Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Регулятивные УУД: уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
– С каким произведением вы познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Понравилась ли вам сказка?
– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?
Внеурочная деятельность: пересказ сказки по составленному картинному плану;придумайте, чем могла бы закончиться эта сказка.
Дополнительный материал к уроку 2
Ирина Петровна Токмакова (род. в 1929 г.) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Была известная закономерность и в том, что она обратилась к этой области художественной литературы, и в том, что избрала один из труднейших её участков – литературу для дошкольников.
Еще в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Ее мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей.
«Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного – коклюш, у другого – выдающиеся способности, – пишет о своём детстве Токмакова. – Всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским».
|
|
Писать она пыталась рано, ещё в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом.
Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 г., когда в журнале «Мурзилка» был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок для детей.
Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчёлы хоровод» появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями.
В 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой «Деревья». В нем девять стихотворных зарисовок – о яблоньке, берёзе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. Даются не просто описания деревьев, наиболее распространённых на значительной территории нашей страны. Каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребёнка. С яблонькой хочется подружиться («Я надела платьице с белою каймой. Маленькая яблонька, подружись со мной»). Осинку нужно согреть («Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке»). У дуба можно поучиться выносливости («Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, значит, закалённый»).
Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая девочка, которую дёрнули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на «внучат» – маленькие ёлочки; берёза, если бы ей дали расчёску, заплетала бы по утрам косичку. Таким образом, метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям.
|
|
В 1980 году был опубликован сборник «Летний ливень», в который вошли лучшие произведения И. Токмаковой, созданные за двадцать лет работы. Книга состоит из нескольких разделов. В третьем разделе – прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А».
В повести-сказке «Аля, Кляксич и буква «А» сюжет развивается в соответствии с законами жанра. Завязка сказочной ситуации – появление у девочки Али буквы «А» с сообщением о том, что в «Азбуку» пробрался Кляксич, который ссорит буквы друг с другом и хочет заменить их своими родственниками – кляксами. Развитие сюжета – встречи девочки Али и буквы «А» с разными буквами, одни из которых помогают, а другие мешают им разыскать и стереть резинкой Кляксича.
В повести использован необычный приём: автор подключает читателей к разрешению конфликта между добром и злом. Они выступают как представители доброго мира сказки: разгадывают строчки и акростихи, соединяют палочки буквы «Ш» и тем самым помогают освободить все буквы «Азбуки». Художественное и дидактическое в повести-сказке составляют единую сюжетную структуру. Принцип «обучать забавляя» осуществляется здесь наиболее удачно.
Подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы – тако жанровый диапазон поэзии И. Токмаковой.
Урок 3. САША Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» – нет»
(технологическая карта)
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты образования Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) | Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям |
Личностные:формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение | |
Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации | |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины | Гласные и согласные звуки, особенности произношения. Положение звука в начале, середине и конце слова |
Образовательные ресурсы | Алфавит; картинки со словами; карточки с изображением предметов; карточки с пословицами; карточки с играми; выставка книг о буквах |