Биоэтика как новое междисциплинарное научное направление. Основные проблемы биоэтики

Биоэтика – это область междисциплинарных исслед-й этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомед-й науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. Биоэтика – учение о нравс-й стороне деят-ти ч-ка в медицине и биологии. Термин биоэтика был введен в 1969г амер онкологом и биохимиком Р.Поттером, именно он сформулировал широкое понимание биоэтики. Биоэтика связана с рассмотрением соц-х, эколог-х, мед-х, правовых проблем касающихся не только ч-ка, но и любых живых орг-змов включенных в экосистему. Сущест-т и узкое определение биоэтики, которое дал амер. Акушер и гинеколог А.Хеллегерс – биоэтика термин для обозначения междисциплинарных проблем биомедицины. Предпосылками возникновения биоэтики было 2 основных явления: 1. Экологическое движение 2. Правозащитное Движение, которое защищает права и достоинства пациента.Это движ-е возникло в 60-е г 20в. До этого мед сообщество пидерживалось той точки зрения, что во имя человечества можно пожертвовать благом отдельного ч-ка:н-р во Франции проституток заражали венерич-и болезнями, для изучения их воздейтвия; в 50-е г амер. воен-е медики рассеивали радиоактивные аэрозоли над маленькими городами. Самым ярким событием стало событие в 1961г, возникла серьезная публичная дискуссия – в г.Сиетл «исск.почка» -этот комитет должен был выбрать больных для гемодиализа, аппаратов мало, а желающих много. Проблемы биоэтики: - моральные и фил-е проблемы, кот. возникают при эвтоназии;- пересадка органов;- использование органов ж-х;-репродуктивные технологии (иск.оплодотворение, оплод-е в пробирке, суррог.материнство, клонирование, проблема аборта и контрацепции);- использование стволовых клеток;-проблемы умирающих больных;-проблемы проведения клин.испытаний для новых препаратов, вакцин;-проблемы демографической полотики,планирование семьи;-пробма справедливости в здровохранении;- проблема получения информационного согласия пациета в условиях его ограниченной вменяемости и обеспечение прав ч-ка. Развитие биоэтики в России идет по разным направлениям. Среди них основный должно быть законодательное регулирование биомедицинских исследований и практики здравоохранения в таких областях, как трансплантология, определение момента смерти, пределы жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных и т. д. Важную роль в развитии биоэтики должно сыграть создание этических комитетов и комиссий в научно-исследовательских и лечебных учреждениях. В формировании этического самосознания медицинского сообщества громадное значение имеет введение курсов биоэтики в медицинских учебных заведениях всех уровней. И, наконец, поддержка исследовательской работы по биоэтике. За 1991—1992 годы многое сделано. Создан Российский национальный комитет по биоэтике. В рамках Московского Философского Фонда сформирована ассоциация по биоэтике. Наконец, принят закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации».

Своеобразие отечественной философской и научной мысли. Идеал цельного знания. Интеллектуальная открытость и гражданственность русской науки. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев и В.И. Вернадский как выразители духа русской науки.

Рус.фил.- это своеобр-е яв-е мир.фил.мысли. Она появилась значительно позже, чем западная. В этом плане сущ. 2 радикальные точки зрения по поводу возникновения рус.фил. 1 точ.зрения Г.Г.Шпет говорил о том, что в России никогда не было науч.фил., а было лишь философствование, т.е. морализирование. Причинами этого было: гнет самодержавия и церкви, не позволяющие развитию своб. фил. мысли, а так же язык. В 1922г. «Очерки фил.мысли» - рус.фил. не было и нет. М.Н. Громов говорит о том, что ф-фия сущ. у словян в своб. форме, а именно в форме фольклора, архитектуре и поэтому фил. существовала всегда. Становление фил-фии – длительный процесс и поздний продукт развития цивилизации. Этапы в ист. рус.фил-фии: 1. 11-17 вв. –время зарождения и становления рус. фил., решающее влияние оказало византийское влияние. В этот период рус. фил. развивалась в памятниках 3 видах: 1 вид- переводы византийских текстов (произ. Иоанн Дамаскин, М. Исповедник; Несский «Изборник переводов» 1073г., «Шестоднев» И.Экзарха болгарского. 2 вид- деятельность философов иностранцев на Руси (Митрополит Никифор 11в., М.Грек 16в. 3 вид – собст. фил.труды мыслителей Митрополит Илларион -11в., Нил Сорский – 15в., И. Грозный и др.2. 18в. эпоха Просвящения. В этот период, благодаря реформам Петра 1, происходит обогощение рус.культуры и проникновение в нее идей Просвящения. Наиболее яркие: М.В.Ломоносов, А.Н.Родищев, Дессницкий, Н.И.Новиков и др.3. 19в. становление нац.самобытного подлинного фил-ния (спор словянофилов и западников, И.В.Киреевский, появление почвенников Страхов, Достоевский, Леонтьев, Толстой, Чернышевский, Лавров, Михайловский. Ключевая фигура 19в. В.С.Соловьев создатель философии всеединства (цельное знание, у него, выступает как синтез науки, философии и веры).4. 20в. значимые течения:-рус.космизм (20-30гг. 20в.)-Циалковский, Вернадский, Чижевский. В 20-30гг. в эмиграции возникает течение – еврозийство (Савицкий, Ник.Трубецкой и др.) После победы Окт. рев-ции представ-ли дореволюц-ной мысли эмигрируют из страны.В России устанав-ся маркс.-лен. фил., но даже она дает ярких представителей –Э.В.Ильенков, А.А.Зиновьев, Капнин и др. В чем состоит специфика рус.нац. мысли? Этот вопрос неоднозначно решается. З.А.Каменский говорит, что фил. универсальный феномен. В этом плане можно говорить о своеобразии решения фил.проблем. Мих.Поляков говарит о том, что фил.всегда плод нац.культуры и она с неизбежностью оригинальна. Специфика рус.нац.мысли: а. яв-ся антропоцентрична, именно смысл чел-го существования яв-ся для рус. центрально. б. Этическая ориентированность фил.проблем. в. Идеал цельного знания, который она утверждает.

Идеал цельного зн. Впервые был сформ-н фил-ей словянофилов в трудах Хомякова и Киреевского, они говорят о том, что зап.культура абсолютизирует рациональное познание, которое достигает своего рассвета в трудах Канта и Гегеля, а рус.культура утверждает цельность познающего ума. Она предпологает, что для познания истины нужно объединить воедино все: рацион-е мышление, сердечные чувства, совесть, эстет-е восприятие красоты. Познание это не только постижение истины, но и нрав. возрастание, нрав. самоизменение ч-ка. Идеал цельного знания развивал Соловьев истина постигается в 3-м единстве: религ.-мистич-го, филос.-рацион.-го и науч.-эмпер-го отношения. Подобное утверждали Трубецкой, С.Л.Франк и др. Идеал превозглашенный фил-ей стал своеобразием не тольнко рус.фил-ой., но и науч. мысли. Это проявилось в личностях выдающ. рус. ученых Ломоносов, Менделеев, Вернадский. Это позволило своеобразию в чистом виде рус.науки, чо мы видим на примере рус.космистов. Космисты утверждавшие идею единства вселенной и ч-ка создали особые направления в рамках науки: н-р, Чижевский создает космобиологию, Вернадский – биогеохимию, генетич. минерологию. Принципиальная новизна этих наук стоит на синтезе предметных областей. М.В. Ломоносов (1711-1765) вел. рус.ученый писал труды по физике, химии, механике, астрономии, геграфии, геологии, метеорологии, горнодобывающему и металлург. произ-ву, медицине, истории, языкознанию и изящным искусствам. Создал каталог акад. коллекции минералов и окаменелостей; теорию строения земли, учение о генезисе минералов, о природе ископаемых богатств; теорию строения хим.в-в, учение о хим.элементах, установил связь м\у хим. и физ. элементами (физ.химия). изучал грозовые явления, природу тепловой энергии Солнца. Изучал электричество и магнетизм, объяснял движение частиц, Солн. Система состоит из одного и того же в-ва. Венера, как и Земля окутана атмосферой – фундаментальное открытие Ломоносова. Все естественнонаучные достижения объеденены Ломоносовым в целостную картину мира, ставшую науч.базисом «корпускулярной» философии. Защищая линию материолизма и естествознания в фил. придерживался материалестического единства мира, фил.взгляды формировались с личной науч.деятельностью. Обосновывал методологию науч.иссл-я. Создал теорию познания (качества реальны, первичны, т.е. объективны, как объективны предмет и явление. Кол-во и кач-во существуют вместе, изменение качества связано с убавлением или прибавлением материи. Огромен вклад в развитие фил. реализма и теории познания. Рус.учен.-химик Менделеев Д.И.(1834-1907) создал пер.систему хим.эл.(1869), в кот-й упорядочил не только уже изв., но и гипотетические элементы. Он писал труды по минерологи, геофизике, гидродинамике, воздухоплаванию, нефтехимии, менерологии,с-х-ву, социологии, суд.экспертизе. В основе мироздания он усматривал 3 начала: вещество (материю), силу (энергию) и дух. Любая частичка (атом) – это целый орг-зм, живущий, двигающийся и взаимодействующий с др. в соответствии с объективными закон-тями. Познание з-нов природы Менделеев считал сутью науч.иссл-я, которое должно совершатся при помощи обобщения рез-тов опыта и практики. Осмысливал химию как способ познания структуры и динамики Мироздания. Занимался проблемами социально-экономического развития России (демографическую, технологическую, экономическую и пр.); экон-кую самостоятельность России. Явился основоп-м экомомич. георафии, особое значение-развитию Сибири. В.И.Вернадский (1863-1945)- рус. естествоиспытатель и мыслитель, основатель новых наук – биохимии, биогеографии, космохимии, радиогеологии. Он был сторонником и продолжателем идей рус. космизма,т.к. рассматривал природные и социальные процессы на Земле в тесной связи с космическими процессами. Крупным вкладом в науч.картину мира явилась концепция биосферы, т.е. сферы существования живого на Земле, и ее органичного перехода в ноосферу (сферу разума). Он видел в биосфере особое природное тело, в котором гармонично сосуществуют живые орг-змы и минер-ные образования, «впитывающие» и переводящие в земные процессы животворную энергию Солнца. Свойства пространства-времени ученый различил на 3 уровня:1.космический 2.атомный(микро-уровень) 3.уровень жизни ч-ка, проявление чел-го разума и нашей планеты, взятой как целое. Живое вещество планеты – это основополагающая планетно-космическая сила, способствующая организованности природных процессов (эту позицию ученый назвал «натурализмом»). Он говорил, что ч-к творит науч.мыслью, опираясь на которую изменяет биосферу, т.о. науч. мысль становится главной геологической силой эволюции не только биосферы, но и космоса в целом. Но Вернадский не верил в равноправную с наукой ценность философии и религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: