Тема 5. Механизм рыночной системы

Основы теории спроса и предложения

Понятие эластичности и ее виды

Место и роль конкуренции в рыночной системе

Основы теории спроса и предложения

Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах. В экономической теории обычно рас-сматривают платежеспособный спрос.

Спрос – желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых це-нах.Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т. е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математиче-ски сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изобра-жение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand – спрос).

Рисунок 15. Кривая спроса.

Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, напри-мер из A в B, показывает изменение величины спроса.

Величина спроса – это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса про-исходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – умень-шение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов (рису-нок 16)

Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпа-дающих под допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакция потре-бителей на определенные группы товаров.

Субституты (взаимозаменяемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и слив-ки и т. п.)

Комплементы (взаимодополняемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофо-ны и кассеты и т. п.).

Нормальные товары (высшей категории) – это товары, спрос на которые увеличивает-

- 33 -

Рисунок 16. Воздействие неценовых факторов

ся по мере роста дохода.

Товары низшего качества (низшей категории) – это товары, спрос на которые умень-шается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. При-мером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).

Предложение – это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон пре-дложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского supply – предложение).

Рисунок 17. Кривая предложения.

Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предло-

жения из A в B связано с изменением величины предложения.

Величина предложения – это такое количество товара, которое продавцы могут и хо-тят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S [1] вправо или влево означа-ет, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под дей-ствием неценовых факторов.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется то-чкой равновесия, а цена и объем – равновесными. Только в этой точке цена устраивает

- 34 -

Рисунок 18. Неценовые факторы влияющие на величину предложения

продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного цено-образования:

- цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

- если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизмен-

ном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена воз-

растет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при

неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

Рисунок 19. Цены и рыночные зоны.

Совместим кривые спроса и предложения. Полученная точка пересечения E – точка

равновесия, где P1 —равновесная цена, а Q1 – равновесный объем. Всю координатную плоскость кривые D и S делят на четыре различные зоны, которые можно описать следу-ющим образом:

I – зона возможных покупок, но невозможных продаж (дефицит);

II – зона возможных продаж, но невозможных покупок (излишек);

III – зона невозможных покупок и продаж (мертвая зона);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: