Глухие дети быстрее и больше утомляются, т.к. основная нагрузка по переработке инфор-мации ложится на зрительный анализатор. У них отмечаются трудности переключения внимания, требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению ско-рости деятельности, увеличению числа ошибок.
Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у слышащих сверстников зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала.
В процессе школьного обучения произвольное внимание развивается, формируются его основные свойства. Наибольший темп развития – в подростковом возрасте.
Память Образная память характеризуется осмысленностью. Глухие дети отмечают в окружающих предметах яркие контрастные признаки, в ущерб главным, но менее заметным. Это влияет на эффективность их образной памяти.
При непроизвольном запоминании наглядного материала по всем показателям развития образной памяти отстают от слышащих сверстников:
В дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов; в начале млад-шего школьного – имеют неточные образы памяти, путают места расположения предме-тов сходных по изображению или реальному функциональному назначению, запоминают неточно, смешивают образы.
|
|
В их памяти образы предметов в меньшей степени организованы системно. Глухие дети реже пользуются приемами опосредованного запоминания. Им трудно воссоздать образ фигуры мысленно, оперировать образами.
У детей изменение образов совершается в 2 направлениях:
• или теряется своеобразие запомнившегося объекта
• или оно наоборот усиливается
При отсроченном воспроизведении у глухих детей наблюдается тенденция взаимоуподобления сходных объектов.
В процессе развития образы памяти совершенствуются. У детей необходимо совершенст-вовать познавательную деятельнсть, развивать речь, формировать мыслительные опера-ции, учить использовать различные средства для запоминания.
Словесная память
На успешность запоминания слов глухими детьми оказывает влияние то, к какой грамма-тической категории относятся слова. Глухие прежде всего овладевают существительными, имеющими прямую предметную отнесенность. Представления о других грамматических категориях формируются хуже.
Трудности в запоминании слов связаны с особенностями овладения ими словесной речью.
1. во время обучения речи, слово воспринимается не как смысловая единица, а как после-довательность элементов на фиксацию которых затрагиваются значительные усилия
Искажения буквенного состава, пропуски и перестановки.
2. не достигается необходимая дифференцированность значений слов относящихся к од-ной ситуации.
3. реже используются приемы опосредованного запоминания, такие как группировка слов по смыслу.
Глухие школьники не могут предать содержание текста своими словами, поэтому стре-мятся к дословному его воспроизведению. Не могут вырвать слово из определенной груп-пы слов и использовать его в соответствии с его значениями в других сочетаниях.
В ходе развития речи в процессе игровой и учебной деятельности память совершенствуется.