Этап урока, цель | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога | Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний, сообщение целей | Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности | Предлагает прочитать зашифрованные слова: шьелм (шмель) зяем (змея) вачр (врач) сакоаб (собака) Организует диалог с учащимися по вопросам: – Какое слово лишнее? Почему? – Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (Аа-аа-ааа…). Произнесите звук а. Какой это звук? – Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук? – Как рычит собака? (Р-ры…) Произнесите звук р. – Какой это звук? – Как шипит змея? (Ш-шш…) Произнесите звук ш. Какой это звук? – В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках | Читают слова, предложенные учителем. Отвечают на вопросы учителя | Понимать смысл текста. Формулировать ответы на вопросы учителя. Выполнять инструкцию | Устные ответы |
Продолжение табл.
III. Изучение нового материала | Речевая минутка. Работа с карточками. Знакомство со стихотворением Саши Черного «Живая азбука». Словарная работа | Вместе с учащимися читает чистоговорку: Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жи-жи-жи – здесь живут ежи. Же-же-же – дождь прошел уже. Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. Раздаёт учащимся карточки с картинками и предлагает выполнить задание. Вариант I – Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук (Приложение 1). Вариант II – Обведи синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук (Приложение 2). Организует беседу по вопросам: – Прочтите фамилию автора. – Как называется произведение? – Как вы понимаете это название? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что на ней изображено? – Как вы думаете, о чём это произведение? Просит прочитать стихотворение. Предлагает объяснить значения слов из данного произведения. Полночь – глубокая ночь. Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу – начали шалить | Читают. Рассматривают карточки и анализируют задание. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение | Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий. Формировать общее мнение в совместной деятельности. Формулировать ответы на вопросы учителя. Строить высказывания, понятные для партнёра. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | Задание на карточке. Устные ответы |
Продолжение табл.
Анализ прочитанного текста. Игровой момент. Физкультминутка (Приложе- ние 3) | Превесёлый – очень весёлый. Маскарад – бал, на который приходят в масках и костюмах. Задает вопросы по прочитанному тексту: – Что произошло в полночь? – Кто начал шалить? – Почему буквы «затеяли проказу»? – Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»? – Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему? – А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»? Проводит игру «Узнай букву на маскараде». Демонстрирует изображения животных (слон, бегемот, носорог, жираф, синица, филин и др.). Проводит физкультминутку | Отвечают на вопросы учителя Угадывают буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме. Договариваться в совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своих действий | Устные ответы. Наблюдения учителя | |
IV. Продолжение изучения нового материала | Первичное знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему «А» потся, а «Б» – нет». | Задаёт вопросы учащимся: – Кто автор следующего произведения? – Как называется этот рассказ? – Как вы думаете, о чём в нём рассказывает автор? Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод | Отвечают на вопросы. Читают рассказ вслух. | Принимать и сохра- нять учебную задачу. | Наблюдение учителя. |
Продолжение табл.
Анализ произ-ведения Знакомство с понятием «гласные и согласные звуки». Выборочное чтение. Инсценировка сказки А. Шибаева «Всегда вместе» | Просит учащихся найти в тексте звуки, которые можно петь и прочитать. – Как называет их писатель? Просит объяснить выражение «хорошо поставленными голосами», а затем прочитать объяснение этого выражения. (Это голоса людей, научившихся хорошо, правильно петь.) Объясняет, какие звуки нельзя пропеть. Рассказывает: – Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя): – Ааааа! – Ооооо! – Ууууу! Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные. Предлагает учащимся прочитать строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум, и вспомнить их название. Затем прочитать строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными. Читает сказку. Распределяет роли между учащимися. | Работают с текстом. Слушают. Работают с текстом. Читают. Читают сказку по ролям. | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь интонационно передавать речь персонажей | Устные ответы Чтение текста. |
Окончание табл.
Эвристическая беседа | Организует беседу по вопросам: – Что произошло, когда звуки поссорились? – Чему учит эта сказка? – Нужно ли спорить о том, кто важнее? – Назовите пословицы о дружбе, о ссоре. • Все за одного, один за всех. • Дружба и братство дороже любого богат-ства. • Одна голова – хорошо, а две лучше. • Согласие крепче каменных стен. • От одного слова – да навек ссора | Отвечают на вопросы. Анализируют сказку «Всегда вместе» | Формулировать ответы на вопросы. Строить высказывания, понятные для партнёров | Устные ответы | |
V. Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений | Организует беседу по вопросам: – С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? – Почему «А» поется, а «Б» – нет? – Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы? – Чему учит рассказ Ф. Кривина? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать своё мнение и позицию | Оценивание учащихся |
VI. Внеурочная деятельность | 1. Составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных. 2. Нарисовать «сказочную» букву и найти стихотворение об этой букве (Приложение 6) | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Приложение 4
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
– Ссс… – змеиный слышен свист.
– Шшш… – шуршит опавший лист.
– Жжж… – шмели в саду жужжат.
В. Берестов
Урок 4. Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой»
(технологическая карта)
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты образования | Предметные: умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить самого героя и его речь* |
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев | |
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): | Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать и правильно употреблять понятие «интонация». Коммуникативные: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины | Знаки препинания, интонация в речи |
Образовательные ресурсы | Карточки с пунктуационными знаками!.?; карточки с изображением предметов; словари по русскому языку; иллюстрации к произведениям; портреты поэтов и писателей |