Правовая форма

3.1.1. Общие положения. Правовая форма государственной информационной политики представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией государственной информационной политики (нормативная правовая форма), и нормативных правовых актов, закрепляющих эти правовые нормы (законодательная форма).

Как следует из анализа методов государственного воздействия на общественные отношения со стороны государства в рамках направлений реализации государственной информационной политики, приведенных в подразделе 2.4, преобладающая часть этих методов ориентируется на использование «мягких» способов регулирования поведения субъектов этих отношений – стимулирование, оказание содействия, поощрение и т.п. Исходя из этого, основу правового механизма регулирования общественных отношений в области государственной информационной политики составляют правовые средства, предоставляющие «негосударственным» субъектам отношений (организациям гражданского общества и гражданам) с одной стороны, достаточную степень свободы действий, а с другой – подвигающих их к принятию таких решений, которые бы способствовали выполнению рассматриваемых политических задач.

Как справедливо отметил С.С.Алексеев[95], «социально-политический смысл постановки проблемы о правовых средствах заключается в том, что они являются не только социальной необходимостью, своего рода объективной закономерностью, но и оптимальным, адекватным условиям цивилизации способом решения задач, стоящих перед обществом, способом, который выражает социальную ценность права как регулятора общественных отношений». В данном случае таким способом является использование для регулирования общественных отношений, субъектами которых выступают организации гражданского общества и граждане, прежде всего, юридических дозволений и создание условий для их применения. Эти дозволения выражаются в субъективных правах организаций и граждан на собственное активное поведение, а условия для применения дозволений заключаются в предоставлении государством субъекту, пользующемуся предоставленными ему правами, тех или иных социальных благ.

Одновременно в правовой форме государственной информационной политики значительно меньшее пространство остается для использования юридических запретов и позитивных обязываний, которые призваны утвердить, ввести в ранг неприкосновенного представление о границах допустимого поведения и возложить на организации гражданского общества и граждан обязанности проявлять свое активное поведение так, как это предусмотрено в юридических нормах.

3.1.2. Нормативная правовая форма государственной информационной политики. Данная форма образуетсясовокупностью правовых институтов и норм различных отраслей права, регулирующих отношения, связанные с реализацией государственной информационной политики. Проявление сущности государственной информационной политики в этой форме во многом зависит от особенностей национальной правовой системы и представлений субъектов, обладающих публичной властью, о содержании государственной информативной политики.

Основу нормативной правовой формы государственной информационной политики в Российской Федерации могут составить следующие традиционные и комплексные отрасли права.

Конституционное право, которое представляет собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в области государственного строительства, организационного и функционального единства общества и определяющих основы конституционного строя, основы правого статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления[96] и некоторые другие вопросы. К правовым институтам и нормам конституционного права, определяющим нормативную правовую форму государственной информационной политики, следует отнести, прежде всего, институт прав и свобод человека и гражданина, нормы, закрепляющие базовые культурные (духовные) ценности российского общества, институты органов власти Российской Федерации, а также правовые нормы, закрепляемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации нормативными актами Президента Российской Федерации и устанавливающие, в частности, структуру и компетенцию органов исполнительной власти, участвующих в формировании и реализации данной политики.

Институт прав и свобод человека и гражданина представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих:

правовой статус человека и гражданина - его субъективные права, в пределах которых он обладает реальной свободой использования социальных благ общества, осуществления соответствующих действий и требования соответствующего поведения от других лиц, и его обязанности;

государственные гарантии соблюдения и уважения правового статуса человека и гражданина.

Базовыми ценностями российского общества, закрепленными конституционными нормами и связанными с реализацией государственной информационной политики, являются, прежде всего, права и свободы человека и гражданина.

К числу прав и свобод, связанных с реализаций государственной информационной политики и гарантируемых Конституцией Российской Федерации, следует отнести деятельность граждан самостоятельно или в рамках объединений (организаций гражданского общества, политических партий), направленную на сохранение культурных (духовных) ценностей российского общества, на воспитание подрастающего поколения, на пользование свободой массовой информации, на развитие культуры.

Важным элементом нормативной правовой формы государственной информационной политики, определяемой конституционным правом, являются структура и компетенция государственных органов, участвующих в реализации этой политики.

Международное публичное право, которое представляет собой систему договорных и обычно-правовых норм, выражающих согласованную волю субъектов этого права и направленных на регулирование международных отношений в целях развития международного сотрудничества и укрепления мира и международной безопасности[97].

Данная составляющая нормативной правовой формы государственной информационной политики образуется совокупностью международных договоров, регулирующих отношения в области:

реализации прав и свобод человека и гражданина по распространению знаний о национальных культуре и истории, культуре и истории зарубежных государств;

деятельности средств массовой информации и коммуникации, организаций гражданского общества (неправительственных организаций) на территории договаривающихся государств и в глобальном информационном пространстве;

трансграничного информационного и культурного обмена, гуманитарного взаимодействия.

Административное право, которое представляет собой систему правовых норм, принимаемых органами исполнительной власти и другими структурами для организации и функционирования системы государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан в управлении государственными делами[98].

Нормы и институты административного права в нормативной правовой форме государственной информационной политики определяют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно выполняющие мероприятия данной политики, осуществляющие реализацию некоторых административно-правовых режимов, регистрационно-легализующую деятельность, организацию государственного управления в области связи, массовой информации и коммуникации, контрольно-надзорную деятельность.

Важной составляющей нормативной правовой формы государственной информационной политики, определяемой административным правом, является закрепление видов административных наказаний за нарушение норм права, регулирующих отношения, в том числе, и в области соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, связанных со свободой слова и мысли, массовой информации и коммуникации, культурной деятельности, а также правила применения административных наказаний.

Информационное право, которое является комплексной отраслью права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с оборотом информации, созданием, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества[99]. Информационное право пока еще находится на стадии формирования, и среди специалистов не сложилось единого мнения по поводу обоснованности его выделения в качестве самостоятельной отрасли права, аналогичной, например, семейному праву. Тем не менее, образующие его правовые институты и нормы играют важнейшую роль в очерчивании правовой формы государственной информационной политики.

Среди этих институтов и норм необходимо выделить, прежде всего, так называемое право массовой информации[100], регулирующее отношения в области организации и деятельности средств массовой информации и оказывающее существенное влияние на процедуры формирования общественного мнения и, в определенной мере – политического сознания.

Не менее важной составляющей правовой формы государственной информационной политики является совокупность правовых институтов и норм, регулирующих отношения в области образования, науки и культуры. Эти нормы права оказывают определяющее влияние на участие государственных органов в развитии политического сознания и, в частности, в деятельности по сохранению культурных (духовных) ценностей и духовного единства народа, без которых общество как самостоятельное социальное единение существовать не может. Данные нормы не вошли пока в систему информационного права, но, по мнению автора, имеют все основания для того, чтобы быть представленными в этой комплексной отрасти права. Это обусловлено тем, что культурные ценности и знания, получаемые в рамках образовательного процесса и научного творчества, физически существуют в виде форм информации – сведений, информации на материальных носителях и, соответственно – образовательная, научная и культурная деятельности являются разновидностями информационной деятельности.

Уголовное право, которое представляет собой совокупность правовых институтов и норм, регулирующих отношения в области установления и применения уголовной ответственности за совершение социально опасных деяний и порядок применения данной ответственности к виновным лицам. Важной составляющей нормативной правовой формы государственной информационной политики являются отнесение к преступлениям деятельности по пропаганде социально опасных идеологий и религиозных учений, агитации за совершение на их основе противоправных деяний.

3.1.3. Законодательная форма государственной информационной политики. Данная форма государственной информационной политики образуется совокупностью международных и национальных нормативных правовых актов, закрепляющих институты и нормы нормативной правовой формы рассматриваемой политики. Нормативные правовые акты, образующие законодательную форму государственной информационной политики Российской Федерации, подразделяются на международные, федеральные и региональные (субъектов Российской Федерации).

К числу м еждународных нормативных правовых актов относятся, прежде всего, международные договоры, часто принимающие форму международных конвенций, и международный обычай[101]. К числу производных источников международного права относят резолюции международных организаций, являющиеся обязательными для государств - членов данных организаций, а вспомогательных – судебные решения признаваемых государствами судебных органов. Среди международных нормативных актов, отражающих государственную информационную политику Российской Федерации, можно отметить Политическую декларацию 5-й Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой информации (Салоники, 11-12 декабря 1997 г.), Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-11
"О модельном законе "О трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене", Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров[102] и некоторые другие.

К федеральным нормативным правовым актам, определяющим законодательную форму государственной информационной политики, относятся Конституция Российской Федерации, конституционные и иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Так, основу законодательной формы рассматриваемой политики в дополнение к Конституции Российской Федерации составляют федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О военном положении», «О чрезвычайном положении», Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», федеральные законы «О связи»[103], о бюджете Российской Федерации[104], Налоговый кодекс Российской Федерации[105], Уголовный кодекс Российской Федерации[106], Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации[107], а также указы Президента Российской Федерации, устанавливающие структуру Администрации Президента Российской Федерации и компетенцию ее структурных подразделений, нормативные акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие структуру и компетенцию федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации, участвующих в реализации государственной информационной политики.

К региональным нормативным правовым актам, связанным с реализацией государственной информационной политики, следует отнести акты органов власти субъектов Российской Федерации, определяющие порядок осуществления деятельности в области региональной информации и информационной инфраструктуры, а также соответствующую компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: