Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфрастру-ктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных эле-ментов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структу-ру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов пер-вой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестицион-ных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый ры-нок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторично-го, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
Инфраструктура рыночной экономики – это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняю-щих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспе-чивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
- деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
- деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж;
- деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъек-
тах, товарах и услугах;
- деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их дея-
тельности.
- 30 -
Таблица 9. Классификация структуры рынка.
Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. рисунок 13).
Рисунок 13. Функции инфраструктуры рынка
- 31 -
В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде рисун-ка 14.
Рисунок 14. Инфраструктура современного рынка
Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.
Конъюнктура рынка – совокупность условий, сложившихся момент. Факторы, влия-ющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), ис-точникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.
- 32 -