Экстернализм и интернализм. Диалектика внешних и внутренних факторов в развитии науки

о факторах развития науки сущ-т 2 точки зр: Экстернализм − методологич-й подход к исслед-ю истории науки, когда гл ф-м ее развития призн-ся влияние внеш-х − социокульт-х и личностно-биографических ф-в (30-е гг Б. Гессен, Дж. Бернал, и др.), а в 70-х гг. Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей, М. Полани, и др.. Идейные истоки экстернализма уходят в Новое вр, когда произошло сближ-е теорети­зир-я с экспериментом. Впосл-ии обоснование практич-й природы науки, ее завис-ти от соц-х форм практи­ч-ой деят-ти составило 1 из х-х черт марксистской традиции (К. Маркс, В.И. Ленин и др.). Экстерналисты расходятся в оценке знач-ти раз­л-х соц-х факторов: 1. считают гл ф-ми, влияющими на развитие науки, экономич-е, технич-е и технологич-е потребности общ-ва (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.), 2. -др. – тип соц-й организации (А. Богданов), 3 - господствующую культ-ю доминанту общ-ва (О. Шпенглер), 4-е – дух-й потенциал общ-ва (религия, фил-я, искусство, нравств-ть, архетипы нац-го самосознания), 5-е – конкр-й тип взаимод-я всех указанных выше ф-в, образующий наличный социокульт-й фон науки, ее инфрастр-ру (В, Купцов и др.), 6— локальный соц-й и социально-психол. контекст деятельности науч. коллективов и отд-х ученых (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей и др.). Вплоть до 70-х гг. больш-во экстерналистов считали, что содерж-е науки полностью определяется содер­ж-м объекта; она располагает истинным мет-м, кот-й инвариантен по отнош. к разл-м со­ц-м условиям и применяющим его субъектам (доктрина соц-й и ценностной нейтральности естествознания). Исключ. делалось для соц-х и гуманит-х наук, где признавалось су­щественное влияние на теор-е построения соц-х интересов и принимаемой учеными с-мы ценностей (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Мангейм, Ю. Хабермас и др.). Однако развитие методологии, соц-ии и истории науки во 2 половине XX в. привело к крушению представления об инвариантности, всеобщности и объективности науч. метода и научного этоса. Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Малкея, Л. Лаудана показали парадигмальность, ценностн. обусловленность, историчность, конструктивность как самого процесса науч. познания, так и всех его результатов. Только с таких позиций м/о адекватно объяснить кач-е скачки в развитии научн. знания, поведение ученых во время науч. революций, частичную несоизмеримость науч. эпох и сменяющих др. др. фундамент-х теорий, конкуренцию науч. гипотез и программ, борьбу за приоритеты в науке и т. п. Амер. социолог Роберт Мертон полагал что развитие науки имеет свою специфику, но все таки существенно опред-я влиянием общ-ва в след аспектах: 1-гл-й стимул в работе ученого это общественное признание. 2-деятельность ученого опред-ся его мировоззрением, уровнем культуры, соврем-й науч. картины мира и т.п. 3. -на науку влияет церковь, обществ. организации, гос-во. Интернализм − методологич-й подход к исслед-ю истории науки, когда гл. фактором ее развития признается влияние внутр-х ф-в: науч. проблем парадоксов и дискуссий. Оформился в 30-х гг 20 века. Наиб. видные представители интернализма — А. Койре, Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак, постпозитивистские философы науки Лакатос и Поппер. Предст-м этого напр-я явл О.Кант, основополож-к позитивизма, в законе 3-х стадий: развитие общ-ва и чел-ка: 1-теологич-я, 2-метофизич-я — объяснение мира, посредством философ-х концепций, кот носят чисто умозрит-й х-р, 3-позитивная — на передний план выходит научное знание ко-е абсолютно и обладает 5-ю признаками: полезное, организующее, достоверное, точное, явное. К.Поппер учение «О 3-х мирах»: 1-мир вещей и их св-в. 2-мир сознания чел-ка. 3-мир знания объективно идеален: наука, искусство, мифы, религия- они произведены общ-м, но затем объективируются и сущ-ют сами по себе. Развитие науки идет по пути объективации и универсализации знаний; науч. знание в какой-то мере не исторично, ученые 21 века совершено адекватно усваивают истинные знания ученых античности без обращения к социально-культ. фонду по эпохе; общ-во м-т только стимулировать науку в нужном ему направлении, но не может опр-ть законы науки и ее возможности. Необх-мо различать 2 осн. версии интернализма: эмпиристскую и рационалистскую. Согласно 1, источником роста содерж-я научного знания явл-ся нахождение новых фактов. Теория - вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов (Дж. Гершель). Рационалистская версия (Декарт, Гегель, Поппер и др.): основу динамики научн. знания сост-т теоретич-е изменения, кот-е всегда есть либо рез-т творческого процесса, либо перекомбинации уже имеющихся идей (несущественные идеи становятся существ-ми и наоборот; независимые — завис-ми, объясняемые — объясняющими и т. д.). Положит-е черты: подчерк-е кач-й специфики научн. знания по ср. с вненаучными видами познават-й д-ти, преемственности в динамике научн. знания, направленности научного познания на объективную истину. Отрицат. черты: недооцен­ка соц-ой, историч-й и субъективной природы научн. познания, игнорир-е культ-й и экзистенциальной мотивации на­учн. познания.Однако среди осн-х концепций разви­тия научного знания наиб. приемлемым оказ-ся «срединный путь», исходящий из взаимосвязи внутринаучных и социокультурных факторов. Именно эта взаи­мосвязь и образует подлинную основу развития систе­мы научного знания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: