Классификация поведенческих отклонений

Социологическая:

1. в зависимости от масштаба: массовые, индивидуальные;

2. по значению последствий;

3. по субъекту: отклонение конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп;

4. по объекту: экономические, бытовые, имущественные;

5. по длительности: единовременные, длительные;

6. по типу нарушаемой нормы: пьянство, наркомания, преступность, самоубийство, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

Психологическая:

Критерии: вид нарушаемой нормы, цели поведения и его мотивация, результаты и ущерб причиненный, индивидуально-стилевые характеристики.

Три основные группы отклоняющегося поведения:

1. антисоциальное поведение (делинквентное) – поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Все действия запрещенные законом.

2. асоциальное поведение (аморальное) – поведение уклоняющееся от выполнения морально-нарвственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться как агрессивное поведение, азартные игры, бродяжничество, иждивенчество, сексуальные девиации.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, т.к. оно более других находится под влиянием культуры и времени.

3.аутодеструктивное (саморазрушающее) – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Формы:

· суицидальное поведение

· пищевые зависимости

· химические зависимости

· фанатичное поведение

· аутичное поведение

· виктимное поведение (поведение жертвы)

· деятельность с риском для жизни

Спецификой аутодеструктивного поведения является его оппосредованость групповыми ценностями.

Медицинская:

Международная классификация болезней (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

· психические и поведенческие расстройства вследствие употребления псиоактивных веществ (алкоголя, кокаина, стимуляторов, галлюциогенов, табака и т.д);

· поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими (расстройства приема пищи; расстройство сна; половая дисфункция; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость и др.);

· расстройство привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; пиромания; клептомания; выдергивание волос-трихотиломания и др.);

· расстройства сексуального предпочтения

МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:

Причины отклоняющегося поведения Выделяется группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:внешние условия физической среды,внешние социальные условия,внутренние наследственно-биологичесике и конституциональные предпосылки,внутриличностные причины и механизмы

К внешним физическим условиям девиантного поведения относятся факторы: климатические, географические, экологические.

Внешние социальные условия:общественные процессы (социально-экономические ситуации, государственная политика, традиции, мода, СМИ).характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе).микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личные характеристики родителей, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).биологические предпосулки поведенческих девиации:наследственно-генетические особенности,врожденные свойства индивида,импринтинг

№54 Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство (посттравматический стрессовый синдром) – психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей (в МКБ-10 оно входит в раздел «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»; рубрики F40 - F48).

Причины:

· Климатические и сейсмические массивные бедствия (ураганы, смерчи, землетрясения и др.)

· Несчастные случаи на транспорте и в промышленности (взрывы, пожары, катастрофы)

· Умышленные бедствия (террористические акты, мятежи, социальные волнения, воины)

· Ситуации, имеющие значение для отдельного человека (акты агрессии).

ПТСР: в популяции для мужчин 0.5 %, для женщин – 1.2%. ПТСР может развиваться у 50-80 % людей, испытавших такое воздействие.

Клиническая картина
Согласно МКБ-10, посттравматическое стрессовое расстройство «возникает как отставленная и затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которая в принципе может вызвать общий дистресс почти у каждого человека».

Признаки ПТСР:

1. имеет отчетливо психогенную природу расстройства;

2. тяжесть психогении выходит за рамки обычного человеческого опыта, то есть имеет исключительная выраженность своего патогенного воздействии;

3. имеет латентный период, а также отличается пролонгированным воздействием и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.

Обязательные критерии ПТСР:

1. очевидная связь возникновения болезни с тяжелым стрессогенным событием (при этом есть ссылка на то, что расстройство может быть отдаленным от события на несколько недель или месяцев, однако не более чем на полгода);

2. повторяющиеся эпизоды воспоминаний о событии;

3. ночные кошмары;

4. отчуждение;

5. «эмоциональная оцепенелость;

6. ангедония (неспособность переживать наслаждение; полное отсутствие интереса к удовольствиям жизни)

При описании клинической картины посттравматического стрессового расстройства подчеркивается, что у больных отмечаются хроническое чувство отчуждения от других людей, отсутствие реакции на окружающее, ангедония, повышенная вегетативная возбудимость, бессонница. Эмоциональность больных характеризуется притупленностью, «оцепенелостью». Они страдают навязчивыми воспоминаниями о психотравмирующей ситуации, в том числе в форме ночных кошмаров. Все многочисленные проявления навязчивостей можно свести к двум видам навязчивостей (и они могут сочетаться) – это «навязчивость прошлого» и «навязчивость будущего», т.е. не вполне осознаваемое, часто беспричинное предвиденье психотравмирующих событий аналогичных тем, что были. Больные боятся и избегают всего, что напоминает о пережитой ими психической травме. В подобных ситуациях у них могут возникать острые вспышки страха, паники или агрессии. Указывается также частота симптомов тревоги и депрессии. Как «осложняющий фактор» рассматривается избыточное употребление алкоголя или наркотиков. Следует помнить, что реальная клиническая картина посттравматического стрессового расстройства, естественно, может быть значительно богаче.

Типы ПТСР (по МКБ-10):

1.тревожный тип - отличается частыми возникновениями немотивированной тревоги, не только осознаваемой, но и ощущаемой телесно; из-за этого возникают частые смены настроения, нарушен сон: кошмары, бессонница; такие люди стремятся к общению и это облегчает их болезненно-тревожное состояние;

2.астенический тип - характеризуется вялостью, слабостью, апатичностью, навязчивым равнодушием к своей жизни и проблемам окружающих людей; собственная несостоятельность мучает, и это еще больше угнетает; сон нарушен иначе, чем при тревожном типе посттравматического стрессового расстройства: надолго возникает мучительная дремота, иногда весь день трудно подняться с постели; больные этого типа согласны лечиться, откликаются на помощь друзей и близких;

3.дисфорический тип – пациентам свойственна постоянная раздражительность, агрессивное недовольство и мрачное настроение; они обидчивы, бывают активно мстительны, драчливы, потом могут сожалеть о своей несдержанности или, напротив, испытывать недолгое удовлетворение; за помощью не обращаются, избегают ее; их начинают лечить после того как становится ясно, что протестная агрессивность таких людей неадекватна реальности;

4.соматоформный тип - возникают массивные болезненные ощущения внутри тела: в области сердца, в желудочно-кишечном тракте, в голове; эти болезненные симптомы появляются как правило спустя 6 месяцев после психотравмирующего события, т.е. это отставленный вариант посттравматического стрессового расстройства; ипохондрическая фиксация на этих симптомах и тревожное ожидание их усиления заставляет больных обращаться к врачам, если у них не сформированы комплексы неверия в медицину и своей обреченности.

№55 Теоретические основы психологии детей со сложными недостатками развития

Психология лиц со СНР – сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего 2 и более нарушений.Самые большие исследования в этой области имеет наука об особенностях развития слепоглухонемых.

Предмет: изучение своеобразия психического развития людей со СНР и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.

Задачи:

1. описание общих и специальных закономерностей развития.

2. психологическое обоснование и содержание методов обучения и воспитания.

3. изучение особенностей социально-психологической адаптации группы людей в обществе.

Любая группа детей со СНР неоднородна по составу. Внутри каждого вида нарушений развития принято выделять подгруппы детей в зависимости от выраженности нарушения и его характеристики.

Часть детей имеет осложненный, а часть – сложный вид нарушений.

Сложными нарушениями принято называть наличие 2 или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка.

Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта связаны с повреждением различных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и дЦП, глухота и ДЦП, разные виды одновременного нарушения зрения и слуха, слепота и системные нарушения речи.

Такие достаточно сложные выраженные нарушения развития должны диагностироваться у детей как можно в более раннем возрасте.

Одновременно поражение нескольких функций внутри 1 системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора можно назвать осложнением дефекта.

Причины СНР

Для ранней диагностики СНР очень важно знать о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма.

Когда имеется дело с 1 первичным дефектом развития, то рассматривается вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения.

СНР может быть вызвано одной или несколькими причинами развития, одинаковыми или разными по происхождению.

Варианты этиологии СНР:

1. один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение.

2. оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга.

3. каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо.

4. оба нарушения представляют собой разные проявления одного и и того же наследственного синдрома.

5. оба дефекта возникли в результате действий одного и того же экзогенного фактора.

Разделение детей по СНР по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к будущему улучшению, но и к ухудшению, или появлению новых проявлению других нарушений.

Последовательность возникновения дефекта

В случаях со СНР принято выделять детей с одновременно или разновременно наступившими нарушениями. Это могут быть выраженные нарушения зрения и слуха, одновременно, насупившие после перенесенного заболевания в определенном возрасте. Или это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения. Такой подход к классификации СН у детей дошкольного возраста помогает понять неоднозначность течения многих видев сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории НР в другую.

Учет времени возникновения нарушения особенно важен для детей с сенсорными нарушениями: для оглохших детей является важным степень сформированности их реи по времени заболевания, для ослепших – это запас зрительных впечатлений на которые можно опереться при ориентировке в окружающем.

По времени наступления СН можно разделить на следующие группы:

1. с врожденным или ранним сложным дефектом.

2. со СН проявившимися или приобретенными в младшем или старшем дошкольном возрасте

3. с нарушениями, приобретенными в подростковом возрасте

4. с нарушениями, приобретенными в зрелом возрасте

5. с нарушениями, наступившими в старшем возрасте.

Врожденное или очень рано приобретенное СН чрезвычайно сложно осложняют процесс развития ребенка и требует самого пристального внимания со стороны специалистов разного профиля в течении всей его жизни.

№56. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: