Эклектика и модерн

В архитектуре второй половины XIX века смешались различные стили. Эта стилевая смесь получила название- эклектика. В ней сочетаются ренессанс, барокко, классицизм, русское и византийское зодчество, и.т.д.

В 1860-1880-х годах на месте деревянных домов стали строить 4-6 этажные доходные дома с замкнутыми дворами-колодцами, квартиры в которых сдавались в наем. Такие доходные дома в те годы можно было увидеть во всех частях Петербурга, кроме Адмиралтейского, Спасского и Казанского районов. Некоторые районы города были сплошь застроены такими домами. Это бывшие военные слободы — Преображенская (нынешние 1-10 Советские улицы), Измайловская (нынешние 1-10 Красноармейские улицы), Семеновская (ныне улицы между Витебским вокзалом и Московским проспектом). Невский проспект (от Фонтанки до Александро-Невской Лавры), Литейный проспект, а также набережные Фонтанки, Мойки, канала Грибоедова, Садовой улицы в западной части города. Именно о них писал Ф.М.Достоевский — "дома высокие, холодные, с глухими стенами".2-я треть XIX в. ознаменовалась распадом классицизмаи появлением множества стилизаторских течений. Здания строились в новом греческом, псевдорусском духе, русско-византийском, готическом, бароккои т.п. Завершился этот период эклектизмом. Ззаказчиками всё чаще стали крупные предприниматели, торговцы, акционеры. Их потребности определили направленность застройки Петербурга (конторы, торговые и промышленные сооружения, огромные доходные дома), а их вкусы — внешний вид новых зданий. Соединение красивых, но чуждых друг другу деталей, обилие декора часто нарушало целостность архитектурного замысла, однако отвечало вкусам заказчиков.

Среди архитекторов-эклектиков 2-й половины XIX в. — Р. А. Гедике, Г. А. Боссе, М. Е. Месмахер, И. С. Китнер, П. Ю. Сюзор и др. В этот период, были построены: здание Общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, 13 (1888—1890, Сюзор), крытые рынки, вокзалы, банки, гостиницы, здания акционерных обществ и множество доходных домов. В конце XIX в. на смену эклектизму с его многочисленными разнородными украшениями пришел модерн, отражая настроения переломной эпохи.

Модерн — художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — началаXX в. Слово "модерн" в переводе с французского означает "новейший, современный". Представители этого направления искали новые пути, новые формы выражения, отказавшись от поверхностного использования и смешения стилей, существовавших ранее.

Архитекторы модерна предпочитали регулярной планировке планировку свободную, асимметрию и обтекаемые формы. Это выражалось в общей неопределённости очертаний и подчёркивании отдельных деталей, в сложности ритма (разноэтажные корпуса здания, свободно сгруппированные окна и т. п.), в плавно-текучих переходах мозаичного или лепного декора с этажа на этаж и т. д. Для этого стиля характерно использование новых конструкций, новых строительных и отделочных материалов: это металлы, железобетон, стекло, в облицовке — керамика и глазурованные изразцы. В интерьерах широко применялись дерево, цветное стекло, худож­ственная роспись и резьба; декоративные панно, мозаика и витражи, фарфоровые и стеклянные вазы украшались стилизованными растительными узорами, плавно изогнутыми текучими линиями и цветовыми пятнами. На фасадах зданий появлялись пейзажи (Большая Зеленина, 28: доходный дом герцога Н. Н. Лейхтенбергского, мозаика;). Панно (Кирочная, 43: Суворовский музей, мозаика по картинам на исторические темы. Иконы (Александровский парк, 5: здание Ортопедического института, майолика по картине К. С. Петрова-Водкина), стилизованные цветы (15-я линия В. О., 70: жилой дом, майолика; ул. Литераторов, 17: особняк А. Е. Молчанова, майоликовый фриз), животные и т. п. Фриз мог оказаться на любой высоте, включить в себя окна, стечь вниз и заполнить простенки. Орнаменты сменялись свободно рисованными композициями, и иногда узор ковром покрывал стену. Карнизы, дверные и оконные проёмы имели изогнутые очертания. Ажурные решётки балконов и ворот плавно врастали в здание, повторяя, дополняя или подчёркивая изгибы перекрытий, фасадного декора.

Постоянным спутником архитектуры модерна был лепной декор — от растительного орнамента с прихотливо изогнутыми стеблями и цветами до картушей, женских масок с распущенными волосами, сказочных персонажей; применялись и свободные пластические формы.

Среди архитекторов петербургского модерна — А. И. Гоген, Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, В. В. Шауб и др

Ранний модерн отличается романтичностью, он живописен и декоративен — таковы, например, дом компании "Зингер" (П. Ю. Сюзор; Невский пр., 28: бывший Дом книги) и особняк М. Ф.Кшесинской (А. И. Гоген и др.; ул. Куйбышева, 2—4: ныне — Музей политической истории России). Поздний модерн строже, в нём есть элементы классицизма. Это здание Азовско-Донского банка (Ф. И. Лидваль, В. В. Кузнецов; Большая Морская, 3—5: ныне — Главный междугородный, международный, телефонный телеграфный узел). Здание магазина Гвардейского экономического общества (Э. Ф. Виррих, С. С. Кричинский и др.; Большая Конюшенная, 21—23: ныне — Дом ленинградской торговли, ДЛТ).

В 1910-х гг. на смену модерну пришел неоклассицизм. Архитекторы вновь обратились к классическому наследию XVIII — начала XIX в.; кроме того, возродился интерес к архитектуре Петровской эпохи и древнерусскому зодчеству, — а затем наступила пора массового жилищного строительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: