Феномен смены исторического лидерства в развитии науки. Дискуссии о научном лидере 21-го века. Феномен «научных взрывов» по В.И. Вернадскому и их роль в развитии науки

Ист.науки показывает, что в ней меняются науч. лидеры, в частности в 17-18вв было господство механики, механика занимала лидирующее положение, здесь происходили выдающиеся открытия, механика задавала модель мира и др. науки, даже гуманитарные брали механику за образец знания. В 19 в. в плане фундам-ц дисциплины стала физика и отношение к физике как к лидеру наук утверждалась в рамках позитивима, который считал. Что язык физики д.б. универсальным языком науки. Проект свести все науки к физике не удался, но представление, что физика яв-ся лидером естествознания, сохраняется у некоторых ученых. Этому способствут то. Что на рубеже 19-20 вв именно в физике произошла революция, в ходе которой наука вступила в новую фазу развития. В наст. Момент этому способствует бурное развитие астрономии, которая базируется на физике микромира. Есть основания считать физику лидером естествознания, однако в 19в. бурно развивается биология, которая предложила эволюционный взгляд на мир. В 60-е годы 20в,когда достижения в обл. генетики, молек.биологии стали иметь фунд-е значение в понимании живого, возник вопрос о смене лидера, возникла идея, что именно биология яв-ся лидером в естествознании. Развивается биохимия, биотехнология, генетика, генная инжененрия, экология и др. Но вместе с тем, нужно сказать, что др. науки стали претендовать на лидерство – это химия. Биология не может обойтись без химии, ровно как и физика. 21 в это век хим.технологий. Еще один претиндент – это информатика и кибернетика. Развивается инф-е технологии, которые включают в себя данные др. наук. Вопрос о лидерстве, он не однозначен, необходимо ли выделения лидерства в естествознании? + за лидера – позволяет выделить приоритетные направления, целенаправленное финанс-е, психология науч.творчества. – против лидера –будет развиваться редукционизм, т.е. сведение всех проблем к лидеру;-опасность неоправданного перенесения методов одной науки на методы другой;- опасность односторонних историко-научных и методологических реконструкций (неправильно понимать историю науки), рискуем не видеть мир в его многообразии. Выделение лидера не корректно. Каждая н. имеет свой специф-й предмет инельзя свести физику к химии и пр., носят не хар-р субординации, а хар-р координации. В этом отношении науки обогащают др.друга в силу своего различия. Вернадский идею лидерства в науке противопоставляет идее взрыва в науке. В совр.мире ни одна наука полностью не удовлетворяет критериям, по которым ее можно выделить в лидеры. В разные исторические эпохи различные науки претендуют на лидерство: Античная наука – математика; сред. века – филология; XVI-XVII вв. – физика; XVIII-XIX вв. – биология (набирает вес); XX в. – биология; XXI в.:- «век гуманитарных наук»,- антропный принцип: Вселенная устроена так, чтобы на определенном этапе ее эволюции появился наблюдатель,- Вернадский «Наука, движимая взрывами». Греция (конец V-нач. IV вв. до н. э.) – период высокой классики (создание Парфенона); Китай VIII в н. э. – эпоха тан – высочайший взлет культуры; Арабский мир, Бухара – Авиценна (X-XI вв.); Европа (XVI- XVII вв.) – Ньютон, Декарт, Лейбниц; конец XIX-нач. XX вв. – золотой век – русская наука и русская философия становятся мирового уровня. В.И. Вернадский – идеи о цикличной динамике науки, периодических взрывах научного творчества.

1. Науч. знание развивается неравномерно-циклично, периоды его эволюционного накопления сменяются науч. револ-ми:

2.Ярчайшим проявлением цикличной неравномерности развития науч. знания являются повторяющиеся раз в несколько столетий (а то и тысячелетий) взрывы науч. творчества, концентрирующиеся в немногих странах и поколениях: «Научная работа этих эпох имеет яркий созидательный, а не разрушительный характер.

3.Сформулированы постулаты генетики науч. знания, сочетания закономерностей наследственности, изменчивости и отбора в этой особо творческой сфере чел-й деятел-ти.

4.В процессе и в рез-те взрыва науч. творчества происходит смена структуры корпуса науч. знаний, лидирующих отраслей науки и научных школ. В индустриальную эпоху лидерство принадлежало естественным и техническим наукам, что отвечало приоритетам машинно-ориентированного общества. В гуманистически-ноосферном постиндустриальном обществе на первое место выходят общественно-гуманитарные и биологические науки. Особое внимание В.И. Вернадский уделил возрастанию роли исторической науки:

Изучение истории науч. мысли в переломные эпохи само по себе становится мощным орудием целенаправленного отбора истин, которые образуют ядро новой парадигмы. В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества, и в отношении роли и места науки в этом будущем, связывая свой оптимизм со становлением ноосферы, охватывающей все человечество как единое целое. Научная мысль сама по себе не существует, она создается человеческой живой личностью, есть ее проявление. В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество — духовную энергию. Ими созданы невесомые ценности — научная мысль и научное открытие — в дальнейшем меняют указанным раньше образом ход процессов биосферы, окружающей нас природы. Взрывы научного творчества, повторяющиеся через столетия, указывают, следовательно, на то, что через столетия повторяются периоды, когда скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те умы которых создают силу, меняющую биосферу. Если даже такие сосредоточения талантов в немногих поколениях бывали и в промежуточные периоды, но не выливались во взрывы научного творчества из-за неблагоприятных условий, наличность таких пульсаций талантливости в смене поколений все же должна быть прежде всего для того, чтобы были взрывы творчества. В.И. Вернадский рассматривает историю науки и техники под углом зрения становления ноосферы. Это становление Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом («взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.

Устремленность в будущее, таким образом,— характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: