Лекция 16. Организационно-правовые меры обеспечения устойчивого

План

1. основы экологического права

2. Госорганы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды

3. Нормирование качества окружающей среды

Одна из важнейших функций государства – государственное управление природопользованием и охрана окружающей среды. Суть ее заключается в организации деятельности по разработке и выполнению программ правовых актов, планов, программ в области природопользования. Главные принципы и нормы, регулирующие охрану природы и ресурсов:

· Определение основных направлений политики в области природопользования

· Обеспечение экологической безопасности, на ближайшие годы и перспективу

· Утверждение экологических программ и их финансирование

· Учет природных ресурсов, ведение кадастров

· Оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния природной среды

· Установление лимитов использования природных ресурсов

· Формирование и расходование экологических фондов

· Принятие решений о закрытии экологически вредных производств

· Применение санкций к нарушителям экологического законодательства

· Организация заповедного дела и красной книги

· Экологическое образование и воспитание

В настоящее время 2 главных направления правового регулирования

Предотвращение и ограничение вредных воздействий на окружающую среду

Правовое регулирование направлено на обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Природные ресурсы находятся в федеральной государственной собственности.

Правительство РФ (высший исполнительно орган) обеспечивает проведение единой государственной политики.

Важным инструментом является экологическое право - отрасль права, кот. регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источником экологического права являются документы: конституция, законы и кодексы, указы и распоряжения президента; нормативные акты министерства и ведомств; нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей среды (конституция 12 декабря 1993 г.) право на Землю, природные ресурсы, на экологическую безопасность, на возмещение ущерба.

2. Законы и кодексы составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о недрах, о земле, охране атмосферного воздуха, охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г. №7 Ф3. В этом главном законе отражены вопросы:

§ Основы управления в области охраны ок.ср.

§ Права и обязанности граждан

§ Экономическое регулирование

§ Нормирование

§ Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

§ Требования к охране природы при хозяйственной деятельности

§ Зоны экологического бедствия,

§ Охраняемые природные объекты

§ Гос. мониторинг

§ Контроль в области охраны

§ Научные исследования

§ Основы формирования экологической культуры

§ Ответственность за нарушения

§ Международное сотрудничество

Действующий ныне закон значительно расширяет полномочия субъектов федерации. Право разрабатывать и издавать свои законы.

2. Госорганы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на 2 категории: органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся президент, Федеральное собрание, Госдума, правительство, представительные и исполнительные власти субъектов РФ. К категории специальной компетенции делятся на: комплексные, отраслевые и функциональные

Комплексные до 2000 г функции управления природопользованием и охраны окружающей среды выполняет Госкомитет РФ по охране окружающей среды и Министерство природных ресурсов.

17 марта 2000 все функции выполняет Министерство природных ресурсов, в структуру которого вошли гос.служба охраны окружающей среды и гос служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности. К комплексным службам относятся также: департамент госсанэпидемнадзор РФ, фед служба по гидрометеорологии, министерство по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий.

Отраслевыеорганы (Рослесхоз, Роскомзем, Госкомрыболовство, Минсельхоз России).

Функциональные органы выполняют функции в отношении природных объектов (Минатом, Госгортехнадзор (использование недр), Минздрав (санитарно-эпидемический контроль), МВД России (охрана воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба милиции).

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в госстандартах (ГОСТ), которые, также как и постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие в 1977.Система стандартов в области охраны природы имеет следующие подсистемы: 0- основные положения, 1- гидросфера, 2- атмосфера, 3- почвы, 4- земли, 5- флора, 6- фауна, 7- недра.

По направлениям действий делятся на виды: 1- термины и определения, 2- нормы и методы измерения загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов, 3- правила охраны природы и рац. использов. прир рес, 4- методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хоз воздействия 5-6 – требования к средствам контроля и защиты окружающей среды, 7 – прочие стандарты. Например, ГОСТ 17. 2.2.05-86 17-номер подсистемы (атмосфера), 2- вид стандарта (нормы и методы измерений), 05 номер стандарта, 86 – год издания.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие разрабатывает экологический паспорт. Цель- прогноз экологической ситуации на предприятии и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранной деятельности. В паспорт входит данные об использовании природных ресурсов, о воздействии его на окружающую среду. При отсутствии лишается права на природопользование и хоз. деятельность или штраф.

ОВОС

Предупредительная форма экологического контроля - экспертиза. Бывает государственная, общественная, и др. Оценить соответствие намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности. Любые проектные документы, новая техника, технология, продукция, сырье, материалы, а также проекты стандартов и нормативов.

Федеральный закон об экологической экспертизе (1995) Принципы: обязательность, научная обоснованность выводов, независимость, вневедомственность- широкая гласность.

Общественная экспертиза, научная и др. на добровольной основе и носят рекомендательный характер.

Более глубоким и объемным вариантом экологической экспертизы является ОВОС. Проводят при разработке всех вариантов предпректной документации. Процедура ОВОС предшествует госэкспертизе и выполняется для предварительной оценки прямого или косвенного воздействия. Организует ОВОС заказчик. В полном объеме ОВОС для крупных объектов (АЭС, нефтеочистительные заводы, ТЭС и др. Итог ОВОС – «Заявление о воздействиях на окружающую среду». Результаты ОВОС – составная часть раздела «Охраны природы» в предпроектной документации.

Экологический аудит - независимая комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей среды с подготовкой рекомендаций. Указания по экоаудиту в ГОСТ

Экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленными нормативно-правовыми документами.. Федеральная система обязательной экологической сертификации (ФСОЭС) Объектами являются – новая техника, отходы производства и потребления, строительные материалы и изделия и др. выдаются на 5 лет.

Экологический риск

Оценка состояния здоровья,

оценка состояния биоты

Оценка воздействия загрязняющих веществ, техногенных аварий стихийных бедствий на человека и окружающую среду.

Зоной экологического бедствия признаны зона Чернобыльской АЭС, Кузбасс, степные районы Колмыкии. Арал и Приаралье

Зона ЧС (Байкал, Северный Прикаспий, Кольский полуостров, Черное и Азовское, Урал)

Повышенной экол. опасности.

Хранического загрязнения окружающей среды.

Юридическая ответственность. Межрайонные природоохранные прокуратуры в некоторых субъектах

Экологические правонарушения: загрязнения, вырубка леса,.. Больше всего охота и рыболовство и охрана воздуха. Критерий – причинение вреда. Экологические правонарушения не относятся к общественно опасным – это экологические проступки, если причиняют ощутимый вред здоровью и окружающей среде – экологическое преступление.

Виды ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная, имущественная.. Дисциплинарные – нарушение должностных обязанностей

Администативные – при нарушении закона об охране окр. среды. наиболее распространенный вид – штраф, предупреждение. Мера определяется органами Минприроды. Уголовная за правонарушения с тяжелыми последствиями. Уголовным кодексом определяется. (поджег леса, рубка леса, охота и др.) Экоцид(массовое уничтожение раст. и жив., отравление воздуха и др. – экологич катастрофа - срок 12-20 лет

Качество окружающей природной среды зависит от воздействия на нее человека. Надлежаще качество обеспечивается самой природой путем самоочищения, саморегуляции. Для сохранения возможности природы самовосстанавливаться необходимо контролировать антропогенные воздействия.

Нормативы качества можно подразделить на 3 группы: санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные и вспомогательные.

Санитарно-гигиенические: ПДК вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий, нормативы санитарных защитных зон,, ПДУ допустимых уровней радиационного воздействия. Цель разработки таких нормативов является определениепоказателей качества окружающей стеды по отношениюк здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов.

Производственно-хозяйственные – производные, расчетные от величины ПДК. Нормативы выбросов и сбросов вредных веществ, которые устанавливают требования непосредственно к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной сброса.

Вспомогательные нормы и правила обеспечивают единство в употреблении терминологии, в деятельности организационных структур, в правовом регулировании правовых отношений.

Нормирование примесей в атмосферном воздухе

Нормирование примесей в атмосферном воздухе ведется по концентрации, т.е. по количеству вещества в единице объема воздуха. Иными словами нормирование ведется в единицах измерения мг/м3. Как у нас, так и за рубежом установлены нормы для различных веществ, они называются Предельно Допустимая Концентрация (ПДК ).

Разделяются нормы ПДК для рабочих на рабочем месте и для жилых районов.

ПДК - это такая максимальная концентрация примесей в атмосферном воздухе, отнесенная к определенному времени осреднения (обычно сутки), которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не вызывает патологических изменений или заболеваний и не оказывает влияния на последующие поколения.

Для каждого вещества устанавливается 2 норматива:

·ПДК максимально разовое

·ПДК среднесуточное

Максимально разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций организма - ощущение запаха, изменение биоэлектрической активности мозга, изменение световой чувствительности и т.д. Время воздействия ПДК максимально разовой может составлять не более 20 минут.

Среднесуточная ПДК устанавливается для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния веществ на организм человека.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - устанавливается для каждого источника выбросов. ПДВ устанавливается исходя из того факта, что концентрация вредных веществ при определенных условиях рассеянья в приземном слое не должна превышать максимально разовую ПДК (С<=ПДКмакс).

По степени опасности (токсичности) 4 класса веществ: 1- чрезвычайно опасные, 2- опасные, 3- умеренно опасные, 4- относительно безвредные.

Наиболее часто встречаются загрязнители: оксод азота, диоксид азота, аммиак, ацетон, бензол, бензаперен, пыль, ртуть, сероводород, оксид углерода, фенол, формальдегид, хлор.Учет суммарного воздействия (аддитивности) ряда веществ.Более 50 групп веществ: диоксид азота и оксид углерода, диоксид серы и сероводород, оксид углерода, диоксид серы и диоксид азота и др. Разработанные ПДК утверждены и имеют силу закона.

Нормирование вредных примесей в водах.

Оценка степени загрязнения водоема оценивается в соответствии с гигиеническими нормативами, важнейшим из которых является ПДК вредных веществ в водоеме. ПДК вредных веществ в воде водоема - это максимальная концентрация, которая не оказывает прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья населения и не оказывает влияния на последующие поколения при использовании этой воды в течение всей жизни. Сбрасывать вещества, для которых не установлена, ПДК в водоемы запрещено. Нормами установлена ПДК для 2 типов водоемов:

·Хозяйственно-питтьевой;

·Культурно-бытовой;

Отдельно рассматриваются водоемы рыбного хозяйства.

Кроме того, нормативы включают в себя следующие параметры:

·Фракционный и массовый состав взвешенных веществ в воде.

·Наличие плавающих примесей.

·Наличие запахов.

·Наличие привкуса.

·Окрас воды.

·Количество растворенного в воде кислорода.

·Биохимическая потребность воды в кислороде.

·Наличие возбудителей заболеваний.

·Наличие вредных веществ.

·Температура воды.

Условия сброса сточных вод в водоемы.Предельно допустимый сброс (ПДС) должен быть таковым, что при условии растворения примесей и оседании примесей на дне, за 1 км до забора воды должна быть меньше или равна ПДК. ОДУ – ориентировочный допустимый уровеньвоздействия химического вещества. ЛПВ – лимитирующий признак вредности устанавливается по тому признаку вредного воздействия, который характеризуется меньшей пороговой концентрацией.. Органолептический ЛПВ нефтепродукты, железо, ПАВ… Санитарно-гигиенический кобальт, никель, хром, свинец. Общесанитарный: аммиак, цинк

Нормирование почв. Основным нормирующим параметром является ПДК. При установлении ПДК на какие-либо концентрации учитывается главным образом вторичное воздействие контактирующих сред. В первую очередь растительность, которую мы используем в пищу. 4 основных показателя вредности: транслокационное (переход вещества из почвы в растение, миграционное водное – переход из почвы в грунтовые воды, миграционно воздушное, общесанитарное. Коэффициэнт концентрации химического вещества (отношение фактического содержания вещества в почве к региональному фоновому. И Суммарный показатель загрязнения (сумма коэффициэнтов загрязнителей). Zc

Если Zc менее 16 – опасность допустимая, низкий уровень заболеваемости, если 16-32, то умеренно-опасная,, 32- 128 – опасная, более 128 – чрезвычайно опасная.

По степени загрязнения различают почвы:

·Сильнозагрязненные почвы (Конц. вредных веществ в несколько раз превышает ПДК)

·Среднезагрязненная почва (Установлено превышение ПДК, но не установлено изменение почвы)

·Слабозагрязненные (Канц. не превышает ПДК)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: