Тема 24. Постмодернизм

Постмодернизм буквально понимается как то, что следует за мо­дернизмом; Под модернизмом же в философии понимают некласси­ческий тип философствования. Его основные характеристики — плюралистическое воззрение на мир, принципиальная открытость системы мира, отсутствие в нем предустановленной гармонии, многовариантность культуры, антитрадиционализм, антинормати­визм, идеи конструктивности Разума и создания человека «нового типа». Модернизм является важнейшим этапом на пути формирова­ния постмодернистской парадигмы в философии, но не цельным фи­лософским направлением. К философам модернистского толка можно отнести Шопенгауэра, Ницше, Сартра и др. Сегодня поняти­ем «модерн» обозначают мышление новейшего времени в целом. В частности в конце XIX — начале XX в. модернистский тип мышле­ния привел к формированию целого одноименного направления в литературе и изобразительном искусстве.

Возникновение постмодернизма. Постмодернизм непосредственно возник в 50-е гг. XX в. и первоначально рассматривался как кризис в сфере искусства и культуры. Сам термин впервые был употреблен в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры» (1917), но статус философского приобретает лишь после работы Жана Лиотара (1924— 1998) «Постмодернистское состояние: доклад о знании» (1979). С этого времени постмодернизмом стали называть не только кризис культуры, но и принципы нового мироощущения.

Сегодня под постмодернизмом понимают такой тип философст­вования, который дистанцируется как от классической, так и от не­классической, т.е. модернистской философии. На развитие его ос­новных идей большое влияние оказали многие философские течения, но особенно постструкгурализм, структурный психоанализ, структурная лингвистика, неомарксизм, феноменология и др. Веду­щими представителями философии постмодернизма являются сле­дующие современные мыслители: Р. Барт, Ж. Бодрийяр (род. 1929 г.), Ф. Гваттари (1930-1992), Ж. Делез (1925-1995), Ж. Деррида (род. 1930 г.), Ж. Лиотар.

Суть концепции постмодернизма. Целостная концепция постмо­дернизма создается к концу 70-х гг. Суть ее в том, что современная культура осмысливает сама себя как пост-модерн, что буквально оз­начает пост-современность (от лат. роа< — после, от франц. тонете — современный). Современная философия — это философия «после времени», в ситуации завершенности истории (так как история — это всегда только прошлое). Это, в свою очередь, предполагает отказ от

Тема 24. Постмодернизм

традиционных для философии тем и проблем. Например, постмодер­низм предполагает устранение понятия «бинарность», т.е. всего, что связано с противопоставлением: субъект — объект, мужское — жен­ское, конечное — бесконечное, старое — новое, дух — материя и т.д. Постмодернистская философия совмещает противоположности и перестает вносить в мир жесткое системообразующее начало.

Главная цель постмодернистов — восстановить классические функции разума, место которого, по их мнению, в последние столетия все больше и больше занимает исчисляющий и препарирующий рассу­док. Применительно к современному обществу концепция постмодер­низма выразилась, в частности, в неприятии социальных утопий и раз­венчании иллюзий, которым подвержено массовое сознание.

Понятие плюрализма одно из главных в постмодернизме. Суть его в том, что может одновременно сосуществовать множество форм культуры и самоценных жизненных миров.

Плюрализм — это осуществление множественности возможнос­тей в жестких рамках строгой дисциплины разума. Это вовсе не объ­единение разных мнений и не поиск общего в противоречивых Жиз­ненных установках, но предполагаемое одновременное мирное и самодостаточное сосуществование различных форм мировосприятия отдельных личностей, форм культуры в рамках одного общества и даже политических форм устройства разных государств в мире.

Новое мышление стремится избавить мысль от ограничений, от догматизма. За словами и явлениями должен открываться пусть про­тиворечивый, но настоящий смысл того, что они означают. Один из приемов, позволяющих это сделать, получил название «декояструк-ция». Поясним его на примере. Так, если вы захотите выяснить смысл того, что есть «красотА», то окажется, что однозначно Ответить на этот вопрос практически невозможно. Сформулировав одно из определений, мы тут же будем вынуждены уточнять отдельные его положения и составные части. Если после этого мы вновь попробуем сформулировать, что есть «красота», то наше представление о ней су­щественно углубится, но в то же время не будет являться закончен­ным, так как работа эта принципиально незавершаема.

Идеи деконструкции в постмодернизме активно развиваются в работах Деррида. Суть постмодернистской деконструкции в том, чтобы изменить восприятие основных мировоззренческих понятий, таких как «Бог», «Бытие», «Я», «цель», «смысл», «реальный мир», «истина», представить эти понятия не как некие застывшие субстан­циональные данные, а реконструировать их истинное понимание как динамическое, открытое, бесконечно продолжающееся, принципи­ально не завершаемое осознание.


Раздел VII. Современная западная философия

По мысли самого Деррида, деконструкция «не является каким-либо методом и не может им стать», любое ее определение изначаль­но неверно, так как она является непрерывным процессом. Действие («событие») деконструкции уникально № неповторимо, а ее суть — в художественной транскрипции философии, в осмыслении философ­ских понятий посредством художественных метафор, в сближении философии с литературой. Интересно, что само понятие «декон­струкция» также подлежит деконструкции.

Постмодернизм выдвинул свои условия настоящего философст­вования:

вера в Разум означает отказ от догматизма, от привычных док­трин, разрушение системы принятых привычных противоположнос­тей (бинарнос-ти). Вера в Разум предполагает переход с устоявщихся позиций антропоцентрического (т.е. обращенного на человека) гума­низма на позиции гуманизма универсального, который охватывает не только человека, но предполагает экологичное, бережное отношение к человечеству в целом, к природе, к Космосу и Вселенной;

идея Истины состоит в неприятии понятия «истина как соответ­ствие», в отказе признать мир в качестве рационально-устроенного, а истину — абсолютной. Постмодернисты считают, что наше знание о мире не просто накапливается и суммируется, но прежде всего рас­ширяет наше незнание о мире. Если в Новое время познание осу­ществлялось с целью овладения миром, то постмодернисты выдвига­ют идею не овладения, а взаимодействия с миром*;

• мысль, знание и культура являются «идеологизованной тоталь­ностью текстов». Рождаясь, человек постоянно развивается и осваива­ет окружающий мир. Но в современном мире ему все меньше удается это делать непосредственно самому, т.е. через собственную деятельность и опыт. Все больше наши представления о мире мы получаем через язык и те тексты, которые достались нам по наследству. Постмодер­нисты говорят: «Наш мир — наш язык». То есть ни культура в целом, ни / тем более отдельный человек не постигают реальной сути вещей, а только эксплуатируют язык. Задача же философии состоит в том, чтобы, оторвавшись от власти языка, постичь сокрытое означаемое.

Псевдомир. Человек, не наученный мыслить самостоятельно, идет «на поводу» средств массовой коммуникации (телевидение, радио, га­зеты, Интернет и др.), которые вкладывают в его сознание транслируе­мые ими смыслы и чувства. Благодаря этому человек создает для себя фантомный псевдомир. В этом мире действуют псевдочувства, псевдо­мысли, псевдодействия, навязываемые человеку через средства массо­вой информации. А формируют их для людей государство или крупные корпорации, реализующие так свои идеологию, власть и экономичес-

Вопросы для самопроверки

кие интересы. Но эти структуры в своем навязывании смыслов и чувств исходят из понимания того, что лучше для обеспечения их соб­ственной стабильности или установившегося мирового порядка, а не из того, что на самом деле является жизненно важным для конкретной личности. Уникальность личности их интересует лишь в одном аспекте:

насколько она способна вписываться в их проекты.

Так появляется серое большинство, которое верит в то, что выска­зываемые ими мысли и убеждения являются их собственными, а не привнесенными извне с точно рассчитанными эффектом и целью. Они слепо верят в одну-единственную истину, принятую ими за та­ковую, отвергая иные бесчисленные возможности. Известный италь­янский писатель и популяризатор идей постмодернизма Умберто Эко (род. 1932 г.) по этому поводу говорил, что «дьявол — это...истина,

никогда не подвергающаяся сомнению».

Полнота мира. Образ «лабиринта». Постмодернисты вместо тради­ционного понятия «картина мира», в основе которого лежат пред­ставления о системности, соподчиненности и прогрессе мира, вводят образ лабиринта как символа полноты и Идеи мира. В отличие от классического лабиринта здесь нет ни центра, ни периферии, нет единственно правильного пути, а каждый коридор лабиринта неожи­данно может пересечься с другим. Каждая дорожка лабиринта (в тер­минологии Ж. Делеза — «ризома») равноценна другой. Такой лаби­ринт мира представляет истинный плюрализм как равнозначную множественность. \ ^\

Вопросы для самопроверки

1. Что такое модернизм и постмодернизм? В чем, на ваш взгляд, состоит

суть постмодернистской философии?

2. Что постмодернисты понимают под восстановлением классических функций разума и почему столь необходимо их восстановить?

3. Поясните термин.«плюрализм», где и в отношении чего он употребля­ется? Какое из выражений более точно характеризует плюрализм: «равно­значная множественность» или «разнородная всякость», и почему?

4. Поясните следующую мысль Деррида: «Чем не является деконструк­ция? — да всем! Что такое деконструкция? — да ничто!».

5. Попробуйте провести деконструкцию одного из предложенных поня­тий (на выбор): «восхищение», «религия», «семья», «идея». Дайте максималь­но глубокое его толкование, после чего проанализируйте, изменилось ли ваше собственное осознание данного понятия после проделанной работы?

6. Почему доктрина философа Нового времени Ф. Бэкона «Кто больше знает — тот больше может» оказалась неприемлемой для постмодернистов? В чем, на ваш взгляд, может выражаться экологичное отношение к челове­честву в целом, к природе, к Космосу?


Раздел VII. Современная западная философия

7. Что означает выражение «Наш мир — наш язык»? Приведите приме­ры, подтверждающие эту мысль.

8. Приведите примеры из нашей действительности, которые.демонстри­ровали бы в ней признаки псевдомира. Посредством чего (каких видов ком­муникации) псевдомир, кроме телевидения, радио, газет, книг и Интернета, еще может оказывать свое влияние?

9. Можете ли вы предложить какие-либо способы ухода из-под тотально­го влияния псевдомира?

10. Проанализируйте, как должны измениться политические представле­ния о мире, в котором существуют такие понятия, как развитые и развиваю­щиеся страны с заменой в политическом мышлении «картины мира» на представления о «лабиринте мира»?

Литература

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

2. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

3. Делез Ж. Что такое философия? М.; СПб., 1998.

4. Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996.

5. Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма. М., 1995.

6. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

7. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: