Организационная форма

Организационная форма государственной информационной политики представляет собой проявление данной политики в виде структуры государственных органов и должностных лиц, к компетенции которых отнесены вопросы руководства и управления реализацией данной политики, а также в виде используемых форм осуществления и видов обеспечения мероприятий политики.

3.2.1. Организационная структура системы руководства и управления реализацией государственной информационной политики. Организационная структура системы руководства и управления реализацией государственной информационной политики определяется субъектом, обладающим публичной властью, исходя из принятой им структуры органов государственной власти.

В Российской Федерации эта система находится в стадии формирования. Как представляется, она включает Президента Российской Федерации, профильные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Российской Федерации, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, государственные комиссии, а также некоторые негосударственные организации.

Так, Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет определение основных направлений государственной политики, в том числе в информационной сфере.

Подготовку предложений Президенту Российской Федерации по вопросам государственной информационной политики, формирования российского информационного пространства, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений осуществляет Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации[108].

Пресс-служба Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством[109] участвует в освещении деятельности Правительства Российской Федерации и осуществляет координацию деятельности пресс-служб федеральных органов исполнительной власти.

Пресс-службы федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие со средствами массовой информации в целях информационного сопровождения деятельности этих органов.

Важную роль в реализации основных направлений государственной информационной политики выполняет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности. Функции этого федерального органа исполнительной власти в настоящее время выполняет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации[110]. Данное министерство также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных ему организаций, которые также участвуют в реализации государственной информационной политики России.

К числу государственных комиссий, занимающихся реализацией государственной информационной политики, следует отнести Комиссию по противодействию искажению истории в ущерб интересам Российской Федерации[111], а к числу государственных организаций, действующих в этой сфере - ИТАР-ТАСС[112] и РИА «Новости»[113].

3.2.2. Организационные формы осуществления мероприятий государственной информационной политики. Организационная форма осуществления мероприятий государственной информационной политики представляет собой способ упорядочения, согласования и координации (организации [114]) деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц по выполнению задач политики.

К числу наиболее часто используемых способов организации этой деятельности относятся следующие:

отдельные, самостоятельные мероприятия;

проект;

информационная операция;

государственная программа;

функция органа исполнительной власти.

3.2.2.1. Отдельные, самостоятельные мероприятия[115] представляют собой упорядоченную совокупность действий, осуществляемых одним или несколькими органами исполнительной власти в интересах выполнения краткосрочной задачи государственной информационной политики. Эти мероприятия выполняются в течение относительно непродолжительного времени выделенным для этого подразделением органа исполнительной власти на основе единичного решения уполномоченного должностного лица, оформленного в виде правового акта. Они представляют собой наиболее простую форму реализации государственной политики и могут также осуществляться в рамках выполнения проектов, информационных операций, программ или реализации специальных функций органа исполнительной власти.

Так, в качестве отдельного мероприятия государственной информационной политики могут рассматриваться: процесс подготовки пресс-конференций, других выступлений главы государства или руководителей органов государственной власти по наиболее важным проблемам социально-экономического развития общества, международных отношений, социально-значимым событиям внутренней жизни общества и государства, а также событиям, имевшим место в зарубежных государствах. Как правило, подобные пресс-конференции направлены на разъяснение официальной позиции государства, его трактовки происходящих событий и оценки их возможных политических последствий. Отдельные, самостоятельные мероприятия организуются по решению руководителя, проводящего мероприятие, подразделениями соответствующего органа власти.

К числу таких мероприятий можно, например, отнести подключение Грузией американских PR-компаний к решению конкретных задач информационного обеспечения государственной политики. Так, по информации газеты «Коммерсант»[116], в 2008 году на Грузию по подготовке общественности зарубежных стран к ее вступлению в НАТО работала PR-компания «Orion Strategies», а по улучшению образа Михаила Саакашвили и грузинского правительства в общественном сознании американского общества после августовской войны 2008 г. с Южной Осетией - PR-компания «Glover Park Group», которая к марту 2009 года получила за свои услуги в этой области 320 тыс. дол. США. В 2009 году Грузия заключила контракт на аналогичную сумму с компанией Public Strategies, которая займется улучшением репутации грузинского правительства.

Аналогичным образом правительства Южной Осетии и Абхазии наняли американскую PR-компанию «Saylor Company» для улучшения их политического имиджа на Западе[117].

3.2.2.2. Проект является более сложной формой организации деятельности субъектов реализации государственной информационной политики и представляет собой упорядоченную совокупность действий органов исполнительной власти, ориентированных на выполнение краткосрочной или среднесрочной задачи данной политики в течение более продолжительного времени.

Применение этой формы характерно для выполнения таких задач как создание инфраструктурных, финансовых, кадровых, материально-технических условий (обеспечение) информирования общества о государственной политике в области решения ключевых проблем социально-политического развития общества и ее общественного обсуждения, формирования ценностных ориентиров общественного развития, содействия формированию позитивного политического имиджа государства, информирования общества о наиболее важных мероприятиях государственной политики и осуществления информационного противоборства.

В реализации проекта, как правило, принимают участие несколько органов исполнительной власти или несколько подразделений одного органа власти.

Такие проекты могут быть направлены на создание тех или иных видов государственных информационных ресурсов для информирования средств массовой информации и коммуникации, граждан и общественных организаций о нормативной правовой базе, действующей на территории государства, а также на создание библиотечных, архивных и иных фондов, содержащих документы, другие печатные и электронные материалы по различным аспектам жизни общества, по культуре, включая литературу и искусство. Подобные мероприятия осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти по решению руководителя, которому они подчиняются.

С этой точки зрения показателен проект создания Информационного Агентства Соединенных Штатов (ЮСИА). Считается, что первым крупномасштабным проектом правительства США в области государственной информационной политики за рубежом явилось создание Комитета по общественной информации (Committee on Public Information) времен первой мировой войны[118]. В 1938 году возник Междепартаментский Комитет Научного Сотрудничества, в 1942 году начал передачи “Голос Америки” (Voice of America), а в августе 1953 года по приказу президента Дуайта Эйзенхауэра было создано независимое Информационное Агентство Соединенных Штатов (ЮСИА). В 1978 году произошло слияние Бюро Образовательных и Культурных Связей Государственного департамента и ЮСИА и образовано Агентство Международных Связей Соединенных Штатов. В 1982 году решением президента Рональда Рейгана агентству было возвращено его первоначальное название Информационное Агентство Соединенных Штатов, под которым оно осуществляет свою деятельность по настоящее время. Штат сотрудников ЮСИА в его штаб-квартире в Вашингтоне насчитывает более 4200 человек. Директор и руководство Агентства назначаются президентом и утверждаются Сенатом.

К числу задач ЮСИА отнесены следующие[119]:

установление и развитие контактов между США и другими странами на личном и институциональном уровнях, способствуя таким образом росту взаимопонимания и международной стабильности;

оказание помощи в построении демократии и рыночной экономики в странах, стремящихся к созданию открытого общества;

разъяснение политики США таким образом, чтобы она стала понятна широкой зарубежной аудитории;

представление американского общества во всем его многообразии, способствование пониманию смысла политики США представителями зарубежной общественности;

консультирование президента, госсекретаря, членов Совета национальной безопасности и других высших правительственных чиновников по вопросам общественного мнения за рубежом с целью выработки текущей и перспективной политики США;

содействие осуществлению программ образовательных и культурных обменов в национальных интересах;

проведение переговоров по обмену информацией и образовательному и культурному обмену с правительствами других стран.

В 1994 году в соответствии с нормативным правовым актом президента США о Международном Вещании (Гражданский Закон 103-236) все невоенные, государственные международные службы вещания Соединенных Штатов были собраны под управление Правительственного Совета по Вещанию, который включает директора Информационного Агентства Соединенных Штатов и восемь назначаемых президентом членов. Одновременно было создано Международное Бюро Вещания, включающее радиостанции “Голос Америки”, “Марти” и “Марти ТВ”, Мировую Сеть Телевидения и Киноматериалов, а также службы, обеспечивающие техническую сторону вещания. Две некоммерческие финансируемые грантами организации - радиостанция “Свободная Европа”/ “Свобода” и радиостанция “Свободная Азия” - работают под надзором Правительственного Совета по Вещанию. Совет обеспечивает годовые гранты, специально выделяемые Конгрессом США для поддержки этих радиостанций.

Не меньший интерес с рассматриваемой точки зрения представляет проект создания радиостанции «Голос Америки». Первоначально радиостанция создавалась как противовес фашистской пропаганде и несла определенную стратегическую роль, являясь важным элементом в так называемой “психологической” войне. Передачи радиостанции “Голос Америки” начались в 1942 году, через два с половиной месяца после нападения Японии на Пирл-Харбор. С первых дней существования она оказалась на стыке интересов трех могущественных сил американского общества: правительственной администрации, военных ведомств и монополистического капитала. Взаимодействие и борьба этих сил, соотношение их влияния во многом определили направление деятельности “Голоса Америки”.

В послевоенное время главной целью США, как представляется, было расшатывание системы государственного управления идеологией социалистических стран путем информирования о событиях, происходящих в этих странах и раскрытия их значения. В самом начале охлаждения отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки - 17 февраля 1947 года - “Голос Америки” начал вещание на русском языке на советскую территорию. До середины 70-ых годов “Голос Америки” являлся официальной правительственной радиостанцией и по этой причине был вынужден действовать с учетом существующих норм и правил отношений между суверенными государствами. В результате проведенной в середине 70-ых годов реорганизации “Голос Америки” с формально-правовой точки зрения перестал быть правительственным учреждением и получил возможность более независимой деятельности. Это позволило повысить агрессивность ее информационной политики при отсутствии какой либо ответственности за достоверность передаваемой информации (передачи сопровождаются словами диктора, что изложенные мнения и оценки не являются официальной точкой зрения правительства Соединенных Штатов).

Одним из проектов России в области формирования инфраструктуры иновещания является создание телеканала “Russia Today”. Телеканал создан в рекордные сроки - о его учреждении было объявлено в начале лета 2005 года, а уже в сентябре того же года началось техническое вещание[120]. Этот канал рассказывает о событиях в мире и в России, о том, как эти основные мировые события отражаются на России, что о них думают граждане, какие точки зрения еще они высказывают. Демонстрируются небольшие документальные фильмы, которые рассказывают о различных людях, событиях или просто достопримечательностях России, предлагаются интервью с людьми, которые интересны в данный момент, с участниками каких-то актуальных событий. Выходят блоки деловых, спортивных новостей.

По мысли создателей, телеканал должен отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики и информировать аудиторию о событиях и явлениях российской жизни. Для обеспечения его функционирования была сформирована специальная корреспондентская сеть: были открыты корпункты в Вашингтоне, Париже, Лондоне, Иерусалиме, Каире, Нью-Йорке. Телеканал Russia Today охватывает спутниковым вещанием (более чем 10 спутников) территорию практически всех континентов, за исключением Южной Америки. Вещание Russia Today доступно на основных спутниковых платформах, включая SKY (Великобритания), Canalsat (Франция), Canal Digitaal (Нидерланды), Viasat (Северная Европа), Digital+ (Испания), Cyfra+ (Польша), Multichoice South Africa (Южная Африка), а также в сетях кабельного телевидения практически во всех странах Европы. В России Russia Today можно принимать в составе пакета НТВ-плюс, Космос-ТВ, через сети Комстар, Акадо и Твоё ТВ. Приоритетным для канала направлением развития сети вещания является выход на платные телевизионные спутниковые платформы, в том числе вещающие в США. Эфир Russia Today также можно смотреть на сайте телеканала в Интернете. Новостные сюжеты и документальные фильмы публикуются на канале Russia Today в YouTube[121].

3.2.2.3. Информационная операция представляет собой согласованную по времени, силам и целям деятельность субъектов реализации государственной информационной политики в течение относительно длительного времени, направленную на выполнение среднесрочной или краткосрочной политической задачи. Применение этой формы в большей степени характерно для выполнения задач нейтрализации угроз проведения зарубежными государствами и экстремистскими организациями информационных акций, направленных на дискредитацию мероприятий государственной политики.

Так, по мнению специалистов[122], посредством активного проведения соответствующей информационной операции в ходе англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова (1982 г.) правительству Великобритании удалось добиться позитивной реакции в мире на события в Атлантике.

Аналогичные информационные операции проводились США во время вторжения на Гренаду (1983 г.), в Панаму (1989 г.). В последнем случае в соответствии с планом операции основное внимание уделялось поддержанию самых тесных контактов с печатью и телевидением. Уже с февраля 1988 года началась организация регулярных публикаций в американской печати о дискриминации американских военнослужащих и их семей в Панаме со стороны местных властей, об атмосфере страха, неуверенности и террора, в котором приходится жить американцам. Генерал Норьега был представлен на страницах прессы и экранах телевизоров в США в крайне неприглядном виде, чему во многом способствовало выдвижение против него судом штата Флориды 13 обвинений, в том числе в торговле наркотиками и рэкете. Широко комментировались его диктаторские замашки. Уже в ходе операции большинство газет обошла фотография кабинета Норьеги, стены которого украшал внушительных размеров портрет А. Гитлера.

В Панаме США впервые была апробирована новая система взаимоотношений со средствами массовой информации. Для этого заранее был создан специально подобранный и проинструктированный контингент журналистов и фоторепортеров, которые к началу боевых действий уже были переброшены на соответствующие объекты в Панаму. Службой по связям с общественностью регулярно, по несколько раз в сутки, на разных уровнях организовывались брифинги и встречи с журналистами высокопоставленных военных, в ходе которых общественности оперативно доводились последние сведения о ходе боевых действий и политической ситуации в стране. Это позволяло держать население в курсе дел, заставляло каждого американца чувствовать себя очевидцем происходящего, переживать за жизнь соотечественников. Таким образом, США в ходе панамской операции обеспечили постоянно действующую систему мер по укреплению доверия американских граждан к военным действиям, смогли успешно противостоять негативному влиянию на общественность и военнослужащих ряда комментаторов (политиков, журналистов и т.д.), отрицательно относившихся к операции в Панаме. Тем самым начала создаваться единая система информационно-психологического обеспечения боевых действий Вооруженных сил США.

Показательным примером реализации государственной информационной политики в виде информационной операции является деятельность государственных органов США по обеспечению позитивного общественного мнения в ходе войны против Ирака[123]. Работа с журналистами велась по специально разработанным программам. В войска допускались лишь корреспонденты, аккредитованные при командовании Многонациональных сил и подписавшие обязательства соблюдать определенные нормы в отношении характера и содержания сообщений. Интервью давали лишь специально отобранные военнослужащие. Все материалы проходили цензуру.Специально подчеркивалась необходимость сведения к минимуму информации о погибших и раненых. Ограничивалось эфирное время, предоставляемое противникам войны. Негативные стороны конфликта утонули в бодрых репортажах об успехах американского оружия. И неважно, что многие эффектные кадры (современное оружие очень киногенично) были сняты не в Персидском заливе, а на полигонах.

Для содействия освещению в СМИ действий армии командование Многонациональных сил организовало Объединенное информационное бюро в Дахране и позже в Эль-Рияде. Бюро координировало работу журналистов (всего в Саудовской Аравии было более 1600 представителей различных СМИ), решало вопросы о посещении ими соединений и частей, предоставлении возможности для работы.

Механизм действия военной цензуры просматривается на следующем факте. Сообщение о начале войны в Персидском заливе было передано 17 января в 0.40 по среднеевропейскому времени корреспондентом CNN П.Арнеттом из гостиничного номера в столице Ирака на фоне прямой трансляции воздушного налета на Багдад. Организаторы прямого репортажа преследовали цель - с одной стороны, показать военную мощь США, а с другой - вернуть американцев после давно забытой вьетнамской эпопеи к реальностям войны нынешней. Тем не менее, это был первый и последний прямой репортаж. Экспресс-опросы американцев показали, что репортаж негативно повлиял на общественное мнение по отношению к войне. Поэтому больше прямых репортажей не было.

С целью формирования позитивного общественного мнения к американской армии как внутри собственной страны, так и у международной общественности очень скрупулезно разрабатывались и осуществлялись мероприятия по освещению в мировых СМИ событий в Косово. Были организованы регулярные пресс-конференции и брифинги. При подготовке брифингов обязательно учитывались поступающие от журналистов запросы. При этом все сведения о ходе боевых действий в Югославии исходили только из одного источника - от пресс-службы НАТО в Брюсселе. Поэтому сотни аккредитованных журналистов за отсутствием другой информации были вынуждены тиражировать натовские версии новостей. Кроме того, телекомпаниям предоставлялись уже готовые специально отснятые видеоматериалы с соответствующими комментариями должностных лиц. Причем информация предоставлялась бесплатно. Журналистам также оказывалась помощь в посещении воинских частей, проведении интервью с военнослужащими, которые предварительно готовились к таким беседам офицерами по связи с общественностью. Последние должны были обязательно присутствовать во время беседы.

Усилия военных не пропали даром. За все время войны в Югославии в результате кропотливой и предметной работы с журналистами почти не было статей сомнительного содержания, способных подорвать престиж армий НАТО в западном сообществе. Стоило корреспонденту BBC в Белграде Джону Симпсону передать репортаж о разрушенных американскими авиабомбами школах, больницах, страданиях мирных граждан, как министр иностранных дел Великобритании Р.Кук публично отчитал его и назвал “соучастником Милошевича”. Американская авиация бомбила югославские средства информационного вещания, что позволило вывести из строя или повредить более 40% радио- и телевизионных передатчиков, ретрансляторов Югославии и обеспечить США информационное доминирование как на территории Югославии, так и в мировом информационном пространстве.

Американцам удалось создать в мире искусственную, информационную среду вокруг войны в Югославии, которая была выгодна США и представляла события в Косово только через призму национальных интересов США. Это была высокопрофессиональная работа. Вся мощь гигантской американской пропагандистской машины была подчинена двум основным задачам - оправданию агрессии под видом заботы о правах человека и доказательству военного могущества США. Положительный результат был достигнут, прежде всего, благодаря четкой организации процесса стратегического управления информационным обеспечением на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

Под руководством американских советников аналогичная задача в целом успешно была решена политическим руководством Грузии в процессе их военной авантюры в Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года.

3.2.2.4. Государственная программа реализации государственной информационной политики представляет собой комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационных и иных мероприятий политики. Программа, как правило, направлена на выполнение среднесрочной политической задачи в течение относительно продолжительного времени. Программный вид реализации государственной информационной политики характеризуется особой процедурой разработки и принятия программы уполномоченными органами исполнительной власти.

Примером использования рассматриваемой формы реализации государственной информационной политики является Концепция развития телевещания на 2008-2015 годы. Данная Концепция утверждена и одобрена Правительством Российской Федерации[124]. Она направлена на достижение следующих основных результатов:

определение новых правил взаимоотношений между субъектами рынка телерадиовещания путем совершенствования нормативной правовой базы;

обеспечение всему населению страны возможности получения пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, а также выбора других пакетов телевизионных каналов и радиоканалов;

обеспечение возможности доступа населения Российской Федерации к телевизионным каналам и радиоканалам в независимости от используемых технологий трансляции;

расширение масштабов промышленного производства телерадиовещательного оборудования, создание новых и введение в действие неиспользуемых производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, в том числе в сфере научно-технической деятельности;

развитие высокотехнологичного сектора экономики, создание технологической и производственной основы для перехода к глобальному информационному обществу, для сокращения, а затем и полного преодоления отставания Российской Федерации от мирового сообщества в области использования информационно-коммуникационных технологий;

существенное увеличение вклада отрасли телерадиовещания в экономику страны.

Концепция предполагает, что в результате ее реализации будут обеспечены равные права граждан Российской Федерации на получение социально значимой информации.

В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации и освещения государственной политики в сфере социально-экономического развития России, сохранения и развития культурного наследия страны признано целесообразным сформировать пакет телевизионных каналов и радиоканалов, предоставляющих совокупность социально значимой информации, обязательный к трансляции на всей территории страны. В такой пакет телевизионных каналов предполагается включить:

общероссийский информационный канал, освещающий основные события, происходящие в нашей стране и за рубежом;

общероссийские информационно-развлекательные каналы;

общероссийский канал, освещающий события культурной жизни общества;

общероссийский детский канал;

общероссийский спортивный канал;

региональный канал, освещающий события, происходящие в каждом субъекте Российской Федерации.

Пакет обязательных общедоступных радиоканалов предполагается сформировать в составе радиоканалов "Радио России","Юность","Маяк" и одного регионального радиоканала в каждом субъекте Российской Федерации.

Данные каналы должны быть доступны для населения в режиме свободного доступа и во всех средах трансляции (спутниковая, эфирная, кабельная, проводная), что предусматривается в лицензионных условиях операторов, осуществляющих трансляцию. При этом должна быть обеспечена предварительная настройка абонентских технических средств (включая пользовательское оборудование), при которой фиксируется позиция обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов в приемном устройстве пользователей.

Реализацию Концепции планируется осуществить в 3 этапа в течение 2008 - 2015 годов.

В ходе первого этапа (2008- 2009 годы) предусматривается обеспечить:

разработку нормативной правовой базы;

разработку и утверждение национальных стандартов системы цифрового телевизионного вещания;

утверждение перечня обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов для каждого субъекта Российской Федерации;

замену аналогового радиопередающего оборудования, полностью выработавшего ресурс, и проведение комплекса неотложных работ на антенно-мачтовых сооружениях, находящихся в критическом состоянии;

создание цифровых наземных сетей для эфирного вещания пакетов обязательных общедоступных каналов в ряде регионов в соответствии с территориально-временным планом;

организацию производства оборудования для целей цифрового телевещания.

На втором этапе (2010 - 2012 годы) планируется продолжить:

плановую замену аналогового телевизионного оборудования, выработавшего свой ресурс, для трансляции общероссийских каналов;

развертывание сетей цифрового вещания в не охваченных в рамках первого этапа регионах за счет высвобождения радиочастот в результате конверсии.

После достижения 100-процентного охвата цифровым вещанием населения каждого региона будет определен предельный (не превышающий 6 месяцев) срок прекращения аналогового вещания.

На третьем этапе (2013 - 2015 годы) планируется осуществить:

завершение развертывания сетей цифрового телевизионного вещания во всех регионах;

прекращение аналогового вещания;

развитие новых видов телевизионного вещания, включая мобильное телевещание и телевидение высокой четкости.

3.2.2.5. Функция органа исполнительной власти представляет собой способ организации мероприятий, ориентированных на выполнение среднесрочных и долгосрочных задач государственной информационной политики силами конкретного органа исполнительной власти.

Примером такого подхода к реализации государственной информационной политики является возложение функции осуществления так называемой «публичной дипломатии» на госдепартамент США. При этом законодательством США, с учетом стабильности политической системы и отсутствия явных угроз этой стабильности внутри страны, деятельность государства в области формирования ценностных ориентиров развития, информационному обеспечению государственной политики и информационному противоборству ориентирована, прежде всего, на зарубежные государства. Публичная дипломатия, как составляющая государственной информационной политики США, представляет собой целенаправленное информационное воздействие на политическое сознание и общественное мнение зарубежных государств для создания позитивного имиджа США, обеспечения общественной поддержки их государственной политики, а также продвижения американских культурных и нравственных ценностей, «американского образа жизни» в качестве образца для подражания, некоторого эталона духовной жизни любого общества.

Считается, что публичной дипломатией США занимаются с конца 1940-х годов. В этой деятельности используются созданные десятилетия назад эффективные механизмы внешнеполитического информационного воздействия на другие страны методами публичной дипломатии, ведут постоянный поиск новых форм и методов информационной работы с зарубежной аудиторией в зависимости от достигаемых результатов. К числу таких механизмов относятся, прежде всего, Совет управляющих иновещанием[125], отвечающий за радио и телевизионное вещание на зарубежные страны, входящий в структуру американского правительства и активно взаимодействующий с Государственным департаментом США, а также «Центр быстрого реагирования» Государственного департамента США[126], в котором в реальном режиме осуществляется анализ материалов зарубежных средств массовой информации и подготавливаются предложения по необходимой реакции на те из них, «в которых искажается или неверно подается политика администрации президента США».

3.2.3. Обеспечивающие мероприятия государственной информационной политики. Обеспечение государственной информационной политики представляет собой совокупность систем мероприятий (образующих виды ее обеспечения) по созданию необходимых научных, финансовых, кадровых, материальных и некоторых иных условий деятельности по руководству и управлению реализацией данной государственной политики.

Научное обеспечение государственной информационной политики представляет собой совокупность научных теорий, методов и способов изучения различных аспектов данной политики и рекомендаций по содержанию и форме реализации данной политики, подготовленных на основе результатов научных исследований. Эти научные исследования могут проводиться с использованием методов, свойственных различным областям знаний, носить комплексный, междисциплинарный характер (некоторые из перспективных направлений научных исследований приведены в Приложении 1). Важным аспектом научного обеспечения является механизм систематизации получаемых результатов, их экспертного обсуждения и разработки рекомендаций, пригодных для практического использования. Таким механизмом могла бы стать, например, ежегодная конференция, проводимая при поддержке заинтересованного федерального органа исполнительной власти.

Финансовое обеспечение государственной информационной политики представляет собой совокупность финансовых ресурсов, выделяемых для реализации мероприятий политики, а также организационных механизмов их выделения, своевременного получения и освоения органами и организациями, участвующими в реализации мероприятий в предметных областях их деятельности.

Кадровое обеспечение представляет собой систему подготовки и использования специалистов по вопросам формирования государственной информационной политики и реализации ее мероприятий. В состав данного вида обеспечения входит система нормативных, методических и учебных материалов, позволяющих развернуть учебный процесс по соответствующим специальностям и специализациям, а также необходимые преподавательские кадры и система базовых учебных заведений. Кроме того, важной его составляющей является система выявления и удовлетворения потребностей органов власти и организаций, участвующих в реализации государственной информационной политики, в кадрах и их специализации.

Технологическое обеспечение государственной информационной политики представляет собой совокупность методического обеспечения и технологического инструментария подготовки и реализации мероприятий политики. В состав методического обеспечения входят нормативные и иные материалы, подготавливаемые уполномоченными органами государственной власти, по вопросам реализации государственной информационной политики, а в состав технологического инструментария - информационные и коммуникационные системы, средства связи, автоматизации обработки данных, другие технические средства, приобретаемые этими органами для выполнения возложенных на них функций по реализации государственной информационной политики.

Материальное обеспечение государственной информационной политики представляет собой совокупность материальных ресурсов, выделяемых государством на реализацию мероприятий политики. К числу таких ресурсов можно отнести государственное движимое и недвижимое имущество, право оперативного распоряжения которым получают органы и организации, участвующие в реализации мероприятий политики, право пользования объектами интеллектуальной собственности и некоторые другие.

Выводы

1. Правовая форма государственной информационной политики представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией государственной информационной политики (нормативная правовая форма), и нормативных правовых актов, закрепляющих эти правовые нормы (законодательная форма).

Нормативная правовая форма образуетсясовокупностью правовых институтов и норм различных отраслей права, регулирующих отношения, связанные с реализацией государственной информационной политики, а законодательная форма - совокупностью международных и национальных нормативных правовых актов, закрепляющих институты и нормы нормативной правовой формы политики.

2. Организационная форма государственной информационной политики представляет собой проявление данной политики в виде структуры государственных органов и должностных лиц, к компетенции которых отнесены вопросы руководства и управления реализацией политики, а также в виде используемых форм осуществления и видов обеспечения мероприятий политики.

В России структура государственных должностных лиц и органов, к компетенции которых отнесены вопросы руководства и управления реализацией государственной информационной политики, включает Президента Российской Федерации, профильные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Российской Федерации, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, государственные комиссии, а также некоторые негосударственные организации.

Организационная форма осуществления мероприятий государственной информационной политики представляет собой способ упорядочения, согласования и координации (организации) деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц по выполнению задач политики. К числу наиболее часто используемых способов организации данной деятельности относятся осуществление отдельных, самостоятельных мероприятий, реализация проекта, проведение информационной операции, выполнение государственной программы, а также функции органа исполнительной власти.

Отдельные, самостоятельные мероприятияпредставляют собой упорядоченную совокупность действий, осуществляемых одним или несколькими органами исполнительной власти в интересах выполнения краткосрочной задачи политики.

Проектпредставляет собой упорядоченную совокупность действий органов исполнительной власти, ориентированных на выполнение краткосрочной или среднесрочной задачи политики в течение более продолжительного времени.

Информационная операцияпредставляет собой согласованную по времени, силам и целям деятельность субъектов реализации политики в течение относительно длительного времени, направленную на решение среднесрочной или краткосрочной политической задачи.

Государственная программа реализации государственной информационной политики представляет собой комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационных и иных мероприятий политики.

Функция органа исполнительной властипредставляет собой способ организации осуществления мероприятий, ориентированных на выполнение среднесрочных и долгосрочных задач государственной информационной политики силами конкретного органа исполнительной власти.

Обеспечение государственной информационной политики представляет собой совокупность систем мероприятий (образующих виды ее обеспечения), по созданию необходимых научных, финансовых, кадровых, материальных и некоторых иных условий деятельности по руководству и управлению реализацией данной государственной политики.


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: