По Попперу, во Вселенной можно выделить три реалии:
Мир 1 – мир физических состояний и объектов, будь то атомы, поля и силы или «твёрдые материальные тела» - деревья, столы и т.п. – это реальность, существующая объективно.
Мир 2 – мир состояний сознания, мыслительных состояний, знания в смысле «Я знаю» – субъективных состояний сознания, состояние сознания и его активность.
Мир 3 – мир объективного содержания мышления и продуктов человеческого сознания. Это – гипотезы, проблемы, научные теории (истинные или ложные), проекты, материализованные в виде машин, скульптур, зданий, лежащие в библиотеках книги (которые, возможно, никем не будут прочитаны), и даже возможные в будущем следствия из имеющихся теорий.
Хотя третий мир есть человеческое творение, он существует в значительной мере автономно. Независимость существования этого третьего мира Поппер доказывает посредством следующих экспериментов.
Эксперимент 1. Предположим, что все машины, орудия труда разрушены, а также исчезли субъективные знания, в частности и о том, как были сделаны эти машины, как ими можно пользоваться. Однако библиотеки и наша способность учиться остались. В этом случае, несомненно, цивилизация достаточно скоро будет восстановлена.
Эксперимент 2. Принимаются условия 1-ого эксперимента, но предполагается, что уничтожены также и библиотеки. В данном случае цивилизация будет возрождаться в течение многих тысячелетий, то есть надо будет начинать всё с начала.
Рост знания в "третьем мире" (развитие науки) описывается Поппером следующей схемой
P1 -> TT -> EE -> P2
где P1 - исходная проблема, TT - пробная теория, претендующая на решение проблемы, EE – теория проходит проверку, оценка теории, ее критика и устранение ошибок, P2 - новая проблема.
Прогресс науки состоит не в накоплении знания, а в возрастании глубины и сложности решаемых нами проблем.