Направления государственной информационной политики

Направление государственной информационной политики представляет собой область деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению одной или нескольких задач данной политики.

Эта область характеризуется:

объектом деятельности, то есть совокупностью относительно однородных общественных отношений, на которые направлено воздействие со стороны государства;

предметом государственной деятельности[84];

выбранным методом (методами)[85] государственного воздействия на общественные отношения.

Направления государственной информационной политики характеризуют предметную область деятельности государства по реализации политики и в существенной степени зависят от социально-политической ситуации, сложившейся в обществе. В связи с этим их анализ удобно осуществлять на примере конкретного государства и применительно к конкретному историческому периоду его развития. В данной работе в качестве такого государства выбрана Российская Федерация.

На настоящем этапе развития России могут быть выделены следующие основные направления ее государственной информационной политики:

содействие формированию ценностных ориентиров общественного развития;

информационное обеспечение государственной политики;

информационное противоборство с субъектами политики зарубежных стран, экстремистскими и террористическими организациями.

При анализе этих направлений автор исходил из того, что государственная информационная политика России находится в стадии формирования и ее единая концепция в политических документах руководителей России не представлена. По этой причине характеристика многих аспектов направлений государственной информационной политики носит в определенной степени гипотетический характер.

2.4.1. Содействие формированию ценностных ориентиров общественного развития. Данное направление представляет собой область деятельности государственных органов и должностных лиц, связанную с созданием политических, правовых, организационных и иных условий, необходимых для развития политического сознания общества.

Объектомдеятельности государства в данном направлении являютсяобщественные отношения, связанные с формированием политического сознания, и прежде всего, с образованием и воспитанием подрастающего поколения и просвещением населения.

Объектом этих отношений являются культурные (духовные) ценности.

Культурные (духовные) ценности представляют собой те представления о явлениях (сторонах или свойствах явлений) природы и общества, образы и связанные с ними ощущения, которые «полезны, нужны людям исторически определенного общества в качестве действительности, цели или идеала»[86]. Они составляют сущностную часть духовной жизни человека как существа социального.

Ценностное восприятие действительности оказывается содержательным в социальном смысле в силу того, что объекты и явления (в том числе личностные ощущения и восприятия индивидов), составляющие эту действительность, представляют интерес для других людей, определенных социальных групп или общества в целом. Содержание этого интереса заключается в поддержании особой концентрации чувств и мыслей, возникающих в связи с восприятием объектов и явлений действительности и воплощающихся в образцах нравственности: прекрасного, истинного, доброго, благородного. Если интерес, по определению Гегеля, представляет собой утверждение единичного во всяком всеобщем деле, то ценность оказывается утверждением всеобщности в мире единичного бытия. Известно, что интересы личности являются основанием для индивидуальной мотивации.

Потребность в совместном удовлетворении культурных (духовных) интересов, служащих в качестве «цели или идеала» больших групп людей, является одной из основ их единения в социальную общность, а содержание этих культурных ценностей – признаком, отличающим ее от других общностей и превращающих ее при определенных условиях в нацию.

Предмет рассматриваемых общественных отношений составляют воспитание у подрастающего поколения необходимых для реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, культурных (духовных) ценностей и приобщение к этим ценностям посредством просвещения всего общества.

Отличительной особенностью воспитания как метода воздействия на политическое сознание подрастающего поколения является использование специальных воспитательных технологий, основанных на индивидуальной работе с каждым подростком и молодым человеком. Эти технологии позволяют воспитать у подрастающего поколения ощущение особой ценности предлагаемых образцов поведения, традиций, обычаев, символов, объектов материального мира для достижения общественного блага. В результате воспитания сохранность культурных (духовных) ценностей и уважительное отношение к ним становятся потребностью человека, в определенной степени обусловливающей его интересы и мотивы поведения.

В свою очередь отличительной особенностью просвещения как метода воздействия на политическое сознание общества является использование специальных технологий работы с определенными социальными группами или населением в целом. Эти технологии направлены на стимулирование интереса граждан к пропагандируемым культурным (духовным) ценностям, на самостоятельное придание им ценностей индивидуального сознания. С этой точки зрения просвещение может рассматриваться как разновидность социальной рекламы.

Субъектами отношений в данной области являются, прежде всего, граждане, образовательные учреждения и учреждения культуры, организации гражданского общества, средства массовой информации и коммуникации, издательства, организации, оказывающие услуги по распространению продукции средств массовой информации и издательств, организации, оказывающие услуги в области связи, органы государственной власти и некоторые другие.

Предмет государственной деятельности характеризуется совокупностью целей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления воздействий со стороны государства на общественные отношения, составляющие объект государственной деятельности. Применительно к рассматриваемому направлению государственной информационной политики предмет воздействия заключается в сохранении культурных (духовных) ценностей российского народа, обеспечивающих существенное повышение бытовой культуры и патриотизма российских граждан и создающих условия для успешной реализации политических установок Президента Российской Федерации, выполнения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[87], а также в укреплении духовного единства народа.

К числу таких культурных (духовных) ценностей, судя по политическим программам президентов Российской Федерации Д.А.Медведева и В.В.Путина, представленным обществу в рамках их ежегодных посланий Федеральному Собранию Российской Федерации[88] в период с 2000 по 2009 гг., на настоящем этапе развития российского общества, относятся:

социальная справедливость, предполагающая широкие и равные возможности граждан по реализации их интересов в области развития, достижения успеха и лучшей жизни;

зависимость достатка каждого от его труда и способностей, квалификации и затраченных усилий;

свобода предпринимательства и приложения капиталов;

незыблемость права частной собственности;

государственная самостоятельность и суверенитет России;

забота о правах российских соотечественников за рубежом;

партнерство со всеми странами в решении глобальных проблем, объединение усилий в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, трансграничная преступность и наркоторговля;

здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом.

Сохранение данных культурных ценностей и укрепление духовного единства российского народа являются одним из стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации на длительную перспективу, ключевым условием обеспечения ее конкурентоспособности в современном мире.

Конкретное содержание предмета государственного воздействия определяется принятой стратегией решения соответствующей политической задачи (задач). Оно может заключаться в следующем:

содействие повышению качества гуманитарного, и, прежде всего, исторического, образования и воспитательной работы в образовательных учреждениях высшей и средней школы;

стимулирование активного участия организаций гражданского общества в просветительской деятельности в области культурных (духовных) ценностей российского народа, в том числе на основе развития системы государственного заказа на подготовку и реализацию проектов в этой области.

Методы государственного воздействия на рассматриваемую группу общественных отношений могут включать следующие.

Содействие повышению качества гуманитарного, и, прежде всего, исторического, образования и воспитательной работы в образовательных учреждениях высшей и средней школы может быть обеспечено посредством:

формирования государственных требований к методической и учебной литературе гуманитарной направленности;

развития системы соответствующей переподготовки преподавательских кадров;

совершенствования системы государственной аттестации выпускников образовательных учреждений высшей и средней школы по гуманитарным дисциплинам;

содействия привлечению учреждений культуры, использованию культурного наследия, в том числе памятников воинской славы, для осуществления воспитательной работы.

Стимулирование активного участия организаций гражданского общества в просветительской деятельности в области культурных (духовных) ценностей российского народа может быть обеспечено посредством:

развития системы государственного заказа на подготовку и реализацию просветительских проектов в области пропаганды культурных ценностей российского народа, включая подготовку и распространение продукции средств массовой информации и коммуникации, произведений литературы и искусства, содействующих привлечению внимания граждан и укоренению в в их образе жизни данных культурных ценностей;

морального и материального поощрения деятельности граждан, организаций гражданского общества и политических организаций, добивающихся существенных результатов в области сохранения культурных (духовных) ценностей российского общества, в воспитании подрастающего поколения и просветительской деятельности;

стимулирования участия в просветительской деятельности коммерческих организаций на основе государственно-частного партнерства;

материальной и моральной поддержки деятельности объектов культуры – библиотек, музеев, театров, кинотеатров, культурно-просветительских учреждений по пропаганде культурных (духовных) ценностей.

Важными факторами успешности выполнения задач государственной политики в области формирования системы ценностных ориентиров общественного развития, как показывает опыт других государств, являются

учет национального менталитета народа (тех культурных ценностей, которые отличают данную нацию от других национальных образований и являются духовной основой ее существования);

закрепление ценностных ориентиров развития в идеологии субъекта, обладающего публичной властью;

харизматичность[89] личности руководителя политической партии, олицетворяющего реформы в области ценностных ориентиров развития общества.

2.4.2. Информационное обеспечение государственной политики. Данное направление представляет собой область деятельности государственных органов и должностных лиц, связанную с созданием в информационной сфере условий для успешной реализации мероприятий государственной политики.

В данном направлении государственной информационной политики выделяется две относительно самостоятельные составляющие:

формирование и поддержание позитивного политического имиджа России;

обеспечение общественной поддержки мероприятий государственной политики.

2.4.2.1. Объектом деятельности государства в аспекте формирования и поддержания позитивного политического имиджа России являются общественные отношения, связанные с формированием представлений о государстве и его политических руководителях в национальном политическом сознании и политическом сознании международного сообщества.

Объектом этих общественных отношений является политический имидж государства.

Политический имидж государства имеет сложную структуру, включающую субъект имиджа, объект имиджа и формы проявления.

Различаются два основных субъекта имиджа государства – национальное общество (внутренний имидж) и общества зарубежных государств и международное сообщество в целом (внешний, международный имидж)[90].

Внутренний имидж государства образуется на основе тех представлений, которые возникают, прежде всего, в результате изучения истории в образовательных учреждениях высшей и средней школы. Эти представления включают в себя также укоренившиеся в политическом сознании мифы о предназначении государства, его роли и месте в обществе, о действиях лидеров и других представителей государства в переломные моменты национальной истории, приведших к коренному изменению направлений развития общества, к улучшению или ухудшению качества жизни народа (граждан), а также мифы о влиянии других государств на развитие национального государства.

Другим важным фактором формирования имиджа является общественное мнение о государстве, которое формируется в процессе борьбы между субъектами политики, пропагандирующими в средствах массовой информации и коммуникации свои представления

о государстве как механизме управления общественной жизнью;

о влиянии его деятельности на общественное развитие и процветание; на качество жизни народа, на обеспечение защищенности от внешних угроз;

о соответствии государства, функционирующего под руководством субъекта, обладающего публичной властью, этим представлениям.

Данная составляющая имиджа проявляется

в форме доверия со стороны наиболее влиятельных политических сил национального общества к лидерам государства и его органам;

в степени участия граждан в реализации государственной политики;

в уважении гражданами основных государственных символов (флага, гимна), национальных обычаев и традиций.

Как справедливо отметил Э.А.Галумов, от этой составляющей имиджа государства зависит уровень патриотизма граждан, любви и уважения к своей стране[91].

Внешний имидж государства образуется доминирующими в обществах зарубежных стран представлениями

об истории развития отношений с данным государством;

об имевших место в межгосударственных отношениях кризисах;

о методах их разрешения и последствиях;

о совместных действиях по решению сложных проблем международного характера;

о соответствии современной деятельности государства сложившимся в этих обществах представлениям о дружественной политике зарубежного государства вообще и данного государства, в частности.

Представления, образующие внешний имидж, формируются, прежде всего, социально активными силами обществ зарубежных государств, пропагандирующими свое мнение о рассматриваемом государстве, о его влиянии на развитие их обществ, на их защищенность от внешних угроз. Важную роль в формировании внешнего имиджа играют

содержание гуманитарных (исторических, социальных) знаний, преподаваемых в образовательных учреждениях зарубежных государств и привносящих в индивидуальное сознание подрастающего поколения эмоциональные национально-субъективные оценки истории межгосударственного взаимодействия;

ознакомление с продукцией национальных средств массовой информации и коммуникации, личные впечатления от общения с гражданами в процессе туристических поездок, совместного ведения бизнеса, осуществления межгосударственных, в том числе культурно-просветительских мероприятий.

Вследствие этого, мнение специалистов о том, что внутренняя и внешняя составляющие политического имиджа государства являются взаимозависимыми[92], представляется справедливым.

Внешний имидж государства в зарубежных странах проявляется в форме уважении гражданами этих стран его символов (флага, гимна, национальных духовных ценностей), политических лидеров, в доверии к его политике, в отсутствии политических препятствий к развитию взаимовыгодного экономического, военно-политического и культурного сотрудничества.

Основными объектами политического имиджа государства являются представления о государственной политике в некоторых, наиболее «чувствительных» областях жизни национального общества и ее результативности.

К числу таких «чувствительных» областей жизни национального общества относятся экономическое развитие общества, социально-экономическое положение граждан, объем и качество государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина, развитие культуры и культурная деятельность, международное сотрудничество, обороноспособность, экология, здравоохранение и некоторые другие.

В зависимости от длительности сохранения в составе политического имиджа государства выделяются:

консервативная составляющая, определяемая историческими аспектами развития государства, эмоциональным восприятием исторических событий национального общества и обществ зарубежных стран, их духовных ценностей, их государственных символов (политическое сознание),

динамичная составляющая, отражающая базирующееся на политическом сознании эмоциональное восприятие государства через призму восприятия мероприятий его политики, личностных и деловых качеств его политических лидеров (общественное мнение).

Предметом общественных отношений, связанных с формированием представлений о государстве и его политических руководителях, являются преподавание гуманитарных (прежде всего, исторических и социальных) знаний и литературы в образовательных учреждениях внутри страны и за рубежом, просвещение по вопросам, относящимся к национальной истории и истории зарубежных стран, распространение продукции средств массовой информации и коммуникации, политические дискуссии в национальном обществе совместно с представителями международного сообщества, международный информационный и культурный обмен.

Субъектом данных отношений являются граждане, национальные и зарубежные организации гражданского общества, образовательные учреждения, средства массовой информации и коммуникации, культурно-просветительские организации, международные организации, органы исполнительной власти.

Предметом государственного воздействия в рассматриваемой области является формирование позитивного политического имиджа государства и его политических руководителей.

Конкретное содержание предмета государственного воздействия в рассматриваемом направлении может заключаться в следующем:

содействие формированию в обществе уважительной точки зрения на отечественную историю, на экономические, политические и нравственные проблемы, которые решали субъекты, обладавшие публичной властью, на различных этапах исторического развития страны;

содействие расширению международного взаимодействия по вопросам исторического и социального развития общества и его взаимодействия с другими обществами;

активизация просветительной работы по вопросам отечественной и международной истории как в национальном обществе, так и за рубежом.

Методы государственного воздействия на рассматриваемую группу общественных отношений могут включать следующие.

Содействие формированию в обществе уважительной точки зрения на отечественную историю, на экономические, политические и нравственные проблемы, которые решали субъекты, обладавшие публичной властью, на различных этапах исторического развития страны может быть обеспечено посредством:

развития системы государственного заказа на подготовку и распространение учебной и методической литературы по вопросам гуманитарных знаний для высшей и средней школы, создания произведений искусства, прославляющих подвиги предков по защите отечества от военной угрозы, по освоению и сохранению природных богатств страны, повышению качества жизни населения, развитию науки и образования, здравоохранения и т.п.;

материальной и моральной поддержки деятельности организаций гражданского общества и граждан по пропаганде в национальном обществе и за рубежом исторических знаний, по сохранению культурного и духовного наследия, укреплению материальной базы и улучшению условий работы учреждений культуры, поддержанию и расширению их культурной деятельности;

повышения требований к качеству гуманитарного знания, отражаемого в учебно-методических материалах организаций высшей и средней школы;

содействия повышению качества гуманитарного, и, прежде всего, исторического, образования и воспитательной работы в высшей и средней школе;

подготовки и распространения в национальных и зарубежных средствах массовой информации и коммуникации материалов, раскрывающих позитивные личностные качества политических лидеров, их участие в жизни общества, роль и вклад в разрешение сложных проблем национального и международного масштаба, позитивные стороны личной и семейной жизни.

Содействие расширению международного взаимодействия по вопросам исторического и социального развития общества и его взаимодействия с другими обществами может быть обеспечено посредством:

развития международного сотрудничества государств в гуманитарной сфере, в том числе расширения участия российских специалистов в деятельности профильных международных организаций;

материального и морального поощрения организаций гражданского общества, участвующих в международном сотрудничестве по выделенным вопросам;

расширения международного культурного обмена и обмена преподавателями по вопросам гуманитарных знаний.

Активизация просветительной работы по вопросам отечественной и международной истории как в национальном обществе, так и за рубежом может быть обеспечено посредством:

развития системы государственного заказа на реализацию просветительских проектов, связанных с познанием и пропагандой отечественной истории и истории зарубежных стран, на распространение соответствующих теле- и радиопрограмм по каналам национального вещания и международного информационного обмена;

стимулирования активного участия организаций гражданского общества в просветительской деятельности в области культурных (духовных) ценностей российского народа.

2.4.2.2. Объектом деятельности государства в аспекте обеспечения общественной поддержки мероприятий государственной политики являются общественные отношения, связанные с подготовкой и распространением государственными органами и должностными лицами официальных и иных материалов по вопросам реализации ими политики государства в области компетенции, с их взаимодействием со средствами массовой информации и коммуникации, с организациями гражданского общества.

Объектом этих отношений является массовая социально-политическая информация, включающая сведения о целях и задачах осуществляемых мероприятий, о тех выгодах для национального общества и обществ заинтересованных зарубежных государств, которые могут быть получены в результате реализации мероприятий, о преимуществах перед аналогичными мероприятиями, осуществляемыми другими государствами, о соответствии этих мероприятий национальным интересам всех заинтересованных государств и т.п.

Предметом данных отношений является деятельность средств массовой информации и коммуникации по доведению соответствующей информации до организаций и лиц, оказывающих существенное влияние на процессы реализации государственной политики как внутри страны, так и за рубежом.

Субъектами отношений, связанных с подготовкой и распространением информации о мероприятиях государственной политики, являются уполномоченные должностные лица и структурные подразделения государственных органов, национальные и зарубежные средства массовой информации и коммуникации, организации гражданского общества и, в частности, экспертного сообщества, граждане и представители бизнеса.

Предметом государственной деятельности в рассматриваемом направлении является формирование позитивного общественного мнения внутри страны и за рубежом по наиболее важным аспектам государственной политики, содействие участию граждан в реализации мероприятий этой политики.

Конкретное содержание предмета государственного воздействия в рассматриваемом направлении может заключаться в следующем:

реализация активной информационно-пропагандистской политики государства как внутри страны, так и за рубежом;

стимулирование участия организаций гражданского общества и граждан в общественном обсуждении мероприятий государственной политики, в том числе за рубежом.

Методы государственного воздействия на рассматриваемую группу общественных отношений могут включать следующие.

Реализация активной информационно-пропагандистской политики государства как внутри страны, так и за рубежом может быть обеспечена посредством:

нормативного закрепления соответствующего правового статуса государственных органов и должностных лиц в области информирования общественности об основных мероприятиях государственной политики;

координации и согласования деятельности зарубежных представительств государства по доведению соответствующей информации до зарубежной общественности;

установления доверительных отношений с представителями национальных и зарубежных средств массовой информации и коммуникации;

создание соответствующих корреспондентских сетей государственных средств массовой информации и коммуникации, увеличения объемов их вещания на иностранных языках;

установления и поддержания доверительных отношений с представителями диаспор соотечественников в зарубежных странах.

Стимулирование участия организаций гражданского общества и граждан в общественном обсуждении мероприятий государственной политики, в том числе за рубежом может быть обеспечено посредством:

морального и материального поощрения подобной деятельности наиболее авторитетных представителей национального экспертного сообщества, общественных организаций, а также выбора информационных поводов для таких дискуссий;

оказания помощи организациям гражданского общества в доступе к необходимым информационным ресурсам.

2.4.3. Политическое информационное противоборство. Данное направление представляет собой область деятельности государственных органов, связанную с нейтрализацией или снижением опасности угроз распространения вредоносных идеологий и религиозных учений, а также дезинформации национальной и международной общественности по вопросам реализации государственной политики.

Соответственно, объектом деятельности государствав рассматриваемом направлении являются две группы общественных отношений, связанные с осуществлением деятельности по[93]:

распространению вредоносных идеологий и религиозных учений;

дезинформации национальной и международной общественности по вопросам государственной политики.

Объектом первой группы отношений являются вредоносные идеологии и религиозные учения. К числу таких идеологий и религиозных учений относятся те, следование положениям которых приводит (может привести) к возникновению вражды и ненависти между различными социальными группами и слоями общества, последователями различных религиозных конфессий, возрастанию социальной напряженности в обществе, а также те, положения которых составляют основу для духовного раскола общества, способствуют возникновению мотивационной основы для совершения массовых противоправных действий, осуществления экстремистской деятельности, нелегитимного насилия в отношении граждан, организаций гражданского общества, других социальных образований и общества в целом.

Социальная опасность распространения вредоносных, социально опасных идеологий и религиозных учений заключается в создании факторов и условий для

нарушения прав и свобод человека и гражданина;

использования нелегитимных методов и способов борьбы за овладение публичной властью;

разрушения системы государственного управления.

Предметом рассматриваемых отношений являются распространение вредоносных идеологий и религиозных учений, пропаганда их положений, придание им особой ценности в политическом сознании значительных масс населения, агитация граждан за осуществление противоправных действий на основе этих идеологий и учений.

Объектом второй группы отношений является заведомо ложная информация, вводящая национальную и международную общественность в заблуждение (дезинформирующая[94]) по вопросам государственной политики. К информации такого рода относятся заведомо ложные сведения об истории государства, нравственных и личностных качествах его политических лидеров, целях, принципах, задачах, направлениях и возможных последствиях государственной политики. Предметом данных отношений является распространение заведомо ложной информации о государстве и его политике, призванных нанести ущерб политическому имиджу государства и сформировать негативное общественное мнение по поводу мероприятий государственной политики как внутри страны, так и за рубежом.

Субъектами рассматриваемыхобщественных отношений являются нелегитимные политические силы, криминальные (в том числе, террористические) организации, недружественные (враждебные) зарубежные государства, общественные организации, средства массовой информации и коммуникации.

Предмет государственной деятельности в рассматриваемой области заключается в нейтрализации или снижении опасности угроз нанесения ущерба формированию системы ценностных ориентиров общественного развития, достижению общественной поддержки государственной политики, поддержанию позитивного политического имиджа государства и его руководителей.

Конкретное содержание предмета государственного воздействия в рассматриваемом направлении может заключаться в следующем:

выявление и пресечение деятельности по пропаганде вредоносных идеологий и религиозных учений, агитации за совершение на их основе противоправных деяний;

стимулирование деятельности организаций гражданского общества и граждан по противодействию вредоносным идеологиям и религиозным учениям;

выявление угроз и источников распространения дезинформации о государстве и его политике, снижение тяжести ожидаемых негативных последствий распространения дезинформации.

Методы государственного воздействия на рассматриваемую группу общественных отношений могут включать следующее.

Выявление и пресечение деятельности по пропаганде вредоносных идеологий и религиозных учений, агитации за совершение на их основе противоправных деяний могут быть обеспечены посредством:

нормативного закрепления признаков, отличающих данную деятельность;

создания системы органов, осуществляющих правоприменительную практику в области выявления, предупреждения и пресечения этой деятельности и применения юридической ответственности к лицам, виновно совершающим общественно опасные деяния.

Стимулирование деятельности организаций гражданского общества и граждан по противодействию вредоносным идеологиям и религиозным учениям может быть обеспечено посредством:

предоставления определенных льгот и преференций в области налогообложения, доступа к необходимой информации или помощи в распространении подготовленных информационных продуктов организациям гражданского общества, участвующим в разъяснении социальной опасности вредоносных идеологий и религиозных учений и их распространения;

морального и материального поощрения деятельности руководителей и сотрудников этих организаций.

Выявление угроз и источников распространения дезинформации о государстве и его политике, снижение тяжести ожидаемых негативных последствий распространения дезинформации могут быть обеспечены посредством:

создания специальных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять: выявление фактов распространения подобной дезинформации; определение опасности возникающих в связи с этим угроз социальной стабильности и политическому имиджу государства; подготовку и распространение информации о социальных силах, лицах и органах, занимающихся дезинформацией;

распространения информационных продуктов, отражающих объективную информацию о государстве и его политике;

прогнозирования опасности дезинформирующих воздействий на национальное и международное общественное мнение;

подготовки и распространения упреждающей информации по тем информационным поводам, которые могут быть использованы для дезинформации.

Выводы

1. Цель государственной информационной политики характеризует достижимую в реальных условиях социально-политического развития общества степень проявления сущности рассматриваемой политики и представляет собой духовные условия для реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, по разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни и общественная поддержка государственной политики в области реализации данной программы.

Цель государственной информационной политики России заключается в содействии устойчивости общественного развития, а также в обеспечении общественной поддержки мероприятий государственной политики.

2. Задача государственной информационной политики представляет собой желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития по достижению цели государственной информационной политики.

На настоящем этапе развития российского общества выделяются четыре основные задачи государственной информационной политики:

формирование системы ценностных ориентиров российского общества;

обеспечение поддержки деятельности государства со стороны национального и международного общественного мнения (информационное обеспечение государственной политики);

противодействие субъектам политики, распространяющим вредоносные идеологии и религиозные учения, дезинформирующим национальную и зарубежную общественность по вопросам государственной политики (политическое информационное противоборство);

противодействие субъектам политики, нарушающим устойчивость и безопасность функционирования национальной информационной инфраструктуры (военно-техническое информационное противоборство).

3. Принципы государственной информационной политики представляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

К числу общихпринципов государственной информационной политики относятся законность, научная обоснованность, системность и эффективность, а к числу специальных – положения, определяющие правовой статус государства в деятельности по развитию политического сознания, информационному взаимодействию с организациями гражданского общества и гражданами, а также роль и место общества в деятельности по политическому информационному противоборству.

4. Направлениегосударственной информационной политики представляет собой область деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению одной или нескольких задач государственной информационной политики.

На настоящем этапе исторического развития России выделяются следующие основные направления государственной информационной политики:

содействие формированию ценностных ориентиров общественного развития, представляющее собой область деятельности государственных органов и должностных лиц, связанную с созданием политических, правовых, организационных и иных условий, необходимых для развития политического сознания;

информационное обеспечение государственной политики, представляющее собой область деятельности государственных органов и должностных лиц, связанную с созданием в информационной сфере условий для успешной реализации государственной политики;

политическое информационное противоборство, представляющее собойобласть деятельности государственных органов, связанную с нейтрализацией или снижением опасности угроз распространения вредоносных идеологий и религиозных учений, дезинформации национальной и международной общественности по вопросам реализации государственной политики;

военно-техническое информационное противоборство, представляющее собойобласть деятельности государственных органов, связанную с нейтрализацией или снижением опасности угроз нарушения устойчивости и безопасности функционирования национальной информационной инфраструктуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: