Наглядно-действенное мышление
Наглядно-действенное мышление обязательно включает в себя внешнее действие с пред-метом, при этом ребенок использует различные предметы в качестве средств для дости-жения цели. Роль речи в данном виде мышления мала. У глухого ребенка, так же как у слышащего, при решении практических задач возникает необходимость перенести прин-цип решения из одной ситуации в другую, что приводит к формированию соответствую-щих наглядно-действенных обобщений (А.В. Запорожец).
Доречевое мышление - инертное, лишенное подвижности. Осмыслив вещь с определенной стороны, ребенок с большим трудом от этого отказывается, если только внешняя обстановка не приходит к нему на помощь. Доречевые обобщения служат предпосылкой для овладения жестовой или словесной речью.
Обучение глухого ребенка речи предусматривает предварительное знакомство с предмет-ным содержанием речи. Такое знакомство может произойти только на основе специфиче-ского для ребенка практического опыта и сенсорного воспитания.
|
|
Практический опыт ребенка включает знакомство с предметами, соотношение действий с их результатами, начало установления причинно-следственных связей между действиями, осуществляемыми с помощью орудия и перемещения предмета, т.о. дети познают лишь предметные отношения и связи, ведущие адекватному способу деятельности. Усвоение ребенком с помощью взрослого общественно выработанные способы употребления предметов – это первые знания ребенка. Глухие дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи в более старшем возрасте, чем слышащие. Для 9-10-летних глухих детей характерно использование более элементарных способов действия.