Постмодернизм буквально понимается как то, что следует за модернизмом; Под модернизмом же в философии понимают неклассический тип философствования. Его основные характеристики — плюралистическое воззрение на мир, принципиальная открытость системы мира, отсутствие в нем предустановленной гармонии, многовариантность культуры, антитрадиционализм, антинормативизм, идеи конструктивности Разума и создания человека «нового типа». Модернизм является важнейшим этапом на пути формирования постмодернистской парадигмы в философии, но не цельным философским направлением. К философам модернистского толка можно отнести Шопенгауэра, Ницше, Сартра и др. Сегодня понятием «модерн» обозначают мышление новейшего времени в целом. В частности в конце XIX — начале XX в. модернистский тип мышления привел к формированию целого одноименного направления в литературе и изобразительном искусстве.
Возникновение постмодернизма. Постмодернизм непосредственно возник в 50-е гг. XX в. и первоначально рассматривался как кризис в сфере искусства и культуры. Сам термин впервые был употреблен в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры» (1917), но статус философского приобретает лишь после работы Жана Лиотара (1924— 1998) «Постмодернистское состояние: доклад о знании» (1979). С этого времени постмодернизмом стали называть не только кризис культуры, но и принципы нового мироощущения.
|
|
Сегодня под постмодернизмом понимают такой тип философствования, который дистанцируется как от классической, так и от неклассической, т.е. модернистской философии. На развитие его основных идей большое влияние оказали многие философские течения, но особенно постструкгурализм, структурный психоанализ, структурная лингвистика, неомарксизм, феноменология и др. Ведущими представителями философии постмодернизма являются следующие современные мыслители: Р. Барт, Ж. Бодрийяр (род. 1929 г.), Ф. Гваттари (1930-1992), Ж. Делез (1925-1995), Ж. Деррида (род. 1930 г.), Ж. Лиотар.
Суть концепции постмодернизма. Целостная концепция постмодернизма создается к концу 70-х гг. Суть ее в том, что современная культура осмысливает сама себя как пост-модерн, что буквально означает пост-современность (от лат. роа< — после, от франц. тонете — современный). Современная философия — это философия «после времени», в ситуации завершенности истории (так как история — это всегда только прошлое). Это, в свою очередь, предполагает отказ от
Тема 24. Постмодернизм
традиционных для философии тем и проблем. Например, постмодернизм предполагает устранение понятия «бинарность», т.е. всего, что связано с противопоставлением: субъект — объект, мужское — женское, конечное — бесконечное, старое — новое, дух — материя и т.д. Постмодернистская философия совмещает противоположности и перестает вносить в мир жесткое системообразующее начало.
|
|
Главная цель постмодернистов — восстановить классические функции разума, место которого, по их мнению, в последние столетия все больше и больше занимает исчисляющий и препарирующий рассудок. Применительно к современному обществу концепция постмодернизма выразилась, в частности, в неприятии социальных утопий и развенчании иллюзий, которым подвержено массовое сознание.
Понятие плюрализма — одно из главных в постмодернизме. Суть его в том, что может одновременно сосуществовать множество форм культуры и самоценных жизненных миров.
Плюрализм — это осуществление множественности возможностей в жестких рамках строгой дисциплины разума. Это вовсе не объединение разных мнений и не поиск общего в противоречивых Жизненных установках, но предполагаемое одновременное мирное и самодостаточное сосуществование различных форм мировосприятия отдельных личностей, форм культуры в рамках одного общества и даже политических форм устройства разных государств в мире.
Новое мышление стремится избавить мысль от ограничений, от догматизма. За словами и явлениями должен открываться пусть противоречивый, но настоящий смысл того, что они означают. Один из приемов, позволяющих это сделать, получил название «декояструк-ция». Поясним его на примере. Так, если вы захотите выяснить смысл того, что есть «красотА», то окажется, что однозначно Ответить на этот вопрос практически невозможно. Сформулировав одно из определений, мы тут же будем вынуждены уточнять отдельные его положения и составные части. Если после этого мы вновь попробуем сформулировать, что есть «красота», то наше представление о ней существенно углубится, но в то же время не будет являться законченным, так как работа эта принципиально незавершаема.
Идеи деконструкции в постмодернизме активно развиваются в работах Деррида. Суть постмодернистской деконструкции в том, чтобы изменить восприятие основных мировоззренческих понятий, таких как «Бог», «Бытие», «Я», «цель», «смысл», «реальный мир», «истина», представить эти понятия не как некие застывшие субстанциональные данные, а реконструировать их истинное понимание как динамическое, открытое, бесконечно продолжающееся, принципиально не завершаемое осознание.
Раздел VII. Современная западная философия
По мысли самого Деррида, деконструкция «не является каким-либо методом и не может им стать», любое ее определение изначально неверно, так как она является непрерывным процессом. Действие («событие») деконструкции уникально № неповторимо, а ее суть — в художественной транскрипции философии, в осмыслении философских понятий посредством художественных метафор, в сближении философии с литературой. Интересно, что само понятие «деконструкция» также подлежит деконструкции.
Постмодернизм выдвинул свои условия настоящего философствования:
• вера в Разум означает отказ от догматизма, от привычных доктрин, разрушение системы принятых привычных противоположностей (бинарнос-ти). Вера в Разум предполагает переход с устоявщихся позиций антропоцентрического (т.е. обращенного на человека) гуманизма на позиции гуманизма универсального, который охватывает не только человека, но предполагает экологичное, бережное отношение к человечеству в целом, к природе, к Космосу и Вселенной;
• идея Истины состоит в неприятии понятия «истина как соответствие», в отказе признать мир в качестве рационально-устроенного, а истину — абсолютной. Постмодернисты считают, что наше знание о мире не просто накапливается и суммируется, но прежде всего расширяет наше незнание о мире. Если в Новое время познание осуществлялось с целью овладения миром, то постмодернисты выдвигают идею не овладения, а взаимодействия с миром*;
|
|
• мысль, знание и культура являются «идеологизованной тотальностью текстов». Рождаясь, человек постоянно развивается и осваивает окружающий мир. Но в современном мире ему все меньше удается это делать непосредственно самому, т.е. через собственную деятельность и опыт. Все больше наши представления о мире мы получаем через язык и те тексты, которые достались нам по наследству. Постмодернисты говорят: «Наш мир — наш язык». То есть ни культура в целом, ни / тем более отдельный человек не постигают реальной сути вещей, а только эксплуатируют язык. Задача же философии состоит в том, чтобы, оторвавшись от власти языка, постичь сокрытое означаемое.
Псевдомир. Человек, не наученный мыслить самостоятельно, идет «на поводу» средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газеты, Интернет и др.), которые вкладывают в его сознание транслируемые ими смыслы и чувства. Благодаря этому человек создает для себя фантомный псевдомир. В этом мире действуют псевдочувства, псевдомысли, псевдодействия, навязываемые человеку через средства массовой информации. А формируют их для людей государство или крупные корпорации, реализующие так свои идеологию, власть и экономичес-
Вопросы для самопроверки
кие интересы. Но эти структуры в своем навязывании смыслов и чувств исходят из понимания того, что лучше для обеспечения их собственной стабильности или установившегося мирового порядка, а не из того, что на самом деле является жизненно важным для конкретной личности. Уникальность личности их интересует лишь в одном аспекте:
насколько она способна вписываться в их проекты.
Так появляется серое большинство, которое верит в то, что высказываемые ими мысли и убеждения являются их собственными, а не привнесенными извне с точно рассчитанными эффектом и целью. Они слепо верят в одну-единственную истину, принятую ими за таковую, отвергая иные бесчисленные возможности. Известный итальянский писатель и популяризатор идей постмодернизма Умберто Эко (род. 1932 г.) по этому поводу говорил, что «дьявол — это...истина,
|
|
никогда не подвергающаяся сомнению».
Полнота мира. Образ «лабиринта». Постмодернисты вместо традиционного понятия «картина мира», в основе которого лежат представления о системности, соподчиненности и прогрессе мира, вводят образ лабиринта как символа полноты и Идеи мира. В отличие от классического лабиринта здесь нет ни центра, ни периферии, нет единственно правильного пути, а каждый коридор лабиринта неожиданно может пересечься с другим. Каждая дорожка лабиринта (в терминологии Ж. Делеза — «ризома») равноценна другой. Такой лабиринт мира представляет истинный плюрализм как равнозначную множественность. \ ^\
Вопросы для самопроверки
1. Что такое модернизм и постмодернизм? В чем, на ваш взгляд, состоит
суть постмодернистской философии?
2. Что постмодернисты понимают под восстановлением классических функций разума и почему столь необходимо их восстановить?
3. Поясните термин.«плюрализм», где и в отношении чего он употребляется? Какое из выражений более точно характеризует плюрализм: «равнозначная множественность» или «разнородная всякость», и почему?
4. Поясните следующую мысль Деррида: «Чем не является деконструкция? — да всем! Что такое деконструкция? — да ничто!».
5. Попробуйте провести деконструкцию одного из предложенных понятий (на выбор): «восхищение», «религия», «семья», «идея». Дайте максимально глубокое его толкование, после чего проанализируйте, изменилось ли ваше собственное осознание данного понятия после проделанной работы?
6. Почему доктрина философа Нового времени Ф. Бэкона «Кто больше знает — тот больше может» оказалась неприемлемой для постмодернистов? В чем, на ваш взгляд, может выражаться экологичное отношение к человечеству в целом, к природе, к Космосу?
Раздел VII. Современная западная философия
7. Что означает выражение «Наш мир — наш язык»? Приведите примеры, подтверждающие эту мысль.
8. Приведите примеры из нашей действительности, которые.демонстрировали бы в ней признаки псевдомира. Посредством чего (каких видов коммуникации) псевдомир, кроме телевидения, радио, газет, книг и Интернета, еще может оказывать свое влияние?
9. Можете ли вы предложить какие-либо способы ухода из-под тотального влияния псевдомира?
10. Проанализируйте, как должны измениться политические представления о мире, в котором существуют такие понятия, как развитые и развивающиеся страны с заменой в политическом мышлении «картины мира» на представления о «лабиринте мира»?
Литература
1. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
2. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
3. Делез Ж. Что такое философия? М.; СПб., 1998.
4. Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996.
5. Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма. М., 1995.
6. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.
7. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.