Тема: Сравнительная психология. (2 часа)
1. Психика животных и человека, их генетическое родство и качественные различия.
2. Врожденные компоненты поведения человека.
3. Предметная деятельность обезьян.
4. Предтрудовая деятельность ископаемых обезьян.
5. Орудия животных и орудия труда человека.
6. Социогенез.
7. Биологические предпосылки зарождения речи. Язык животных и членораздельная речь.
8. Сравнительно-психические аспекты развития психики на ранних этапах онтогенеза человека.
9. Проблема социального и биологического в поведении человека.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие методы используют животные при ориентировке в пространстве?
2. Что такое латентное обучение?
3. В чем заключается метод выбор по образцу?
4. Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал О. Келер?
5. Расскажите о интеллектуальном поведении обезьян в природной обстановке.
6. В каких тестах обнаруживаются различия между уровнем когнитивных способностей человекообразных и других обезьян?
7. Что такое орудийная деятельность и какие механизмы могут лежать в ее основе у животных разных видов?
8. Какие стороны рассудочной деятельности выявляют тесты, предложенные Л.В. Крушинским?
9. На знании каких эмпирических законов основано решение элементарных логических задач?
10. В чем заключается методика для изучения способности к экстраполяции направления движения?
11. Что такое пространственное мышление?
12. Какие животные обладают самой высокой способностью к экстраполяции направления движения?
13. В чем заключается суть теста на оперирование эмпирической размерностью фигур?
14. Какие животные оказались способны решать тест на "размерность"?
15. В чем заключается тест Ревеша - Крушинского и какие животные способны к его успешному решению?
Темы рефератов:
1. Сравнительное изучение рассудочной деятельности животных методами, предложенными Л.В. Крушинским.
2. Рассудочная деятельность млекопитающих.
3. Изучение способности животных к оперированию эмпирической размерностью фигур.
4. Интеллектуальное поведение птиц.
5. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию.
6. Изучение способности животных к символизации.
7. Способность животных к счету и его изучение.