Фазы развития научной специальности («невидимого колледжа»)

В ходе исследований были выделены четыре фазы, через которые проходит научная специальность в сво­ем становлении.

1. Нормальная фаза. Это период относительно разроз­ненной работы будущих участников и их небольших групп (часто это группы аспирантов во главе с руко­водителем) над близкой по содержанию проблематикой.

Общение идет, в основном, через формальные каналы, причем его участники еще не считают себя связанными друг с другом внутри какого-нибудь объе­динения. Эта фаза в истории специальности констру­ируется ретроспективно только в тех случаях, когда новая специальность сформировалась. Нормальная фаза часто завершается опубликованием «манифеста», в котором содержатся в общих чертах программа раз­работки проблематики и оценки ее перспективности.

2. Фаза формирования и развития сети характери­зуется интеллектуальными и организационными сдви­гами, приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций. Как правило, новый подход к исследованию проблематики, сформулирован­ный лидером одной из исследовательских групп, вы­зывает взрыв энтузиазма у научной молодежи и при­водит под знамена лидера определенное число сторон­ников, но в то же время этот подход еще не получает признания в дисциплинарном сообществе в целом. Участники формируют сеть устойчивых коммуникаций.

3. Фаза интенсивного развития программы нового направления за счет действий сплоченной группы, которую образуют наиболее активные участники сети коммуникаций. Эта группа формулирует и отбирает для остронаправленной разработки небольшое число наи­более важных проблем (в идеальном случае одну про­блему), в то время как остальные участники сети полу­чают оперативную информацию о каждом достижении новой группировки, ориентируются на нее в планиро­вании своих исследований и обеспечивают тем самым разработку проблематики по всему фронту.

4. Фаза институционализации новой специальнос­ти. Научные результаты, полученные сплоченной груп­пой, обеспечивают новому подходу признание сообще­ства, возникают новые направления исследований, базирующиеся на программе сплоченной группы. При этом, однако, сплоченная группа распадается, ее быв­шие члены возглавляют самостоятельные группиров­ки, каждая из которых разрабатывает по собственной программе группу специальных проблем. Специаль­ность получает формальные средства организации (журналы, библиографические рубрики, кафедры, учебные курсы, секции в профессиональных ассоци­ациях и т. п.), и отношения внутри нее снова перехо­дят в нормальную фазу.

Внутри «невидимого колледжа» выделяют «ядерную группу» - лидеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: