В первой половине XIX века. Эпоха ампира

Архитектурный стиль ампир из Франции пришел в Россию. "Ампир" означает "высший", "расцвет", т.е. наивысший расцвет классицизма. Отличительной особенностью этого стиля стало не просто использование классических форм архитектуры, а преимущественно форм римского классицизма эпохи империи. Среди сооружений популярным становится возведение триумфальных арок, ворот, колонн, использование арматуры, элементов помпейского искусства.

В XVIII в. вдоль главной магистрали столицы расположились храмы различных христианских вероисповеданий: лютеранской, католической, армянской, а также русской православной - церковь Рождества Богородицы. На ее месте император Павел I решил возвести кафедральный собор и объявил конкурс на лучший проект. Победителем оказался малоизвестный тогда архитектор А. Н. Воронихин.

27 августа 1801 г. состоялась закладка собора, названного Казанским в честь почитаемой в православии иконы Казанской Божией Матери. Главную святыню собора - икону Казанской Божией Матери, в окладе из золота, украшенную 3 097 алмазами, 638 рубинами, - установили на пьедестале из малахита.

К январю 1806 г. кладка стен и установка 56 гранитных колонн внутри здания были завершены и 1600 каменщиков начали выводить своды. В 1809 г. приступили к возв­дению купола, состоявшего из трех оболочек: двух каменных и одной из кованого железа. Это был первый в мире металлический купол. Двери с десятью рельефами на библейские сюжеты отлиты из бронзы. Это копия дверей флорентийского баптистерия, названных великим Микеланджело "Вратами Рая". Обычно православные храмы слабо освещены. Воронихин же разместил по всему периметру здания 40 больших окон в два ряда и прорезал также окна в барабане и основании купола.

15 сентября 1811 г. состоялась торжественная церемония освящения Казанского собора. Возведенный накануне Отечественной войны 1812 г. Казанский собор стал памятником русской военной славы и победы над Наполеоном. В декабре 1812 г. под его своды торжественно внесли первые 27 французских знамен и штандартов - военные трофеи России. Тогда же Кутузов передал в дар отбитые у врага оклады икон из серебра, украшенные драгоценными камнями. По проекту архитектора К. А. Тона из этого серебра был исполнен иконостас Казанского собора. М. Кутузов умер 16 апреля 1813 г., и император Александр I распорядился похоронить фельдмаршала в Казанском соборе. Прощание с полководцем стало ярким свидетельством признания его заслуг перед Отечеством. 13 июня 1813 г. гроб и серебряный сосуд с набальзамированным сердцем полководца опустили в склеп, устроенный в северном приделе. В 1837 г. к 25-летию Отечественной войны перед собором установили памятники М. Кутузову и М. Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. Орловского.

Перед Обводным каналом были построены по проекту архитектора В.П.Стасова триумфальные ворота, открывавшие въезд в город: в 1834 году — Нарвские, в память войны 1812 года, в 1838 году — Московские, в память о победе в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.

В первые три десятилетия XIX века получили свое завершение важнейшие архитектурные ансамбли Петербурга с типичными для классицизма четкими формами, сочетающими стены с ордером и строгим сдержанным декором. В их создании участвовали такие замечательные зодчие как К. Росси, Д.Кваренги, А.Д.Захаров, А.Воронихин, Тома де Томон, О.Монферран.

В центре города образовались две огромные площади: Дворцовая и Сенатская. Дворцовую площадь образовали вместе с Зимним дворцом здания Главного штаба, восточный фасад Адмиралтейства и здание Гвардейского корпуса. Здание Главного штаба построено в стиле ампир архитектором К.Росси. Оно состоит из двух корпусов, симметрично расположенных и соединенных триумфальной аркой, оформляющей въезд на площадь с Большой Морской улицы. Арку украшает скульптурная композиция, выражающая торжество России, победившей армию Наполеона в 1812-1815 гг. ( скульпторы С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский). В центре площади была поставлена гранитная Александровская колонн, высотой 47,5 метров с ангелом с крестом (архитектор О.Монферран ).

Здание Сената — высшего судебного органа России и Синода, ведавшего делами Русской православной церкви, сооружены в 1829-1834 гг. архитектором К.И. Росси. У них типичные для стиля ампир восьмиколонные лоджии коринфского ордера и триумфальная арка (выходящая на Галерную улицу) со скульптурами (скульпторы С.С.Пименова и В.И.Демут-Малиновского).

Здание Александрийского театра построено в 1828-1832 г. г. архитектором К.Росси. Главный фасад здания венчает скульптурная группа, изображающая колесницу Аполлона с квадригой коней (С. С. Пименов). В нишах фасада установлены статуи муз — Терпсихоры и Мельпомены. В скульптурном убранстве здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни.

Тыльный фасад здания Александрийского театра завершает улицу, названную в наше время именем ее создателя К.Росси. Эта улица — архитектурный шедевр, созданный К.Росси в 1830-х годах. Зодчий применил при ее создании такой прием: ширину улицы и высоту двух образующих ее зданий он сделал одинаковой, получив в сечении правильный квадрат. Благодаря этому улица имеет очень строгий и торжественный вид.

Ансамбль площади Островского включает также павильоны сада Аничкова дворца ( 1816—1819 гг., К. И. Росси) и здание Российской национальной библиотеки. Самая старая его часть, на углу Невского проспекта и Садовой улицы, построена в 1796—1801 годах архитектором Е. Т. Соколовым, а часть, выходящая на площадь Островского — в 1828—1834 годах архитектором К. И. Росси.Оба здания объединяет вновь возведенный аттик. Между 18 ионическими колоннами фасада установлены статуи античных ученых, философов и поэтов (скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), а над ними статуи богини мудрости Минервы (скульптор В. И. Демут-Малиновский). В центре площади установлен памятник Екатерине II (1873 г., А. М. Опекушин).

На другой стороне Невского проспекта находится ансамбль Михайловской площади, также созданный, главным образом, К. И. Росси. Его образуют: Михайловский дворец (Русский музей), построенный К. Росси в 1819—1825 годах для брата Николая I Михаила Павловича, здание Театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (1831 — 1833 гг., А. П. Брюллов ), Филармонии ( 1834—1839гг ., арх. П. Жако) и жилые здания, построенные позднее, но по проекту Росси и подчиняясь общему замыслу зодчего.

Здание Конногвардейского манежа построено в 1804-1807 гг. архитектором Д.Кваренги. Портик при выходе украшен мраморными группами Диоскуров (мифических сыновей Зевса, укрощавших коней).

Исаакиевский собор, шедевр национального зодчества, замечательный памятник русского классицизма. Существующее ныне здание - четвертая церковь, построенная в Санкт-Петербурге в честь святого Исаакия Далматинского. В 1818 г. состоялся конкурс на новый проект храма. Непременным условием, выдвинутым императором Александром I, стало требование сохранение алтаря старого храма, построенного Ринальди. Конкурс выиграл мало известный архитектор Огюст Монферран.Возведение нового Исаакиевского собора началось в 1819 г. Оно продолжалось почти 40 лет.

30 мая 1858 г. состоялось освящение Исаакиевского собора, который стал главным в столице. С южной стороны Исаакиевской площади расположен Мариинский дворец - па­мятник русского зодчества 40-х гг. XIX в. Он был возведен в 1839-1844 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера на месте дворца Чернышёва, частично включив его в себя. Свое название получил по имени первой владелицы - Великой княгини Марии Николаевны.Мариинский дворец позже перестроили для размещения в нем высшего законодательного органа Российской империи - Государственного совета.

На Исаакиевской площади находится памятник императору Николаю I. В 1856 г. Александр II задумал увековечить память о своем отце. Разработку проекта монумента поручили О. Монферрану. Эта задача была поставлена перед непревзойденным мастером конной скульптуры П. Клодтом, который решил выполнить бронзовое изваяние скачущего всадника, установив коня лишь на две точки опоры.

Полностью была перестроена в первой половине XIX века Стрелка Васильевского острова, где размещался порт. Центральный объект ансамбля Стрелки - здание Биржи. Основанная еще Петром I, Биржа долгое время не имела собственного помещения. В начале XIX в. А. Захаров разработал план застройки Стрелки, в соответствии с которым новое здание Биржи являлось основой всего ее архитектурного ансамбля. Проект этого величественного здания разработал архитектор Тома де Томон. Своим обликом Биржа напоминает античный храм. Большую роль в оформлении главных фасадов Биржи играют две монументальные скульптурные группы, установленные на аттиках, венчающих колоннаду, - "Нептун с двумя реками" и "Навигация с Меркурием и двумя реками" (И. Прокофьев, Ф. Щедрин).

По обе стороны площади одновременно со строительством здания Биржи возвели две могучие 32-метровые Ростральные колонны (украшенные металлическими скульптурными изображениями носовых частей кораблей, давших им название). Они замышлялись как маяки, для чего на самом верху колонн установили треножники с чашами-светильниками. У подножия колонн - четыре скульптуры, символизирующие великие реки России - Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Их создатель - каменотес С. Суханов. В окончательное оформление архитектурного ансамбля Стрелки внес вклад архитектор И. Лукини. Симметрично зданию Биржи и в тех же архитектурных формах в 1826-1832 гг. он возвел два пакгауза - склада для хранения товаров (ныне занимаемые зоологическим и почвенным музеями). Одновременно с сооружением пакгаузов И. Лукини построил также здание Таможни (ныне Институт русской литературы) и Музейного флигеля Академии наук В 1926 г. площадь перед Биржей стала уютным сквером.

В 1828 году был достроен В.П.Стасовым начатый по проекту Растрелли Смольный собор. Рядом с собором находится здание бывшего Смольного института, построенное архитектором Д.Кваренги в 1804-1806 гг.; в нем теперь размещается мэрия города Санкт-Петербурга.

Завершен был и ансамбль Марсова поля, где в 1817-1821 г.г. были построены архитектором В.П.Стасовым Павловские казармы (ныне в них размещается Ленэнерго).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: