Область педагогического творчества: музыкальное воспитание детей.
Сущность опыта: целью системы музыкального воспитания учащихся является эмоциональная заинтересованность детей музыкой и формирование средствами музыки духовного мира школьников. Она определяет следующие приоритетные задачи: развитие музыкальной культуры и навыков творческой деятельности, а также выбор принципов построения программы (жанрово-тематические блоки, опорные сигналы, «три кита»).
Продуктивность: развитие музыкальных способностей (всех компонентов музыкального слуха, памяти, творческих способностей), формирование умений проводить самостоятельный музыковедческий анализ (определение стиля, жанра, средств выразительности), интереса к музыке композиторов-классиков.
Доступность: после предварительного освоения учителем следующего учебно-педагогического комплекса:
«Программы по музыке для общеобразовательных школ» (НИИ школ, под ред. Д.Б. Кабалевского), тематических и поурочных разработок к ней и соответствующей литературы (см. Библиографию).
|
|
Трудоемкость: не дает результатов без планомерного и последовательного использования всех частей программы.
Элементы опыта:
1. Музыкальная культура школьника.
2. Музыкальный кругозор школьника.
3. Музыкальный интерес.
4. Музыкально-творческая деятельность школьника.
5. Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского.
6. Принцип тождества и контраста в программе Д.Б. Кабалевского.
7. Метод «забегания и возвращения».
8. Метод спирального обобщения.
9. Метод эмоциональной драматургии.
10. Приемы активизации аудитории учителем музыки.
11. Подготовка учителя к беседе о музыке.
12. Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией.
13. Урок-обобщение в программе Д.Б. Кабалевского.
14. Урок углубления темы.
15. Урок-концерт в программе Д.Б. Кабалевского.
Библиография (наиболее известные работы)
1. Избранные статьи о музыке. М., 1963.
2. Дорогие мои друзья. М., 1979.
3. Про трех китов и про многое другое. М., 1970.
4. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973.
5. Музыка в начальной школе. М., 1979.
6. Как рассказывать детям о музыке. М., 1977.
7. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
8. Музыка и музыкальное образование. М., 1984.
9. Сила искусства. М., 1984.
10. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.