Этап урока, цель | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организационный момент | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, фиксирует отсутствующих | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний, сообщение целей | Повторение темы урока 3. Игровой момент (загадка). Постановка цели урока | Проводит конкурс рисунков о волшебных буквах русского алфавита. Предлагает учащимся отгадать загадки: Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак.) Бурным чувствам нет конца, Пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак.) Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. (Точка.) Открывает на доске карточки с изображением знаков препинания и спрашивает учащихся, какую роль выполняют эти знаки в письменной и устной речи | Показывают свои рисунки о буквах, выполненные дома. Читают стихотворения о буквах. Отгадывают загадки. | Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Понимать смысл загадки и смысл текста. Осознанно строить речевое высказывание | Устные ответы на воп- росы. Наблюдения учителя |
Продолжение табл.
|
|
Просит прочитать предложения, передавая голосом различную интонацию в соответствии со знаками препинания. Я умею читать. Я умею читать? Я умею читать! Объясняет учащимся, что на уроке будут учиться передавать голосом при чтении различную интонацию. Интонация – тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего | Читают предложения с различной интонацией | Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя) | |||
III. Изучение нового материала | Чтение скороговорки. Работа с карточками. | Просит учащихся прочитать скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе: Стала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: «Ну что из них получится?» В. Лунин Интересуется, с какой интонацией надо читать слова утки. Показывает карточки с картинками и предлагает выполнить задание: – Назовите предметы, изображённые на карточках. – Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются (Приложение 1) | Читают скороговорку Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют задание педагога. | Принимать и сохранять учебную задачу. Формулировать ответы на вопросы учителя. Находить на разнообразные способы решения задач. | Наблюдения учителя. Задание в карточке. |
Продолжение табл.
|
|
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя» Словарная работа и анализ прочитанного произведения. | Предлагает рассмотреть иллюстрации на с. 14 (часть 1) учебника и ответить на вопросы: – Кто автор стихотворения? – Как называется произведение? – Как вы думаете, о ком это стихотворение? Объясняет учащимся значение слов, встречающихся в стихотворении: Приятель – друг. Восторг – радость. Нацарапай – напиши. Организует беседу по вопросам: – Как выражал свои чувства медведь? – Какие звуки он произносил? Что выражал звуками? – Какие звуки не могут передать рёв медведя? Просит произнести звуки, которые издавал медведь. Предлагает найти и зачитать строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «…нам письмо ты нацарапай». Организует диалог с учащимися по вопросам: – Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль? Почему? – Прочтите пословицы: • Слово – серебро, молчание – золото. • Слово дано человеку, а животному – немота. – Какая пословица отражает идею стихотворения? – Объясните смысл этой пословицы | Самостоятельно читают стихотворение, отвечают на вопросы Запоминают значение слов, отвечают на вопросы. Находят и зачитывают ответ медведя. Читают пословицы и объясняют значение. | Владеть навыком смыслового чтения художественных текстов Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме. Выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Устные ответы Устные ответы. |
Продолжение табл.
Физкультминутка (Приложение 2). Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой». Беседа по теме «Интонация» и по содержанию стихотворения | – Объясните значение пословиц на с. 15 (часть 1) учебника. – Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно? «О-о-о!» (Удивленно.) Проводит физкультминутку. Предлагает прочитать фамилию автора, название стихотворения и ответить на вопросы: – Как называется стихотворение? – Как вы думаете, о ком это стихотворение? Просит учащихся во время чтения обратить внимание на пунктуационные знаки. Организует беседу по вопросам: – Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.) – С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.) – Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.) – Почему поссорились мальчик и пчела? – Какие звуки в словах нужно произнести протяжно? | Читают с различной интонацией восклицания: «Э-э-э!» (Важно.) «У-у-у!» (Обиженно.) «А-а-а!» (Нежно.) Самостоятельно читают стихотворение «Разговор с пчелой» (по выбору учителя). Отвечают на вопросы. Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.) Зачитывают только слова пчелы, показывая голосом, что она рассердилась | Сохранять поставленную задачу Владеть навыком смыслового чтения текста. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Наблюдения учителя. Устный опрос |
Окончание табл.
IV. Закрепление знаний и способов действий | Игра «Продолжи рифму» (Приложение 3) | Читает стихотворение | Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем | Устный ответ |
V. Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений и знаний | Проводит беседу по вопросам: – С произведениями каких авторов мы познакомились? – Что объединяет эти произведения? – Как можно передать чувства говорящего? – Какое стихотворение понравилось больше всего? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Внеурочная деятельность | Подготовить выразительное чтение изученных стихотворений | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Приложение 3
|
|
Рисовал художник ламу
И картинку вставил в … (раму).
Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я … (пил).
Зреет на кустах малина,
Соберет ее … (Марина).
Собирал модели Юлик,
Помогал братишке … (Юрик).
Дедушку зовут Лука,
У него болит … (рука).
На столе – с картошкой плошка,
За столом – голодный … (Прошка).
Приготовил повар … (Пров).
Вкусный и душистый плов.
Вечно плачет этот Лёва,
Говорят ему: «Ты – … (рёва)».
В блеске солнечных лучей
По земле бежит … (ручей).
Хорошо танцует Ваня
И его сестрёнка... (Таня).
Урок 5. И. Гамазкова «Кто как кричит?».
И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития читательского интереса; речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления; научить анализировать произведения.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать текст стихотворения по книге и наизусть, использовать приём звукописи при изображении различных героев.
Личностные: положительное отношение к урокам литературного чтения и умение оценивать своё отношение к учебному процессу; представления об общих нравственных категориях.
|
|
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы по тексту произведения, участвовать в диалоге, передавать характер героя и изобразить его с помощью жестов, мимики.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: алфавит; карточки-ребусы; карточки с загадками; фотографии и рисунки с изображением животных; кроссворд; энциклопедия о животных.