И анализа информации

Определившись с методом сбора данных, необходимо выбрать возможную и необходимую технику.

На кабинетном этапе подготавливается необходимый для сбора информации инструментарий: вопросники, кодификаторы для контент-анализа, бланки протоколов для наблюдения и т. п.

Разрабатываются и вспомогательные средства для сбора и фиксации эмпирической информации: карточки с описанием анализируемых материалов, тиражированные тексты интервью, инструкции кодировщику материалов газеты, карточки с перечнями вариантов ответов на вопросы и т. п.

На этом этапе совершаются многократные «челночные» операции от реальных объектов к понятиям и составу инструментария, проверка соответствия последнего природе объектов, уточнение шкал для измерения или параметров для описания объектов.

Для количественных исследований, в методике которых с началом полевого периода нельзя ничего менять, необходима апробация инструментария на небольшом количестве объектов – пилотаж.

В качественных исследованиях иначе: работая с одним или несколькими объектами можно дополнить сбор информации со второго «захода», обнаружив пробелы в ранее составленном плане сбора информации. Но иногда и здесь бывает невозможно наверстать упущенное: может быть недоступен лишний контакт с объектом или возврат к беседе с каким-либо

лицом и т. п. Поэтому следует подготовиться к сбору информации как можно более тщательно.

2.2. Полевой этап (сбор эмпирической информации)

На этом этапе происходит реальный контакт с объектами, попавшими в выборку.

В случае с количественными исследованиями принято говорить, что на этом этапе осуществляется измерение – то есть установление качественной или количественной определенности объектов, фиксация наличия/отсутствия признаков, определенных задачами исследования, или меры их проявления.

В количественных исследованиях принятый для сбора информации инструментарий изменению не подлежит на всем протяжении данного этапа (поэтому и необходима апробация инструментария до начала полевого этапа).

В качественных исследованиях и после апробации, в ходе основного этапа сбора информации идет корректировка инструментария с учетом непредусмотренных раньше случаев или характеристик объекта.

2.3. Обработка и анализ собранных данных

Прежде всего на этом этапе проводится проверка пригодности собранной эмпирической информации для дальнейшего использования данных: полнота заполнения карточек, вопросников, кодировочных листов, протоколов наблюдения и т. п.

При необходимости вносятся поправки. При невозможности их внести иногда приходится идти на отбраковку отдельных документов (например, не до конца заполненных анкет и т. п.). Уточняются записи в документах качественного исследования

Если на этапе программирования исследования была выдвинута гипотеза (гипотезы), то на этапе анализа должна быть осуществлена проверка ее (их) на истинность.

В зависимости от гипотез, целей и задач количественных исследований применяются различные методы статистической обработки и представления данных: установление частот появления различных признаков в массиве в целом и в отдельных группах; вычисление средних величин; построение таблиц и гистограмм; установление коэффициентов тесноты связи между признаками, наличие типов (кластеров, таксонов) среди множества объектов и т. п.

2.4. Особенности сбора и анализа данных в качественном исследовании

Шаги в работе с качественными данными (по Л. Ньюману)

1. база эмпирических данных, собранных исследователем, предстает здесь в виде неупорядоченных описаний, простого фиксирования замеченных проявлений в исследуемых объектах, процессах, событиях, их деталей. Иногда вербальная запись соседствует с графическими зарисовками или фото, аудио- или видео записями, включает в себя три этапа:

o - открытое кодирование – первый проход сквозь массив данных, медленное их чтение. Цель – получение более или менее упорядоченной картины, поиск повторяющихся ассоциаций, сочетаний в зафиксированных проявлениях. Намечаются темы, или категории (если они не предшествовали сбору данных), им присваиваются кодировочные обозначения в виде цифр или каких-либо иных символов. Они могут приписываться разным по величине единицам – от слова до большого текстового фрагмента в виде записи за отдельные периоды или описания какого-либо события в жизни субъекта – «героя» исследования.

o - осевое кодирование. Это второй проход сквозь массив данных. Теперь работа идет не непосредственно с ними, но с теми кодами, которые были приписаны им на первом проходе. Цель – поиск повторяющихся связей (сочетаний) между первичными кодами, то есть приближение к обнаружению причинно-следственных связей. Идет поиск категорий, которые могут быть объединены в тематические группы-кластеры. Проводится оценка важности каждой из зафиксированных тем, необходимости включать ее в дальнейшие шаги.

o - выборочное кодирование. Заключительный проход сквозь массив данных, определение основных тем для анализа и выводов. Подбор случаев для иллюстрации. Выстраивание обобщающих выводов – концепций, организация анализа вокруг нескольких центральных идей.

3. делать наброски возникающих по ходу идей относительно того, как дальше работать, на что обратить внимание, какие предположения, свои и авторов других исследований, проверить на имеющемся массиве.

Идеология качественных исследований, состоит в максимально разностороннем, детализированном описании и осмыслении небольшого числа объектов и происходящего с ними.

В исследовании количественном после принятия решения об окончательном

виде исследовательского инструмента (вопросника, кодировочного листа, протокола наблюдения и т. п.) и его апробации/пилотажа и перехода к полевому этапу (этапу сбора эмпирической информации) внесение изменений прекращается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: