на их глазах.

Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реального содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте. При этом необходимо исследование информационной ситуации с двух сторон: с точки зрения возможности доступа к любой информации, с одной, а с другой — в заботе «о позитивном, не разрушающем действии информации, оберегая общество от вредных информационных воздействий»41. Баланс между открытостью информации и необходимыми ограничениями — серьезная проблема для разработки и применения норм права. Принцип же состоит в том, чтобы исходить в первую очередь не из соображений государственной, а личной безопасности, для которой во многих случаях ограничение вреднее, чем избыток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: