Задачи государственной информационной политики

Задача государственной информационной политики представляет собой желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития по достижению цели государственной информационной политики..

Необходимость введения понятия «задача государственной информационной политики» предопределена тем, что процесс общественного развития и политическая борьба, в частности, носят динамичный характер, обусловленный воздействием как объективных, так и субъективных факторов социальной обстановки и соотношения сил субъектов политики.

В связи с этим субъект, обладающий публичной властью, вынужден в рамках достижения цели государственной информационной политики периодически корректировать формулировки политических задач, и соответственно - уточнять и видоизменять принципы, методы и направления политики, способы использования ресурсов государства.

Наличие задач государственной информационной политики позволяет разбить процесс достижения цели государственной информационной политики на интервалы и выделить ее наиболее важные мероприятия, для которых могут быть сформулированы «желаемые» результаты деятельности субъектов государственной информационной политики.

Анализ работ, посвященных исследованию роли и места информационной сферы в жизни современного общества[70], и документов политического руководства Российской Федерации[71] позволяет выделить для настоящего этапа развития российского общества четыре основные задачи государственной информационной политики:

формирование системы ценностных ориентиров российского общества;

обеспечение поддержки деятельности государства со стороны национального и международного общественного мнения (информационное обеспечение государственной политики);

противодействие субъектам политики, распространяющим вредоносные идеологии и религиозные учения, дезинформирующим национальную и зарубежную общественность по вопросам государственной политики (политическое информационное противоборство);

противодействие субъектам политики, нарушающим устойчивость и безопасность функционирования национальной информационной инфраструктуры (военно-техническое информационное противоборство).

2.2.1. Формирование системы ценностных ориентиров общественного развития. Ценностные ориентиры общественного развития представляют собой совокупность культурных (в том числе нравственных и иных духовных) ценностей, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность и социальную стабильность общества в конкретных исторических условиях.

Задача формирования ценностных ориентиров заключается в сохранении или повышении в индивидуальном сознании граждан и политическом сознании общества значимости тех культурных ценностей, которые, по мнению субъекта, обладающего публичной властью, содействуют реализации его идеологической программы.

Значимость культурных ценностей в индивидуальном сознании человека характеризуется, прежде всего, их влиянием на формирование его интересов, выбор объектов этих интересов, мотивов и способов удовлетворения интересов, а в политическом сознании – влиянием на общественную оценку социально значимых фактов и событий общественной жизни. В этом смысле можно говорить, что культурные ценности являются важным фактором формирования общественного мнения.

Актуальность задачи формирования системы ценностных ориентиров общественного развития определяется тем, что становление нового уклада жизни российского общества, начавшееся после развала СССР, было сопряжено с разрушением привычных стереотипов общественного сознания, определяющих мировоззрение граждан, правила поведения в повседневной жизни и реализации социальных отношений. Уменьшилась значимость национальных ценностей российского народа, разрушается культура речи, изменяются представления о нравственности, деградируют социальные механизмы воспитания подрастающего поколения. Возникла реальная угроза разрушения культурной (духовной) основы существования российского общества.

Выполнение данной задачи должно позволить одновременно снизить значимость для членов общества тех традиций, обычаев и стереотипов мировоззрения и поведения, которые оказывают негативное влияние на развитие общества (пьянство, зависть, социальное иждивенчество, безответственность, безразличие к социальным и индивидуальным последствиям своей деятельности, пренебрежение здоровьем, правилами техники безопасности и т.п.).

Постановка данной проблемы в рамках государственной информационной политики России обусловлена тем, что возможность ее самостоятельного решения силами гражданского общества в России весьма незначительна. Сохраняется недостаточно высокий уровень жизни граждан, существенно замедляющий процессы политического развития общества, сдерживающий процесс возникновения организаций граждан, способных эффективно участвовать в решении социальных проблем. Влияние традиционных религий на нравственный потенциал общества увеличивается, но пока не способно существенно изменить сложившуюся ситуацию. Политические партии находятся в стадии формирования и также не в состоянии оказать достаточное влияние на формирование ценностных ориентиров общественного развития.

В этих условиях государство вынуждено брать на себя ответственность за развитие политического сознания общества. С политической точки зрения такой подход к определению роли и места государства в решении рассматриваемой проблемы может быть обоснован доверием, которое общество оказывает субъекту политики, предоставляя право использования ресурсов публичной власти для реализации его идеологической программы. Это право распространяется и на область формирования ценностных ориентиров общественного развития.

2.2.2. Информационное обеспечение государственной политики. Информационное обеспечение государственной политики представляет собой деятельность государственных органов и должностных лиц по информированию национальной и международной общественности о мероприятиях данной политики.

Задача информационного обеспечения государственной политики заключается в достижении поддержки со стороны национального общества и международного сообщества мероприятий этой политики и в содействии их успешной реализации.

К числу основных факторов, определяющих возможность получения общественной поддержки государственной политики и содействия ее реализации со стороны общества, следует отнести, прежде всего:

политический имидж государства[72], который обусловливает доверие общества к государству, к его деятельности и к его руководителям;

уровень информированности национального общества и международного сообщества о мероприятиях государственной политики, оценка наиболее влиятельными силами общества этих мероприятий и ожидаемых последствий их выполнения.

Исходя из этого, рассматриваемая задачаможет быть разделена надве подзадачи: обеспечение позитивного имиджа государства и обеспечение информирования общества о мероприятиях государственной политики.

Основное содержание подзадачи обеспечения позитивного имиджагосударства заключается в придании позитивной ценности в политическом сознании национального общества и международного сообщества представлениям о государстве и его руководителях.

Актуальность постановки данной подзадачи обусловлена тем, что позитивная ценность представлений о государстве в политическом сознании общества, как правило, предоставляет возможность установления партнерских отношений с обществом в экономической, политической, военной и иных сферах жизни общества и деятельности государства, использования экономического и культурного потенциала национального общества, преимуществ экономической и культурной интеграции государств международного сообщества для повышения эффективности социально-экономического развития.

Имидж государства характеризуется местом представляемого им общества в мировой экономике, отношением национального общества и международного сообщества к роли и месту данного государства в системе межнациональных и международных отношений, к выбираемым им подходам к урегулированию конфликтных ситуаций в развитии данных отношений, к способности государства обеспечить достойный уровень жизни для своих граждан, их безопасность как внутри страны, так и за рубежом, и т.п. Важной характеристикой имиджа государства является политический имидж его руководителей[73].

Содержание подзадачи обеспечения информирования общества о мероприятиях государственной политики заключается в достижении позитивной оценки этих мероприятий общественным мнением национального общества и международного сообщества.

Ее актуальность обусловлена тем, что позитивное общественное мнение по поводу мероприятий государственной политики создает необходимые условия для привлечения населения, коммерческих организаций, отечественных и зарубежных инвесторов к участию в реализации мероприятий, а также способствует поддержанию социальной стабильности в обществе.

К числу мероприятий государственной политики Российской Федерации, требующих информационного сопровождения, можно отнести деятельность федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по решению поставленных перед ними задач, постановку и реализацию национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и демографии[74], проекта «монетаризации» социальных льгот[75], создания условий для проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи, реализации Стратегии развития информационного общества в России[76], строительства газопроводов Южный поток и Северный поток и т.п.

В выполнении задачи информационного обеспечения государственной политики принимают участие государственные органы и должностные лица в соответствии с их компетенцией. Так, применительно к области деятельности судебной власти рассматриваемая задача может быть сведена к повышению доверия со стороны организаций гражданского общества и средств массовой информации к деятельности судов[77], применительно к области деятельности Федеральной антимонопольной службы – к повышению доверия к деятельности Службы со стороны общества[78], а применительно к сфере деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – к повышению доверия со стороны общества к их деятельности по привлечению внутренних и внешних инвестиций в развитие субъекта, укреплению его экономического потенциала[79].

2.2.3. Информационное противоборство. Информационное противоборство представляет собой конфликтное взаимодействие в информационной сфере легитимных (действующих в соответствии с нормами национального права) и нелегитимных (действующих вне национального правового поля) субъектов политики. Информационное противоборство может вестись двумя основными способами – без использования силового давления (политическое информационное противоборство) и с использованием силового давления (военно-техническое информационное противоборство).

Военно-техническое информационное противоборство осуществляется с использованием специальных информационных и коммуникационных технологий (называемых «информационным оружием») для нарушения устойчивости и безопасности функционирования национальной информационной инфраструктуры. Основным объектом противоборства выступает управление работоспособностью информационных и коммуникационных систем, сетей связи противостоящей стороны. В условиях интеграции национальных информационных инфраструктур в глобальную информационную инфраструктуру, по существу начавшейся гонки вооружений в области «информационного оружия» военно-техническое противоборство становится все более значительной областью информационного противоборства. Данная тематика заслуживает отдельного рассмотрения. В настоящей работе основное внимание сосредоточено на политическом информационном противоборстве.

Политическое информационное противоборство осуществляется в рамках использования так называемой «мягкой силы». Со стороны легитимных субъектов политики деятельность в данной области направлена на противодействие угрозам[80] ущемления независимости политики от влияния нелегитимных политических сил, а со стороны этих сил – на оказание воздействия на ход и исход политической борьбы на стороне одного из легитимных или нелегитимных субъектов политики, на помощь им либо в овладении публичной властью, либо в использовании этой власти для решения конкретных политических задач способом, удобным для нелегитимных субъектов политики. Основным объектом противоборства выступает общественная поддержка действий субъектов противоборства.

К числу основных угроз ущемления независимости политики от влияния нелегитимных политических сил следует отнести, прежде всего, распространение вредоносных идеологий и религиозных учений, дезинформацию национальной и международной общественности по вопросам реализации государственной политики.

Опасность угроз, связанных с распространением вредоносных идеологий и религиозных учений, заключается, прежде всего, в приобщении к положениям этих идеологий и учений значительных частей населения, социально активных сил общества и, как следствие, - в нарушении социальной стабильности в обществе. Опасность угроз, связанных с дезинформацией национальной и международной общественности по вопросам реализации государственной политики, заключается в нанесении ущерба политическому имиджу государства, в снижении общественной поддержки мероприятий государственной политики как внутри страны, так и за рубежом.

Одним из основных субъектов информационного противоборства всегда является государство, призванное осуществлять правоохранительную деятельность, в том числе и в рассматриваемой области.

Исходя из этого, задача политического информационного противоборства заключается в нейтрализации или снижении опасности угроз распространения вредоносных идеологий и религиозных учений, а также дезинформации национальной и международной общественности по вопросам реализации государственной политики.

Актуальность данной задачи для Российской Федерации обусловлена продолжающимися уже более 15 лет действиями международных террористических организаций по распространению идей экстремизма и терроризма, других вредоносных идеологий на российской территории, а также действиями субъектов политики зарубежных стран, других субъектов международной жизни по дезинформации национального и международного сообщества относительно целей и результатов реализации государственной политики Российской Федерации в Чеченской республике, Абхазии и Южной Осетии, других зарубежных странах.

Примерами деятельности российского государства по осуществлению информационного противоборства могут служить издание сборника официальных документов по истории создания в СССР ядерного оружия[81], образование Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России[82]. В последнем примере деятельность государства направлена на обобщение и анализ (при участии представителей экспертного сообщества, организаций гражданского общества) информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации, выработку стратегии противодействия этим попыткам и ее реализацию.

2.2.4. Классификация задач государственной информационной политики. В зависимости от ожидаемой длительности выполнения задачи ГИП подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Для выполнения долгосрочных и среднесрочных задач государственной информационной политики требуется относительно длительное время - от нескольких лет до десятилетий. Так, по оценкам специалистов, достижение необходимых изменений в политическом сознании общества потребует целенаправленной согласованной работы государства и общества в течение десятилетий, обеспечение общественной поддержки мероприятий по подготовке и проведению зимних Олимпийских игр 2014 г. в г.Сочи – в течение нескольких лет, а противодействие дезинформации российского общества и международной общественности со стороны субъектов политики зарубежных стран и криминальных структур по вопросам государственной политики как внутри страны, так и за рубежом, необходимо осуществлять постоянно.

Выполнение краткосрочных задач государственной информационной политики требует значительно меньшего времени - неделей или месяцев. Такие задачи могут быть связаны, например, с подготовкой и проведением избирательных компаний, с достижением поддержки российским обществом официальной позиции государства по вопросам признания государственной независимости Абхазии и Южной Осетии[83], политических оценок перспектив расширения НАТО за счет бывших республик СССР, развертывания в Польше и Чехии третьего эшелона ПРО США, фактического признания западными государствами независимости Косово, военных акций государств НАТО в бывшей Югославии и т.п. В то же время достижение общественной поддержки позиции России по этим вопросам со стороны международного сообщества потребует значительно большего времени и может быть отнесено к долгосрочным задачам государственной информационной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: