Концепция развития науки Т.Куна. Понятие парадигмы и научной революции. Проблема соизмеримости и совместимости парадигм в концепции Т. Куна

Томас Сэмюэл Кун (1922 – 1996 гг) – американский историк, философ науки. (постпозитивизм).Кун сделал революцию в истории науки. Он сказал, что базисом философии д/б история науки, не может быть философия науки голословна. Наиболее известной работой Томаса Куна считается - «Структура научных революций» (1962), в которой рассматривается теория, что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм».Наука – это не чисто логическая схема развития, а это прежде всего деятельность людей и прежде всего научных сообществ.Люди, группы ученых, которые занимаются науч. исследованиями. Развитие науки – это конкурентная борьба между различными науч. сообществами. Каждому науч. сообществу присуща своя науч. парадигма – это совокупность знаний, методов, ценностей, которые безоговорочно принимают члены науч. сообщества. В учебниках, трудах ученых парадигма на многие годы находит определенный круг проблем и методов решения в той или иной области науки (например, Аристотелевская динамика, физика Ньютона, Каперниканская модель мира)Парадигма всегда включает в себя набор философских предпосылок, это целостная картина мира и поэтому принятие новой парадигмы это всегда смена взглядов на мир, это своеобразное переключение гештальта на принципиально иную систему мировидения со своими образами, принципами, языком, фактами и т.д.Кун совершенно иначе представил революционную модель развития науки, опровергая кумулятивную модель. В развитии всякой науки существуют периоды: 1) период нормальной науки, это когда в науке безраздельно господствует какая-то определенная парадигма, пишутся учебники, решаются головоломки, обозначенные парадигмой научной проблемы. Происходит усовершенствование и приращение науч. знания. Но со временем начинаю появляться факты, которые данная парадигма не способна объяснить.2) экстраординарный этап: возникает науч. революция, в ходе которой происходит распад старой парадигмы, выдвижение новых идей, конкуренция между ними и наконец победа одной из них. Кун предлагает совершенно новую модель развития науки. Т. Кун считал, что науч. знание развивается скачкообразно, посредством науч. революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Паради́гма (от греч, «пример, модель, образец») — универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности. Науч. революция — это смена науч. сообществом психологических парадигм, т.е. это периодические события, происходящие в различное время в различных научных дисциплинах, — в отличие от единой «Научной Революции» позднего Ренессанса. Как парадигмы соотносятся между собой? Кун говорит, что парадигмы несоизмеримы, преемственность невозможна, взаимопонимание невозможно, науч. сообщества просто вытесняют друг друга. В силу этого прогресса в науке не происходит, он возможен только в период нормальной науки. В целом для развития науки прогресс отсутствует, мы можем говорить только об эволюции (наука лишь изменяется) Т.о. Кун предложил не только антикумулятивистскую модель, но впервые заявил о социально-культурных аспектах научного знания, поставив проблемы социологии и психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: