Определение объекта и предмета исследования

объект – это то, на что направленовнимание исследователя.

В роли объекта могут выступать самые разные вещественные и идеальные явления – процессы, виды деятельности и действий, поведение людей, связи между явлениями, идеи, художественные произведения, законы, лексические

средства и пр.

На теоретическом уровне автор исследования имеет дело с объектами идеальными, абстрактными, то есть с их теоретическими

понятиями.

Во многих количественных исследованиях требуется репрезентативность выборки ее состав не должен отличаться от изучаемого универсума/популяции, объекты, входящие в выборку, должны не выбиваться из общего строя, быть типичными для изучаемой совокупности.

В качественном исследовании выбор не типичного, а именно уникального объекта зачастую не требует обоснования.

Цель – изучить жизненный путь публициста, историю становления издания и т. п. – требует защиты с точки зрения актуальности, но не связана с защитой представительности такого явления для всех остальных. «Качественники» чаще всего изучают свои объекты как уникальные, а «количественники» – как носители общих для изучаемой совокупности качеств.

Выбор объектов определяется видом, целями, задачами исследования:

1) объекты (в данном случае – вещательные каналы, издания) должны быть типичными для множества подобных, если ставится цель выявить тенденцию, то есть они должны быть типичными, не особенно выделяющимися в ряду подобных и при этом отражать состав последних, то есть быть в этом смысле репрезентативными;

2) несколько выбранных объектов могут представлять разные случаи: изучаемые их характеристики или протекающие в них процессы могут находиться в зачаточном, относительно развитом и высокоразвитом состоянии;

3) объекты могут быть и нетипичными, носителями интересующих исследователя качеств в их наиболее проявленном виде, если цель исследования, в данном случае качественного, – показать процесс в его развитом виде;

4) объекты будут единственными и неповторимыми в случаях, когда выбор пал на них именно в силу их уникальности – в силу того, что их исследование заполнит недостающую нишу в знаниях, объяснит через особый случай что-то важное для других.

Теперь можно приступить к системному анализу объекта.

Можно выделить такие ступени этого процесса:

1) определение границ системы, отделение ее от внешней среды (это и есть определение объекта);

2) составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных);

3) выявление сути целей системы;

4) анализ взаимосвязей элементов системы;

5) построение структуры системы;

6) установление функций системы и ее подсистем;

7) согласование целей системы и ее подсистем;

8) уточнение границ системы и каждой подсистемы;

9) анализ явлений эмерджентности (то есть системных свойств, возникающих в результате функционирования объекта в целом. – И. Ф.);

10) конструирование системной модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: