Постнеклассическая наука (последняя треть XX в. - настоящее время).
В 20-м веке, особенно со второй его половины, начинает усиливаться интеграция знания и возрастает количество междисциплинарных исследований, на базе которых и совершаются наиболее значительные научные открытия. В настоящее время вновь пришло осознание необходимости создания новой универсальной научной картины мира. Процесс ее формирования осуществляется на основе следующих парадигмальных оснований: самоорганизация, эволюция, системность, возрастание роли социальных целей и этических ценностей в научном познании.
Основу для формирования современной постнеклассической науки обусловили серии открытий на рубеже XIX-XX веков: открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.
Основные принципы постнеклассической науки:
а) [ S –Ср - О]. Объект познания невозможно описать не только без средств и методов познания, но и без учета социальных целей и внутринаучных познаний.
Это обусловлено тем, что все более важное место в жизни общества стали занимать системы, имманентно включающие человека в качестве своего важнейшего элемента – так называемые «человеко-размерные» системы. К ним относятся медико-биологические объекты, биосфера в целом, информационные комплексы (человек-машина), объекты экологии, Изучение данных систем принципиально невозможно в парадигме ценностно-нейтрального знания. Даже на стадии эксперимента исследования связаны с большой долей риска; они либо затрагивают непосредственные жизненные интересы человека, либо, воздействуя на этот объект, изменяют окружающий мир (нанотехнологии, клонирование, коллайдеры, ГМ-продукты и др.). В этой связи возрастает как значение социальной экспертизы научно-исследовательских программ (контроль со стороны общества), так и роль этических ценностей, которыми руководствуются исследователи. Если ранее ученые ориентировались только на внутринаучные цели и ценности (поиск истины), то сейчас возрастает значение вненаучных социальных целей и приоритетов, которые определяют характер и границы возможного вмешательства в объекты исследования. Общество все более наделяется правом контролировать направление научных исследований и определять степень возможных рисков.
б) усиление роли междисциплинарных исследований.
Специализированное изучение мира в 17-19 вв. способствовало возрастанию точности и глубины знания в рамках конкретной научной дисциплины, но и в определенной мере обусловливало обособление знания, изоляцию дисциплинарных практик: ученые утрачивали взаимопонимание, теряли представление о месте, роли и значении своей работы в рамках общего познавательного процесса. В 20 веке возникает тенденция к интеграции и междисциплинарному синтезу, а появляющиеся в результате ее гибридные области науки (биофизика, биохимия, геофизика, геохимия и др.) оказываются среди лидеров в приращении знания. Нормой становятся комплексные исследовательские программы, для реализации которых привлекаются специалисты из разных областей знания. Успешная реализация этих программ зависит от органичного соединения экспериментальных и теоретических, фундаментальных и прикладных знаний. Существенно возрастает значение системного метода, предполагающего исследование взаимосвязей и взаимодействий частей в рамках целого. Междисциплинарный характер современных исследований приводит к изменению методов исследовательской деятельности: методы одной науки активно используются в других науках. Например, в естествознании (чаще всего в биологии, геологии) применяется метод исторической реконструкции, который ранее использовался только в гуманитарных науках. Примером исторической реконструкции в астрофизике является реконструкция происхождения Вселенной из Большого взрыва, осуществленная С. Вайнбергом и представленная в виде определенной последовательности кадров.
в) органичное соединение экспериментальных и теоретических, фундаментальных и прикладных знаний,
г) методологический плюрализм (множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу методологий).
Мир представляет собой совокупность открытых, нелинейных, самоорганизующихся систем; он вариативен, непредсказуем, в определенном смысле – случаен. Поэтому невозможно построить полную, непротиворечивую научную картину мира; она может быть только вариативной (плюральной). Тем самым неизбежно усиливается внимание к внерациональным компонентам познавательной деятельности (интуиция, воображение, красота, простота).
д) истина рассматривается не только как относительная и конкретная, но и как конвенциальная.
е) на 1 место выходит не физика, а биология, антропология.
Ноосфера. 20-х годах XX в. Вернадский утверждает, что закономерным этапом достаточно длительной эволюции развития материи является биосфера - целостная система, которая обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Под влиянием научной мысли человека и человеческого труда она переходит в новое состояние - ноосферу. В концепции Вернадского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию.
Глобальный эволюционизм. Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной от "Большого взрыва" до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции имеют генетическую и структурную преемственность.
Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. Вселенная эволюционирует ради появления человека.
Синергетика. На роль новой парадигмы для науки стала претендовать синергетика.
Синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, человек, сообщества людей). Синергетика утвердила всеобщую взаимосвязанность мира и много вариантность развития систем.