Подшипники скольжения

Принципиальная схема опоры с подшипником скольжения

Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш или втулка из антифрикционного материала (часто используются цветные металлы), и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу. Для успешной работы подшипника зазор предварительно рассчитывается.

Примеры смазочных канавок в подшипниках скольжения

В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает:

· жидкостным, когда поверхности вала и подшипника разделены слоем жидкого смазочного материала, непосредственного контакта между этими поверхностями либо нет, либо он происходит на отдельных участках;

· граничным – поверхности вала и подшипника соприкасаются полностью или на участках большой протяженности, причем смазочный материал в виде тонкой пленки;

· сухим – непосредственный контакт поверхностей вала и подшипника по всей длине или на участках большой протяженности, жидкостной или газообразный смазочный материал отсутствует;

· газовое – поверхности вала и подшипника разделены слоем газа, трение минимально.

Виды смазки подшипников качения

Основные виды смазки Смазочные материалы и материалы для создания смазочных покрытий. Варианты смазки
Сухая - В наноструктурном состоянии: С, BN, MoS2 и WS2; -в виде нанокомпозиционных покрытий: WC/C, MoS2 /C, WS2/C, TiC/C и наноалмаза; - в виде алмазных и алмазоподобных углеродистых покрытий: пленок из алмаза, гидрогенизированного углерода (a-C:H), аморфного углерода (a-С), нитрида углерода (C3N4) и нитрида бора (BN); - в виде твердых и сверхтвердых покрытий из VC, B4C, Al2O3, SiC, Si3O4 , TiC, TiN,TiCN, AIN и BN, - в виде чешуйчатых пленок из MoS2 и графита; - в виде неметаллических пленок из диоксида титана, фтористого кальция, стекла, оксида свинца, оксида цинка и оксида олово, - в виде пленки из мягких металлов: свинца, золото, серебра, индия, меди и цинка, - в виде самосмазывающихся композитов из нанотрубок, полимеров, углерода, графита и металлокерамики, - в виде чешуйчатых пленок из углеродных составов: фторированного графита и фторид графита; - углерод; - полимеры: PTFE, нейлон и полиэтилен, - жиры, мыло, воск (стеариновая кислота), - керамика и металлокерамика.
Тонкопленочная - Смешанная смазка (полужидкостная); - граничная смазка.

Газовая - Газоводинамическая смазка

Существует большое количество конструктивных типов подшипников скольжения: самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и т.д.

А) Б)

А) - типичный шарнирный подшипник с поверхностью скольжения типа "металл-металл",

Б) - типичный шарнирный подшипник с самосмазывающейся поверхностью

Недостатки подшипников скольжения:

· высокие потери на трение и, следовательно, пониженный коэффициент полезного действия (0,95... 0,98);

· необходимость в непрерывном смазывании;

· неравномерный износ подшипника и цапфы;

· применение для изготовления подшипников дорогостоящих материалов;

· относительно высокая трудоемкость изготовления.

Принципиальная схема опоры с подшипником качения

Подшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел качения, сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

1 - с шариковыми телами качения, 2 - с короткими цилиндрическими роликами, 3 - с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами, 4 - с коническими роликами,

5 - с бочкообразными роликами

1.1 Научная и техническая литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: