В основе расчета уровня безубыточности лежат следующие понятия:
- Точка безубыточности (объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции);
- Точка безубыточности в натуральном выражении (отношение всех постоянных затрат по производству и реализации конкретного изделия к разности между ценой и переменными затратами на единицу изделия);
– Точка безубыточности в стоимостном выражении (произведение критического объема производства в натуральном выражении и цены единицы продукции);
- Запас финансовой прочности (на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков) = Выручка от реализации (руб.) – Порог рентабельности (руб.);
- Запас финансовой прочности в натуральном выражении (разность между фактическим объемом реализации (производства) в натуральном выражении и критическим объемом реализации (производства) в натуральном выражении);
- Маржа безопасности (шт.) = Объем реализации (шт.) – Критический объем реализации (шт.).
- Операционный рычаг (взаимосвязь между выручкой от реализации, затратами на производство и прибылью);
- Эффект операционного рычага (любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли);
- Сила воздействия операционного рычага (отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации);
- Критический (пороговый) объем реализации = Постоянные расходы на объем реализации (шт.) / (Цена – средние переменные затраты на единицу продукции).
- Порог рентабельности (руб.) (это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли) = Критический объем реализации (шт.) * Цена.
2.25. Анализ затрат на рубль продукции
Показатель затрат на 1 рубль продукции – определяется, как отношение затрат на производство и реализацию продукции к выручке от продаж этой продукции.
, где Z – показатель затрат на 1 руб. выпуска продукции, руб.
S – полная себестоимость продукции организации, руб, N – объем выпуска продукции, руб,
– количество продукции i-того вида, ед.,
– себестоимость i-того вида продукции, руб.,
– цена i-того вида продукции, руб./ед., n – число видов продукции
Анализ состоит из трех этапов и использует метод групповых индексов и метод цепных подстановок.
1 этап. Анализ полной себестоимости: 
| Виды продукции | Количество, т. | Средняя себестоимость, т.руб./т. | Полная себестоимость, т.руб. | ||||
| П.п. | О.п. | пп | оп |
|
|
| |
Изменение полной себестоимости в результате изменения количества выпущенной продукции составляет:
= ∑2 - ∑1

Изменение полной себестоимости в результате изменения цен на продукцию составляет:
= ∑3 - ∑2

2 этап. Анализ выручки: 
| Виды продукции | Количество, т. | Средняя цена, т.руб./т. | Объем выпуска продукции, т.руб. | ||||
| пп | оп | пп | оп |
|
|
| |
Изменение выручки в результате изменения количества выпущенной продукции составляет:
= ∑2 - ∑1

Изменение выручки в результате изменения цен на продукцию составляет:
= ∑3 - ∑2

3 этап. Анализ затрат на рубль выпуска продукции методом цепных подстановок
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | ||
| N | S | |||
| Z1 | ||||
| Z2 | ||||
| Z3 |






