Задание 1. Прочитайте пословицы о языке и речи. Пополните их ряд. Выучите по 3 понравившихся пословиц наизусть. В каких значениях используется слово «язык»? Объясните, как вы понимаете разницу между понятиями «язык» и «речь».
1. Мал язык, да всем телом владеет. 2. Язык голубит, язык и губит. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Языком не торопись, а делом не ленись. 5. Языком капусты не шинкуют. 6. Языком и лаптя не сплетёшь. 7. Кто языком штурмует, не много навоюет. 8. Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь. 9. Хорошую речь хорошо и слушать. 10. Живое слово лучше мёртвой буквы. 11. Красно поле пшеном, а беседа умом. 12. Не ножа бойся, языка. 13. Слово не стрела, а разит. 14. И хорошее слово хорошо один раз. 15. Речь хороша, когда коротка. 16. Меньше говори, да больше делай. 17. Во многословии больше пустословия. 18. Ласковое слово, что весенний день.
Задание 2. Распределите эти слова по трем столбикам с точки зрения их функции в речи. Дополните список слов.
Общение СообщениеВоздействие
Агитация, выговор, газета, диалог, дискуссия, доклад, информация, книга, контрпропаганда, лекция, монолог, нотация, полемика, пропаганда, разговор, собеседование, экзамен.
Задание 3. Согласны ли вы с мнением С. И. Ожегова.Дайте развернутый ответ.
«Культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое… и наиболее уместное»?
Задание 4. Прочитайте выразительно предложения. При произнесении каких слов вы затруднялись? Проверьте себя и уточните, в каких случаях вы ошибались в постановке ударения.
А что это мне никто не звон и т? У вас нет недв и жимости? Без твоей оп е ки (не опёки) он и шагу ступить не может. Пусть премир о ванных сотрудников будет как можно больше. Голос из-за дв е ри. Хотите купить товар о птом – поезжайте на опт о вый рынок. Какие красивые жалюз и. Обратись в фирму по остекл е нию (не остекленению) балконов. Ты уже отк у пориваешь банку огурцов? Правильно, отк у поривай. Будете суп со св ё клой? Не будете? Жаль. Св ё кла – вещь полезная. А со щавел ё м? Щав е ль тоже очень полезен. В магазине нет тефлоновых сковор о д. Где у вас мусоропров о д? В каком кварт а ле нужный нам дом? Представляешь, по скользнулся (не подскользнулся) возле с а мого дома! Я бал у ю свою дочь, ты бал у ешь своего сына, мы бал у ем своих детей, наши дети совсем разбалов а лись. Выбор ш а рфов в магазине огромный. У вас тут бр о ня должна быть на билеты. Мы сами вам позвон и м. Из этих догов о ров следует… Предлагаем опт о вые партии товара. Хочу поработать с катал о гом. Когда же наконец включ а т свет?
Задание 5. Какие из этих слов в своем прямом (не переносном!) значении являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность? врач, лечение, белобрысый, биссектриса, вода, всласть, голова, дисциплинарный, завзятый, крыло, нос, небезызвестный, получать, зачетка, здоровье, валеология, весьма неблагоприятная ситуация.,
Задание 6. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.
Беспрецендентный, билютень, будующий, ветропрах, возвраст, дермантин, друшлаг, желантин, интригант, инциндент, кардон (бумага), каструля, колидор, конфорт, крант, навзрыв (плакать), переспектива, подскользнуться, подчерк, подщечина, прецендент, рекиминдация, скурпулезный, флюрография, юристконсульт.
Задание 7. Прочитайте незаконченные тексты. Ответьте на вопросы. Придумайте концовки текстов.
Задание 8. А. Отметьте допущенные нарушения норм русской речи:
1. Почему нет росписи декана? 2. Обратно ты колпак не надел. 3. Утверждает о том, что… 4. В плане спланировать... Подходы, которые подходят. 5. К пятому сентябрю работу сдать. 6. Согласно приказа. Благодаря хорошей погоды.
П р о в е р ь т е с е б я:
1.Почему нет (подписи/росписи) декана? (Роспись – живопись на стенах, потолке и на предметах быта. Подпись – собственноручно написанная фамилия под документом.)
2. (Опять/снова) ты колпак не надел. Обратный – ведущий назад; противоположный наружной стороне. )
3. Утверждает, что …
4. Внести в план… Правильный подход…
5. К пятому сентября работу сдать.
6. Согласно (чему?) приказу. Благодаря (чему?) хорошей погоде.
Б. Исправьте ошибки в использовании подчеркнутых слов и сочетаний слов.
1. Когда обман раскрылся, я зарекся не врать. 2. Спешно были заказаны и пошиты костюмы для торжественной церемонии. 4. Не следует относиться к этому человеку серьёзно: он факир на час.
П р о в е р ь т е с е б я:
1. Глагол з а р е к а т ь с я означает «давать себе обещание не делать чего-либо», поэтому правильно … зарекся врать.
2. В значении «изготовить шитьём» глагол п о ш и т ь является просторечным. Правильно: были сшиты.
4. Правильно: калиф на час; калиф – лицо, наделённое властью на короткое время.
Задание 9. Запишите правильный вариант предложений, исправив в них речевые ошибки.
6. Литература:
Основная:
1. Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К. Ахмедьярова, К.К. Жаркынбековой. – Алматы: Қазақ университеті, 2008.
2. Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х частях. Основной курс. – Алматы, 2007.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Қазақ университеті, 2009.
4. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика. – Алматы: Раритет, 2004.
5. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие. – М., 2000. – 256 с.
6. Бекишева Р.И., Мусатаева М.М. Пособие по научному стилю русской речи (юридический цикл) – Алматы, 2001. – 146 с.
7. Карымсакова Р.Д., Жаппарова К.З., Айкенова Р.А. Пособие по русскому языку для студентов-юристов. – Алматы, 2000.
8. Цой А.А. Развитие навыков научной речи: учебное пособие. – Алматы: АГУ им.Абая. 2000. 74 с.
9. Гиздатов Г.Г. Культура письменной речи юриста: учебное пособие. – Алматы: Центр деловой книги, Глобус, 1999.
10. Абжанова Т.А. Кдырбаева Р.А., Кочергина Т.Д. Пособие по развитию навыков научной речи (филологический цикл). – Алматы: Санат, 1995. – 208 с.
11. Абдыкулова К.Е., Ким Г.В., Павленко В.К. Русский язык. Практический курс: учебное пособие. – Алматы: Санат, 1995. – 208с.
12. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи. – Алматы: Анна тили, 1993. – 143 с.
13. Жаналина Л.К., Сарбаева Т.М. Практический курс русского языка. – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 173 с.
14. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М: Русский язык, 1991. – 201 с.
15. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. –М.: Русский язык, 1983–168с.
Дополнительная:
1. Троянская Е.С. Обучение чтению научной литературы. –М.: Наука, 1989.
2. Пособие по обучению профессиональной научной речи. – М.: Высшая школа, 1984.
3. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. – Москва: Высшая школа, 1984.
4. Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан. – Алматы: МОИН РК, КазУМОМЯ им. Абылай хана, 2006. Ро