Основы теории спроса и предложения
Понятие эластичности и ее виды
Место и роль конкуренции в рыночной системе
Основы теории спроса и предложения
Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах. В экономической теории обычно рас-сматривают платежеспособный спрос.
Спрос – желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых це-нах.Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т. е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математиче-ски сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изобра-жение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand – спрос).
Рисунок 15. Кривая спроса.
Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, напри-мер из A в B, показывает изменение величины спроса.
|
|
Величина спроса – это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса про-исходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.
Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – умень-шение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов (рису-нок 16)
Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпа-дающих под допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакция потре-бителей на определенные группы товаров.
Субституты (взаимозаменяемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и слив-ки и т. п.)
Комплементы (взаимодополняемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофо-ны и кассеты и т. п.).
Нормальные товары (высшей категории) – это товары, спрос на которые увеличивает-
- 33 -
Рисунок 16. Воздействие неценовых факторов
ся по мере роста дохода.
Товары низшего качества (низшей категории) – это товары, спрос на которые умень-шается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. При-мером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).
Предложение – это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.
|
|
Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон пре-дложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского supply – предложение).
Рисунок 17. Кривая предложения.
Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предло-
жения из A в B связано с изменением величины предложения.
Величина предложения – это такое количество товара, которое продавцы могут и хо-тят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S [1] вправо или влево означа-ет, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под дей-ствием неценовых факторов.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется то-чкой равновесия, а цена и объем – равновесными. Только в этой точке цена устраивает
- 34 -
Рисунок 18. Неценовые факторы влияющие на величину предложения
продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного цено-образования:
- цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
- если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизмен-
ном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена воз-
растет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при
неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.
Рисунок 19. Цены и рыночные зоны.
Совместим кривые спроса и предложения. Полученная точка пересечения E – точка
равновесия, где P1 —равновесная цена, а Q1 – равновесный объем. Всю координатную плоскость кривые D и S делят на четыре различные зоны, которые можно описать следу-ющим образом:
I – зона возможных покупок, но невозможных продаж (дефицит);
II – зона возможных продаж, но невозможных покупок (излишек);
III – зона невозможных покупок и продаж (мертвая зона);