У глухих восприятие, узнавание протекает медленно, требуется больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета. Еще большие трудности возникают при необходимости узнавания знаковых предметов – геометрических фигур, разрознен-ных элементов, повернутых на 180. Это связано с менее подробным анализом и синтезом предметов в прошлом опыте, с замедленным формированием у глухих детей произволь-ных процессов восприятия.
Глухие дошкольники могут различать предметы по форме (формируется осмысленность – компенсаторный механизм), складывать разрезанную картинку из 2-5 частей (появляется целостный образ предметов, анализ и синтез).
Умение узнавать предмет по контуру формируется постепенно, т.к. требует определенно-го уровня развития анализа и абстракции (в 14-15 лет достигает уровня слышащих сверст-ников).
При восприятии изображений дети испытывают затруднения в понимании пространственно-временных отношений между изображенными предметами, возникают трудности в восприятии предметов в движении, в необходимом ракурсе.
|
|
Для ребенка с нарушенным слухом зрительное восприятие – это главный источник пред-ставлений об окружающем мире, а также канал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми.
Двигательные ощущения
70 % детей позже срока начинают держать головку, позднее сидеть, стоять и ходить.
Отмечаются: неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамического равновесия, недостаточность координации, неуверенность движений, низкий уровень пространственной ориентировки, замедлена скорость выполнения движений
У большинства детей – отставание в мелкой моторике, в движениях артикуляционного аппарата.
У детей компенсация слуха может проходить за счет увеличения роли зрительного, так-тильно-вибрационного и двигательного восприятия. Для ее достижения следует развивать у детей двигательные контроль за качеством своих движений. Двигательные ощущения большую роль играют для овладения глухими устной речью – помогают осуществить контроль за произношением.