Особенности научного познания (science)

Существуют неповторимые черты науки.Стремление к постижению объективной истины.Наука - способ познания мира, какой он есть на самом деле.Насколько это оправдано вопрос спорный.Наука не может ответить на вопрос, есть мир на самом деле или нет - доподлинно неизвестно.Наука пытается докопаться до знания, которое существует на самом деле.

Откуда убеждения ученых? Принят тезис о том, что мир есть на самом деле = это результат метафизической рефлексии. а) материализм и идеализм – философская версия б) Религиозная версия (доверяю Богу – мир есть) в) Индивидуально – духовный опыт (медитация, экстрасенсорика)

К.Поппер – предлагает отказаться от критерия истинности в стандартах науки, а выводит интерпретацию окружающего мира с точки зрения человека.Человек интерпретирует мир, руководствуясь своими стандартами.

И где истина в последней инстанции, непонятно.С позиции мультигностицизма наука – узкая форма знания, дающая стандарты и нормы с позиции этого знания. (ех: Плутон был исключен из списка 9 планет, наука сама решает, что и на какие места ставить)

Принято характеризовать науку по критериям научности:

1) Наука – инновационный способ добычи знаний, важно обязательно новое объективно истинное знание. Всегда должна быть новизна, открытие, а то, что было использовано под чужим именем уже плагиат. 2) Способность науки к саморефлексии. Для ползновательной деятельности характер на усилия ученого как на предметной так и на деятельной стороне творчества.Важен сознательный контроль за своими действиями. (метод в науке – мысленно отрефлексированный ученым способ своей деятельности)

Любая сфера деятельности, рефлектирующая саму себя это уже наука. Ех: Литература => литературоведение. 3) Наличие объекта – то на что направлено человеческое познание.

Предмет – единство субъекта и познания и объекта, объект 1, а предметов много. С одной стороны наука осуществляет эскалацию своего объекта.Наука не имеет запретных неизвестных объектов.

Но внеисторически считается, что наука имеет свой предмет, потом он теряется и появляется новый предмет. Ех: до открытия трех начал термодинамики, был миф о теплороде, но двигатели открыты и были сконструированы исходя из этого мифа.

4) Язык науки: так как наука это результат духовного производства, а их необходимо объективировать и показать. Наука требует средств экспликации, наука должна иметь свой язык.

Языки бывают: Естественные – языки на которых думают и говорят все науки, но внауке он уже утяжеляет выразительную сторону науки. Существует полистиличность языка: переизбыточность языка (большое количество слов), интонация. Искусственные – которые используются в науке но не используются и не развиты в обыденной речи. (математика, химия, программы)

Микшированный вариант. 5) Необходимость удостоверять полученные знания на истинность (стремление к истине как основополагающее) – существование стандарта.

Способы: до середины 20 века философы обнаруживали, что существует 2 способа – 1) эмпирической верификации - способ удостоверения в индуктивных науках (о природе), проверка эксперимента как разновидности научной практики. Любые результаты имеют право на существование, когда удовлетворяют эксперименту, практически. 2) логического обоснования – применяется в науках дедуктивных (математика итд.), доказательство как самая демонстративная форма обоснования. Используется и в естественных науках, когда по целому ряду причин невозможно обратится к физическому базису.

В середине 20 века был сформулирован ещё один принцип – пр-п фальсификации – опровержения.

Класс фальсификаторов в том числе потенциальных для любой научной теории не должен быть пустым дабы знание претендовало на научность.Фальсификатор – предмет науки, который она не может объяснить.Если наука не имеет хоть 1 фальсификатора, знание не может претендовать на научность и истинность.

Опровержение следствий позволяет вырезать ложные гипотезы.С точки зрения Поппера этот момент безупречен.

Возможно ли знание ист.Без фальсификации, т.е.наука движение от того, что мы занем, к тому что мы не знаем. (религия ненаучна, так как пытается объяснить всё)

Этический вопрос раскрывает этот метод – отведение ученых от нарциссизма, так как далеко не5 всё ещё открыто.

НО фальсификация может быть преувеличена и тогда она превращается в свою противоположность.В современности можно говорить, что лишь в единстве 3х знаний можно претендовать на научность.

6) Открытость научного дискурса.

Открытость науки как системы – наука всегда инновация как предметная так и универсальная.

Открытость метода науки не только способность к наращиванию, но и постоянная предъявл.научной деятельности со стороны коллег и человека.

Метод науки д.б.прозрачен в рефлексивной действительности и нигде не д.б завуалирован в молчании. Ех: ответ без решения, не показывающий метод, плох.

Необходимо демонстрировать метод.Мы не можем ссылаться на вещие сны, интуицию и божественное проведение.Наука всегда требует обоснование научного метода.

7) Призумция научной доказуемости: в науке всякое новое необъяснимое и невысказанное всегда удостоверяется с помощью известного и высказанного. Неизвестное постигается через известное.Всегда должно быть научное обоснование.

8) Необходимость выражения своих способов и результатов общезначимым способом в общезначимых формах.

-отчцуждение от носителя - трансляция по широкому кругу знаний - принимается всеми нормально

Наука не имеет права быть результатом неотчуждаемого индивидуально-духовного опыта субъекта. Ех: мистик сам западает в какое-то состояние и остальным предлагает проверить – ученый этого не примет.

9) Принцип универсальности – наука стремится смоделировать выводы по принципу «везде и всегда»

10) Специфика её методов и форм: гипотеза, теория, закон и т.д.

11) Системность ищложения: логическая непротиворечивасть, ясность. Они последние так как свойственный не только науке, но и богословию и философии.

В итоге мы убеждаемся, что наука - специфическая отрасль познания мира, нацеленная на отражение объективной стороны этого мира посредством системы законов, принципов и категорий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: