Методика анализа прибыли от продаж включает в себя следующие этапы:
1. Составляется модель для анализа прибыли от продаж: Прибыль от продаж = Выручка × ρпродаж
2. Определяется влияние изменения «количества» выручки на изменение прибыли от продаж. Величина выручки зависит таких факторов, как цены реализации и объем продаж:
где: В – выручка от продаж, – уровень цен, – объем продаж.
Показатели выручки за прошлый и отчетный периоды представлены в форме №2, но в общем случае определяется по формулам:
, .
Для учета изменения цен реализации используется индекс цен (Iz), при помощи которого рассчитывается выручка в сопоставимых ценах (): . Если в организации данных по индексам цен нет, то используются данные статистики (отраслевой) или индекс инфляции.Изменение уровня цен и объемов продаж оказывают влияние на изменение выручки, а изменение выручки – на изменение прибыли:
Определяется влияние изменения «качества» выручки на изменение прибыли то продаж. Для анализа используется следующая модель: ,
|
|
где – рентабельность продаж базисного периода,
С помощью метода цепных подстановок получаем:
=
=
3. Определяется общее изменение прибыли от продаж:
2.20. Факторный анализ чистой прибыли.
Анализ чистой прибыли проводится балансовым методом с использованием моделей:
1) Чистая прибыль = Прибыль от продаж + Результат от прочей деятельности – Налог на прибыль
2) Результат от прочей деятельности = Прочие доходы – Прочие расходы
3) Налог на прибыль = Текущий налог на прибыль ± Изменение отложенных налоговых обязательств ± Изменение отложенных налоговых.
На основании данных моделей строятся таблицы, в которых указываются Показатели модели, значения (п.п. и о.п.), изменения данных показателей. В итоге пишется вывод о проведенном анализе. В нем указываются изменились ли показатели, на сколько изменились и за счет каких факторов произошло изменение. Далее составляется схема влияния факторов на изменение величины ЧП: изменение прибыли от продаж., изменение результата от прочей деятельности., изменение налога на прибыль.
2.21. Расчет и оценка показателей рентабельности.
Рентабельность характеризует эффективность хозяйственной деятельности.
- рентабельность активов (экономическая рентабельность): рА = *100%. Поскольку активы представляют собой экономический потенциал предприятия, то рентабельность активов называется экономической рентабельностью (Рб - прибыль бухгалтерская, -интервальная величина активов).
- рентабельность капитала (финансовая рентабельность): рк = (рч / )* 100%,
- рентабельность чистых активов: рча = (рч / )* 100%,
|
|
ЧА - активы - обязательства = капитал
- аналогично определяется рентабельность оборотных активов, основных средсты, внеоборотных активов и т. д.
Рентабельность продаж:
Рпр= = = 1-УС-УКР-УУР
Рентабельность продаж является взаимодополняющим до единицы показателем с показателем затрат на рубль продукции.
рентабельность продукции: Р продукции = S – затраты = С +КР+УР
По результатам расчета показателя рентабельности составляется сводная таблица