Прочитайте и запомните следующие рекомендации

1. При организации общения очень важно строить его не «от себя», а «от них (людей)».

2. Организуя общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного человека, т.е. учитывайте индивидуально – типологические особенности клиента. Выбирайте скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику, в том числе интонирование, общий психологический контекст речи.

3. Постоянно помните, что общение нельзя ограничивать только одной функцией – информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный «репертуар» общения, т.е. реализовать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности, и оказания воздействия.

4. Вступая в контакт с людьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Диплом автоматически не даёт права быть ведущим во взаимоотношениях. Это великое право надо завоевать.

5. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в коллективе – без этого продуктивный процесс невозможен. Держите руку на «психологическом пульсе». Для этого необходимо:

· уметь наблюдать за людьми;

· анализировать причины конфликта – он может играть роль движущей силы в процессе (если, конечно, не перерастет в конфликт межличностный);

· помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на людей, - в этом тоже своеобразие профессионального общения.

6. Если в процессе общения возникает потребность в дискуссии, старайтесь не обидеть оппонентов. Нужно доказывать неверность мнения человека, не задевая недостатков его характера.

7. Будьте инициативны в общении; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно организовывать сотрудничество.

8. Быть инициативным в общении – значит:

- уметь быстро и энергично организовывать психологический контакт с людьми;

- целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, формировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;

- вызывать ответную потребность людей в межличностном взаимодействии, на основе которого может успешно развиваться совместная деятельность;

- уметь в соответствии с возникающими задачами перестраивать взаимодействие: формы, стиль, методы общения и т.д.

9. Организуя общение, важно знать некоторые специфические психологические характеристики лиц мужского и женского пола. Женщины более эмоциональны, весьма ранимы. Они более чутко реагируют на бестактность, острее переживают неуважительное отношение; одновременно, в отличие от мужчин, более успешно маскируют своё реальное отношение к провизору.
10. Избегайте штампов в общении. Штампы могут проявиться:

- в общей манере вести себя;

- в стереотипных реакциях на поведение людей;

- в механическом следовании запланированной схеме разговора без учёта его реального развития;

- в «психологической закрытости» провизора, который реализует только профессиональные функции и не раскрывается как человек.

11. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым клиентам – это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Такие негативные установки могут возникать в результате:

· неверно сложившихся взаимоотношений и вашего нежелания пересмотреть их;

· отрицательного стереотипа в отношении к данному человеку;

· межличностного конфликта, который мог ранее произойти между вами;

· стремления человека выделиться;

· частых дискуссий по различным вопросам, в которые вступает с вами клиент;

· грубости клиента, и т.п.

12. Чаще улыбайтесь. Улыбка говорит о том, что встреча с человеком приятна вам. Вообще улыбка создаёт общий благоприятный психологический настрой: располагает к общению, вызывает стремление к работе.

Понаблюдайте за собой:

· как часто вы улыбаетесь людям;

· способны ли вы вместе с людьми смеяться;

· не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости.

13. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с людьми чаще звучали одобрение, похвала. Это ведёт к тому, что человек начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания.
14. Развивайте свою коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения с данным клиентом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы к личности.

15. Помните, что людей всегда волнует их личность – ваше отношение к ней, понимание, уважение и т.п. Вот почему в процессе общения весьма важно выходить именно на личность.

В нашем общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности человека, и люди это должны ощущать.

16. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год. Но ведь всё меняется, изменяется система требований к организации взаимоотношений, а мы нередко не чувствуем того, что используем систему общения, не соответствующую изменившейся личности, миру.

17. Умейте анализировать процесс общения.

Если в коллективном или индивидуальном общении имели место сбои, то:

· попытайтесь определить причины ошибок в общении (непонимание психологической ситуации и настроя партнёров по общению; «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения; недостаточная саморегуляция в общении; подмена задач общения; несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в группе, вашей собственной индивидуальности; механическое копирование стиля общения коллег; психологические барьеры);

· постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;

· попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этой группой (человеком);

· продумайте ситуацию будущего общения с клиентом (группой).

18. Особое внимание следует обратить на взаимоотношения с коллегами: они существенным образом влияют на общий социально-психологический климат рабочего процесса.

Рекомендую при организации взаимоотношений с коллегами учитывать следующее:

· будьте доброжелательными в отношении к другим членам коллектива;

· подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;

· стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной деятельности;

· стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте своё внимание лишь на недостатках;

· ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями вашего коллектива;

19. Следите за собственной речью, помните, что она – отражение вашей личности; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки. Обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации. Исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на людей, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.

Вот те основные психолого-педагогические требования к организации общения, которые должен знать каждый профессионал. Безусловно, недостаточно заучить их и механически реализовывать. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет вам наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в рабочем процессе – фактор человеческий.

Коммуникативный процесс в человеческом общении имеет разнообразные формы. Информация может транслироваться как с помощью знаков, так и невербальных средств общения. Роль «невербалики» трудно переоценить.

· Колоссальный потенциал взаимопонимания заложен в таком сопредельном коммуникации процессе, как слушание. Виды слушания находятся в соответствии с ситуациями общения. Для профессиональных коммуникаторов принципиально важное значение имеет техника «активного слушания».

· Цель любого коммуникативного сообщения – реализация некоторого личностного замысла. Однако не каждое желание коммуникатора приемлемо для реципиента. Для защиты от информации, несущей опасное нежелательное воздействие реципиентом создаются коммуникативные барьеры. Они возникают по разным причинам и чрезвычайно различны по форме.

· Такт, стили общения, скорость речи, интонирование также являются важными факторами, влияющими на коммуникативную компетентность провизора.

Овладение навыками общения – залог успеха в работе. Для этого необходима длительная, целенаправленная, систематическая работа над собой. Стремясь к самосовершенствованию, следует думать о том, как улучшить отношения с людьми, наладить отношения в коллективе. Только заботясь о других, можно стать лучше самому, научиться умело контактировать с людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: