Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства

Сущность и основные черты рыночного хозяйства

Причины возникновения и условия развития рынка

Структура и инфраструктура рынка

Сущность и основные черты рыночного хозяйства

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы.

Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие – децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы).

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии:

- производство;

- распределение;

- обмен;

- потребление.

Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев обще-ства. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на рисунок 9.

Рисунок 9. Функции рынка

- Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены,

процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную инф-

ормацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех това-

- 25 -

ров и услуг, которые поставляются на рынок.

- Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального

покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

- Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стои-

мостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях.

- Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и пре-

жде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу про-

дукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение

качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В со-

временных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о силе ко-

торой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

- Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное произ-

водство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и,

напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате

этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в це-

лом.

Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта мо-дель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, по-лучившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее просте-йшая форма (рисунок 10) не учитывает влияние государства на экономику, роль финансо-вого рынка, а также действие внешнеэкономических факторов.

Рисунок 10. Экономический цикл

Домохозяйство – представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и ус-

- 26 -

луг.

Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя го-товый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ре-сурсы).

В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более слож-ный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими су-бъектами выступают государство и банки.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотноше-ний между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласую-щиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по пово-

ду движения разнообразных объектов рыночных связей.

Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъек-ты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностя-ми и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена. В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа:

- непосредственный (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились

и в современной экономике в виде бартера;

- товарный обмен.

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. К проблеме то-вара и его свойств каждая научная школа подходила со своей методологией. Представители классической политэкономии явились создателями трудовой теории сто-имости ( объективной парадигмы стоимости ), которая получила законченное выражение в марксизме. Согласно ей товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимо-сть. Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную потребность людей. Стоимость же товара определяет затраченный на его изготовление труд. Стоимость является общественным свойством, поэтому ее величина определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, совершенными при су-ществующих нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интен-сивности труда. При этом роль измерителя стоимости выполняет особый товар – деньги. Иной подход к проблеме продемонстрировали маржиналисты, создавшие теорию преде-льной полезности. Ценность, т. е. стоимость, в терминологии этой школы, зависит от по-лезности и редкости блага. Оценки полезности производятся субъектом, поэтому данная теория называется субъективной парадигмой стоимости. Сторонники же современного неоклассического направления в экономической теории утверждая, что противоречия ме-жду этими двумя подходами нет, рассматривают цену равновесия как синтез полезности и издержек производства. Именно эта категория является одной из основных в анализе ры-ночного механизма.

- 27 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: